ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Актуальное » Родство, уходящее корнями в Алтай

Родство, уходящее корнями в Алтай

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
24 октября, 2017
in Актуальное
0

Неудивительно, что мудрецы нашей нации всегда с большим вниманием и глубоким смыслом относились к богатому наследию, историческим корням и тесной взаимосвязи родственных народов, таких как казахи, кыргызы, каракалпаки, ногайцы, татары, башкиры и туркмены, уходящей в глубокие недра веков. Как предупреждалось слушателям во вступлениях наших эпосов: «Алты сан алаш, он сан оят, қырық сан қият, тоғыз сан торғауыт», ветви плодородных корней всего народа, имеющего общее происхождение, прекрасно сохранились в нашем литературно-фольклорном сокровище. Даже не говоря о кочевых народах, создававших могучие империи и живших свободно на бескрайних просторах Евразии, бок о бок и в одном ряду, истинно, что культура воинственных тюрков распространялась и оказывала генетическое влияние даже на соседние народы другой расы. Например, есть доказательства духовного родства и у венгров, относящихся к финно-угорской группе. Тем не менее, на наш взгляд, именно уникальный национальный код, духовное сокровище, служившее ценным инструментом для сохранения облика народа в караване веков, ясно покажет, кто кому близок, а кто далек.

Если говорить о родственной близости казахов и кыргызов, то разве не сам знаменитый эпос «Манас» является тому доказательством?! Именно поэтому великий Шокан, впервые записавший эпос «Манас», исследовавший его происхождение и представивший миру, глубоко осмыслил то, что в этом эпосе вместе воспеваются кыргызские и казахские улусы, что они являются родственными народами, и в то же время открыто изображается их самостоятельное существование.

То есть, можно сказать, что в эпосе правдиво отражены как родство, так и отдаленность казахов и кыргызов. Шокан также заметил эту самобытность в физиономии кыргызов и казахов, написав: «что даже в физиономии бурутов есть что-то своеобразное, не кайсацкое».

Великий ученый, говоря о том, что кыргызы, жившие свободно на высоких вершинах Алтайских, Саянских, Тянь-Шаньских, Памирских, Алайских гор, укрываясь льдом и подстилаясь снегом, сохранили свой самобытный тюркский облик, не нарушая своей культуры, пишет: «горные кыргызы с древних времен не подчинялись никаким ханам, султанам, бекам, а находились под властью старейшин своих родов». Шокан пишет, что в фольклорной памяти кыргызского народа сохранились ханы, такие как Аз Жанибек, Енсегей бойлы Ер Есим, а также легенда о том, что хан Жошы был убит куланом, когда его везли на детской лошадке.

Как стало известно из более поздних исследований, значительная часть кыргызов в период правления Жошы, Аз Жанибека, хана Хакназара, хана Таира, хана Есима, хана Тауке, Салхама Жангира и даже Абылая, была единой с казахами, не разделяясь и двигаясь вместе.

Наблюдается, что общие черты, характерные особенности в культуре, мировоззрении и языке казахов и кыргызов формировались и накапливались не только в течение одного века, но и в водовороте многих эпох и времен, на многих уровнях и во многих направлениях.

Известный кыргызский ученый Б. Кебекова, исследовавший казахско-кыргызские фольклорные отношения, разделяет кыргызское народное сокровище на периоды: Южно-Сибирский, Монголо-Алтайский, Золотоордынский и Ногайский XIII-XIV вв., а также последующие периоды Средней Азии и Семиречья, и делает обоснованные выводы.

Конечно, в эти периоды кыргызская культура, тесно контактировавшая со многими тюрко-монгольскими народами, развивалась во многих аспектах. Есть общие корни с братским улусом Тува в Сибири, родственные связи с Алтаем, общие мысли с ойратами, общие пути с джунгарами. Духовный мир этого народа, покорявшего дикую природу в горной местности и занимавшегося охотой в лесах, несет в себе дыхание таежной культуры, схожей с тюркскими улусами Сибири.

Среди тюркских народов наиболее монголизированным является Тува (50% тувинской духовной культуры равно монгольской), но алтайцы, телеуты, хакасы, находившиеся в тесных соседских отношениях с монголами, также получили свою долю. Упомянутые улусы были крупными племенами в составе Джунгарии, поэтому наши предки, искусные в генеалогии, чтобы отличить своих братьев, называли джунгар «черными калмыками», а их самих «светло-каштановыми калмыками». Поэтому именно поэтому в фольклоре этих братских народов джунгарские полководцы, такие как Амирсана, Шона, Галдама, воспеваются и прославляются на уровне национальных героев.

Кыргызы, обитавшие на Енисее и прожившие тысячи лет в Минусинской котловине, также переняли что-то от монгольского языка. Конечно, ни один народ в мире не может жить в полной изоляции, не контактируя ни с кем. Не стоит удивляться тому, что среди кыргызов, в Караколе, живут «потомки» джунгар, и в XXI веке, именно сейчас, они немного говорят на ойратском языке.

В эпосе «Манас», который является огромной энциклопедией, хранящей в себе родословную всего народа, содержится много информации о направлениях великих миграций и местах обитания кыргызов. Например, в эпосе «Манас» есть строка: «Жақып, позвав народ, сказал: «Давайте переселимся из Алтая в Андижан»»:

Алтайдан көшіп алсақ дейм,

Анжыян жаққа барсақ дейм..

Маңғұлда жүрдім мал сақтап,

Манжурлардың жұртында,

Басып жүрдім жан сақтап.

А казахская земля, с которой народ, живущий в тесном соседстве, имеющий общие корни и кровь, воспевается в «Манасе» следующим образом: «Лепси есть, Каракум, на востоке Сарыарка, все это у казахов… Есть реки Есиль, Нура, все это благополучно… Есть длинная гора Урал, земли Едиль, Жайык, говорят, что это земля, где выросли наши предки, земля разных народов».

Названия рек и местностей в эпосе «Манас» также свидетельствуют о бурных волнах грозной истории. Наряду с Алтаем упоминается Кангай, а священный Отюкен древних тюрков становится украшением поэтического узора.

Подобно тому, как «Алып Манаш», сюжет которого в среде алтайцев сформировался в виде героической сказки, в Средней Азии, став полнее и совершеннее, превратился в «Манас», «Алпамыс», а на Кавказе и в Анатолии – в эпос «Алып Бамсы», то разве не удивительные события пережил родственный народ Алаш, покинувший золотой Алтай?!

Исследователи заметили, что среди кыргызов сохранились мифы и легенды, уходящие корнями в сибирский период, характерный для древнетюркского сознания. Одним из них, которому Шокан уделял особое внимание, являются генеалогические мифы. Одна из кыргызских племен считает своим предком рогатую Мать-Олениху, а в других мифах говорится, что кыргызский народ произошел от священной красной «тайган». Тайган на монгольском языке означает борзая. В обоих этих мифах чувствуются отголоски охотничьего периода в сибирской тайге и древнетюркских верований. В эпосе «Манас» конь героя восхваляется чудесным образом, и в то же время его быстрая борзая также прекрасно изображена. Эта особенность, присущая эпосу «Манас», сама по себе показывает, что кыргызы не забыли следы своей древней охотничьей культуры.

В целом, наряду с общими пластами духовного сокровища, дошедшими из алтайского периода, племена алтайцев и кыргызов, такие как мундузы и телеуты, имеют общее происхождение. Братья в Сибири иногда называют племя мундуз мёндёрами. Мёндёр на современном монгольском языке означает горох. Поскольку звуки «р-з» в тюрко-монгольских языках часто чередуются, происхождение этого слова уходит глубоко. Миф о происхождении этого племени мундуз снова свидетельствует о древнетюркских верованиях:

«Давным-давно одна девушка, когда шел сильный ливень, посмотрела на небо, и ей в рот попал горошек, и девушка забеременела, и потомки, произошедшие от нее, были названы мундузами», – говорят старинные предания.

В некоторых заклинательных песнях кыргызов, связанных со скотоводством, также встречаются мотивы, схожие с алтайцами и телеутами. Когда рождается теленок, они поют песню «Кылоо» и совершают обряд пожелания благополучного роста теленка: «Кылоо, кылоо, если спустишься вниз, его заберет вор, если поднимешься вверх, его заберет волк, держись посередине» – это короткое пожелание-благословение встречается в таком же варианте и среди алтайцев и телеутов. Конечно, подобный обряд совершенно не встречается среди казахов, узбеков, каракалпа

Previous Post

«Дедушка, на каком языке я говорю?..»

Next Post

Открыта находка, которая может переписать историю человечества

Next Post

Открыта находка, которая может переписать историю человечества

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.