Неудивительно, что мудрецы нашей нации всегда с большим вниманием и глубоким смыслом относились к богатому наследию, историческим корням и тесной взаимосвязи родственных народов, таких как казахи, кыргызы, каракалпаки, ногайцы, татары, башкиры и туркмены, уходящей в глубокие недра веков. Как предупреждалось слушателям во вступлениях наших эпосов: «Алты сан алаш, он сан оят, қырық сан қият, тоғыз сан торғауыт», ветви плодородных корней всего народа, имеющего общее происхождение, прекрасно сохранились в нашем литературно-фольклорном сокровище. Даже не говоря о кочевых народах, создававших могучие империи и живших свободно на бескрайних просторах Евразии, бок о бок и в одном ряду, истинно, что культура воинственных тюрков распространялась и оказывала генетическое влияние даже на соседние народы другой расы. Например, есть доказательства духовного родства и у венгров, относящихся к финно-угорской группе. Тем не менее, на наш взгляд, именно уникальный национальный код, духовное сокровище, служившее ценным инструментом для сохранения облика народа в караване веков, ясно покажет, кто кому близок, а кто далек.
Если говорить о родственной близости казахов и кыргызов, то разве не сам знаменитый эпос «Манас» является тому доказательством?! Именно поэтому великий Шокан, впервые записавший эпос «Манас», исследовавший его происхождение и представивший миру, глубоко осмыслил то, что в этом эпосе вместе воспеваются кыргызские и казахские улусы, что они являются родственными народами, и в то же время открыто изображается их самостоятельное существование.
То есть, можно сказать, что в эпосе правдиво отражены как родство, так и отдаленность казахов и кыргызов. Шокан также заметил эту самобытность в физиономии кыргызов и казахов, написав: «что даже в физиономии бурутов есть что-то своеобразное, не кайсацкое».
Великий ученый, говоря о том, что кыргызы, жившие свободно на высоких вершинах Алтайских, Саянских, Тянь-Шаньских, Памирских, Алайских гор, укрываясь льдом и подстилаясь снегом, сохранили свой самобытный тюркский облик, не нарушая своей культуры, пишет: «горные кыргызы с древних времен не подчинялись никаким ханам, султанам, бекам, а находились под властью старейшин своих родов». Шокан пишет, что в фольклорной памяти кыргызского народа сохранились ханы, такие как Аз Жанибек, Енсегей бойлы Ер Есим, а также легенда о том, что хан Жошы был убит куланом, когда его везли на детской лошадке.
Как стало известно из более поздних исследований, значительная часть кыргызов в период правления Жошы, Аз Жанибека, хана Хакназара, хана Таира, хана Есима, хана Тауке, Салхама Жангира и даже Абылая, была единой с казахами, не разделяясь и двигаясь вместе.
Наблюдается, что общие черты, характерные особенности в культуре, мировоззрении и языке казахов и кыргызов формировались и накапливались не только в течение одного века, но и в водовороте многих эпох и времен, на многих уровнях и во многих направлениях.
Известный кыргызский ученый Б. Кебекова, исследовавший казахско-кыргызские фольклорные отношения, разделяет кыргызское народное сокровище на периоды: Южно-Сибирский, Монголо-Алтайский, Золотоордынский и Ногайский XIII-XIV вв., а также последующие периоды Средней Азии и Семиречья, и делает обоснованные выводы.
Конечно, в эти периоды кыргызская культура, тесно контактировавшая со многими тюрко-монгольскими народами, развивалась во многих аспектах. Есть общие корни с братским улусом Тува в Сибири, родственные связи с Алтаем, общие мысли с ойратами, общие пути с джунгарами. Духовный мир этого народа, покорявшего дикую природу в горной местности и занимавшегося охотой в лесах, несет в себе дыхание таежной культуры, схожей с тюркскими улусами Сибири.
Среди тюркских народов наиболее монголизированным является Тува (50% тувинской духовной культуры равно монгольской), но алтайцы, телеуты, хакасы, находившиеся в тесных соседских отношениях с монголами, также получили свою долю. Упомянутые улусы были крупными племенами в составе Джунгарии, поэтому наши предки, искусные в генеалогии, чтобы отличить своих братьев, называли джунгар «черными калмыками», а их самих «светло-каштановыми калмыками». Поэтому именно поэтому в фольклоре этих братских народов джунгарские полководцы, такие как Амирсана, Шона, Галдама, воспеваются и прославляются на уровне национальных героев.
Кыргызы, обитавшие на Енисее и прожившие тысячи лет в Минусинской котловине, также переняли что-то от монгольского языка. Конечно, ни один народ в мире не может жить в полной изоляции, не контактируя ни с кем. Не стоит удивляться тому, что среди кыргызов, в Караколе, живут «потомки» джунгар, и в XXI веке, именно сейчас, они немного говорят на ойратском языке.
В эпосе «Манас», который является огромной энциклопедией, хранящей в себе родословную всего народа, содержится много информации о направлениях великих миграций и местах обитания кыргызов. Например, в эпосе «Манас» есть строка: «Жақып, позвав народ, сказал: «Давайте переселимся из Алтая в Андижан»»:
Алтайдан көшіп алсақ дейм,
Анжыян жаққа барсақ дейм..
Маңғұлда жүрдім мал сақтап,
Манжурлардың жұртында,
Басып жүрдім жан сақтап.
А казахская земля, с которой народ, живущий в тесном соседстве, имеющий общие корни и кровь, воспевается в «Манасе» следующим образом: «Лепси есть, Каракум, на востоке Сарыарка, все это у казахов… Есть реки Есиль, Нура, все это благополучно… Есть длинная гора Урал, земли Едиль, Жайык, говорят, что это земля, где выросли наши предки, земля разных народов».
Названия рек и местностей в эпосе «Манас» также свидетельствуют о бурных волнах грозной истории. Наряду с Алтаем упоминается Кангай, а священный Отюкен древних тюрков становится украшением поэтического узора.
Подобно тому, как «Алып Манаш», сюжет которого в среде алтайцев сформировался в виде героической сказки, в Средней Азии, став полнее и совершеннее, превратился в «Манас», «Алпамыс», а на Кавказе и в Анатолии – в эпос «Алып Бамсы», то разве не удивительные события пережил родственный народ Алаш, покинувший золотой Алтай?!
Исследователи заметили, что среди кыргызов сохранились мифы и легенды, уходящие корнями в сибирский период, характерный для древнетюркского сознания. Одним из них, которому Шокан уделял особое внимание, являются генеалогические мифы. Одна из кыргызских племен считает своим предком рогатую Мать-Олениху, а в других мифах говорится, что кыргызский народ произошел от священной красной «тайган». Тайган на монгольском языке означает борзая. В обоих этих мифах чувствуются отголоски охотничьего периода в сибирской тайге и древнетюркских верований. В эпосе «Манас» конь героя восхваляется чудесным образом, и в то же время его быстрая борзая также прекрасно изображена. Эта особенность, присущая эпосу «Манас», сама по себе показывает, что кыргызы не забыли следы своей древней охотничьей культуры.
В целом, наряду с общими пластами духовного сокровища, дошедшими из алтайского периода, племена алтайцев и кыргызов, такие как мундузы и телеуты, имеют общее происхождение. Братья в Сибири иногда называют племя мундуз мёндёрами. Мёндёр на современном монгольском языке означает горох. Поскольку звуки «р-з» в тюрко-монгольских языках часто чередуются, происхождение этого слова уходит глубоко. Миф о происхождении этого племени мундуз снова свидетельствует о древнетюркских верованиях:
«Давным-давно одна девушка, когда шел сильный ливень, посмотрела на небо, и ей в рот попал горошек, и девушка забеременела, и потомки, произошедшие от нее, были названы мундузами», – говорят старинные предания.
В некоторых заклинательных песнях кыргызов, связанных со скотоводством, также встречаются мотивы, схожие с алтайцами и телеутами. Когда рождается теленок, они поют песню «Кылоо» и совершают обряд пожелания благополучного роста теленка: «Кылоо, кылоо, если спустишься вниз, его заберет вор, если поднимешься вверх, его заберет волк, держись посередине» – это короткое пожелание-благословение встречается в таком же варианте и среди алтайцев и телеутов. Конечно, подобный обряд совершенно не встречается среди казахов, узбеков, каракалпа