Функциональной модели, присущей определенной управленческой структуре, свойствен подход, устанавливающий закрепленные законом службы и задачи государственных органов в Казахстане, условия и ограничения их реализации. А с точки зрения стратегического управления широко применяется программно-целевой подход (разработка долгосрочных целей и задач развития, механизм их реализации и промежуточные этапы контроля их выполнения). Здесь процессы фиксируются от постановки цели до получения конкретного результата. Эти управленческие подходы предполагают необходимость применения конкретных бюрократических предписаний, что, с одной стороны, позволяет создать систему качественного контроля и ответственности, а с другой стороны, при решении задач стратегического развития снижает уровень гибкости, эффективность межведомственного взаимодействия.
Опираясь на международный опыт, решением этих проблем является внедрение в деятельность органов государственной власти ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Здесь объединены сильные стороны других подходов, в том числе из процессного подхода взята модель декомпозиции основной задачи на фазы. Это позволяет облегчить процесс контроля сроков и стоимости по каждой фазе.
Проектное управление — это особый вид деятельности, который может применяться для управления не только объектами, имеющими признаки проекта, но и любыми другими объектами. Иными словами — технология организации людей для достижения конкретных задач. Множество определений понятия «проект» основываются на наличии его уникальной цели, ограниченности времени и ресурсов для его реализации.
Проектный подход позволяет обеспечить прозрачность деятельности государственного сектора, повысить качество достижения запланированных результатов и сократить сроки. По данным международного сообщества проектного управления, практическое использование инструментов проектного управления помогает экономить около 20-30% времени и, что важно, 15-20% средств [1].
Проектный подход, создавая предпосылки для кардинальных изменений в системе государственного управления, в результате позволяет перейти от отдельных проектов и программ к общему проектно-ориентированному обществу. Со временем концепция проектного управления постепенно развилась от подхода, присущего только крупным государственным проектам, к комплексной методологии управления организационными процессами.
В настоящее время проектно-ориентированный подход широко применяется в Великобритании, Японии, США, России и других странах. Изучая опыт соседних стран, в том числе опыт Белгородской области, к факторам успеха во внедрении проектного управления в государственных органах можно отнести поддержку со стороны высокопоставленных должностных лиц, определение органа, ответственного за внедрение проектного управления, включение всех государственных органов в схему проектного управления, формирование среды оценки и отбора проектов, оформление проектного управления, оказание технологической поддержки проектной деятельности и политику стимулирования.
Однако, в противовес этим факторам, были выявлены и проблемы, препятствующие внедрению проектного управления в государственном секторе, в частности: неразвитая нормативно-правовая база, отсутствие активности, заинтересованности и мотивации, недостаток необходимых знаний и навыков, а также неиспользование на практике новых методов работы.
Таким образом, при создании благоприятных условий, проектное управление должно стать одним из инструментов развития, позволяющим эффективно управлять государственными программами, крупными инвестиционными проектами.
Аяулым Айтжанова,
эксперт Центра государственно-частного партнерства
Национальный портал
[1] Данные VIII Международной конференции по управлению проектами ПМСОФТ «ПМСОФТ и Primavera – успешные инвестиции в промышленность и строительство»