ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Найден 12-й номер журнала «Абай» за 1918 год

Найден 12-й номер журнала «Абай» за 1918 год

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
30 марта, 2017
in Национальная история
0

Найден последний утерянный номер журнала «Абай», редактором которого был деятель Алаш Жусупбек Аймауытов. Новость, обрадовавшая Алаш, сообщила корреспонденту газеты «Түркістан» PhD-докторант КазНУ им. аль-Фараби Алтын Акынбекова.

Журнал «Абай» начал выходить в городе Алаш (ныне Новый Семей) с 4 февраля 1918 года. Однако до сегодняшнего дня среди ученых велись споры о количестве вышедших номеров журнала. Некоторые из них утверждали, что вышло всего 11 номеров журнала «Абай», другие же говорили о 12-м номере. Но до сих пор №12 издания нигде не находили. Исследователь истории прессы Бейсенбай Кенжебаев в своем труде «Из истории казахской печати» (1950 г.) пишет: «Журнал «Абай» выходил в городе Семипалатинске с февраля 1918 года по октябрь того же года. Всего вышло 11 номеров». Подобные мнения отражены и в трудах ученых К. Аллабергена и Ө. Әбдиманұлы. А мнение о том, что «вышел 12-й номер журнала», было распространено среди читателей в 1992 году через переизданный журнал «Абай». Писатель Сабит Муканов также отмечал выход 12-го номера журнала. Ученый Бауыржан Жакып и первый редактор переизданного «Абая» Р. Мусаулы также придерживались мнения о выходе 12 номеров журнала. Ученый К. Нурпеисов, внесший особый вклад в восстановление подлинной истории Алаша, в своем труде «Алаш и Алашорда» писал: «До рук читателей дошел только 12-й номер журнала «Абай». А сам Жусупбек Аймауытов в своей статье «Как закрылся «Абай»?» конкретно отметил выход 12 номеров журнала, написав: «С февраля прошлого 1918 года начал выходить журнал «Абай», вышло двенадцать номеров, просуществовав десять месяцев, он прекратил свое существование». Об этом говорит доктор филологических наук Айгуль Рамазан.

А PhD-докторант Алтын Акынбекова, нашедшая утерянный №12 журнала, говорит: «Я учусь на 1-м курсе PhD докторантуры. Мой научный руководитель, доктор филологических наук, доцент Рамазан Айгуль Амиргаликызы предложила: «Казахские журналы начала ХХ века еще не полностью исследованы, как насчет того, чтобы взять эту тему?». Так мы остановились на теме «Казахские журналы начала ХХ века: история, функции, типология». В рамках темы я начала исследовательскую работу с поиска и ознакомления с оригиналами журналов в библиотеках и архивах. Поскольку все издания, вышедшие в начале ХХ века, были написаны арабской вязью, я сравнивала их переводы на кириллицу с оригиналами. В ходе исследования выяснилось, что 12-й номер журнала «Абай», вышедший в 1918 году в городе «Алаш» (Новый Семей), не был найден. Конечно, этот вопрос не оставил меня равнодушной. В связи с этим я поставила перед собой цель найти №12 журнала. Вскоре моя надежда оправдалась. Сегодня последний №12 журнала переведен на кириллицу и при поддержке ректора КазНУ им. аль-Фараби Галымкаира Мутанова будет издан издательством «Қазақ университеті» и представлен читателям», – говорит она. Исследователь также отмечает, что №9 журнала также нигде не был найден.

На обложке №12 журнала «Абай» с 100-летней историей указана дата выхода – 15 ноября 1918 года. Также в журнале, напечатанном арабской вязью, опубликованы статья Мухтара Ауэзова «Опасность исчезновения», статья Шарипа Акпана «Неверность. Бесплодие», статьи неизвестных авторов «О кооперации», «Наемный батрак», статья Гайсы Токтарбекова «О языке науки», отрывок из «Слова назидания» Абая Кунанбайулы «Разница между разумным и неразумным», стихи автора под псевдонимом Жан «Скучаю» и поэта под псевдонимом Ж.А. «Переселение», а также «Общее положение товарищества по взаимному кредиту «Уак» и отрывок из поэмы Магауии Абайбалы «Медгат-Касым».

Среди статей, опубликованных в журнале «Абай», особое внимание привлекает критическая статья Шарипа Акпанулы «Неверность. Бесплодие». Проблема, затронутая в ней, касается литературного произведения «Любовь», опубликованного в предыдущих номерах журнала.

Момакану. Вы написали рассказ «Любовь» в журнале «Абай», начиная с 7-го номера и закончив в 9-м. Несмотря на то, что вы пишете о любви, в ваших действиях проявляются неверность и бесплодие. Потому что влюбленные не считают ни пользы, ни вреда. Они не отступают перед огнем, горящим как главная связь, и перед пулями. Молодой человек, не задумываясь о спасении жизни родителей, привязывает свою жизнь к жизни возлюбленной и либо получает, либо умирает. Девушка тоже. Если парень влюблен, он будет страдать. Страдающий влюбленный юноша, если его свяжут, разрушит горы, разобьет камни, перевернет землю; если не достигнет цели, умрет за своей мечтой. Парень, который мучил одну девушку, связал ее жизнь, внес разлад в ее жизнь и бросил ее – не человек. Говорить «Я люблю» и приходить к моменту расставания, говоря: «Судьба не написала нам быть вместе», и уходить, не оборачиваясь, не обращая внимания на Жакентая, который все еще стоит на месте, оглядываясь по сторонам – это не дело влюбленных, а дело неверных. Такие парни в благополучии – буйные скакуны, в нужде – ненадежные скользкие, завистливые любители, лишь рабы временной похоти. То, что вы, видя Жакентая в благополучии, не могли отвести глаз, что в вас появлялась какая-то сила, и вы не имели ни малейшей возможности уйти – это ваша завистливость. Таких, как вы и Жакентай, много среди молодежи, которая не может быть с любимым человеком. Вместо того, чтобы прославлять такое увлечение, написав «Любовь» и заняв три номера журнала, лучше бы дали место настоящим влюбленным, которые писали бы «Если влюбился, будь как мы». (Прочитал – Ж.Г.)

Сразу после этой критики была опубликована объемная статья под названием «Ответ из правления» за авторством неизвестного. В ней, отвечая на критику Шарипа Акпана относительно понятия «любовь», автор глубоко размышляет о главной литературе, оказавшей влияние на казахскую художественную литературу, о понятиях любви в ней и пишет ответную статью. В ней говорится: «Статья «Любовь» написана в духе реализма. Она изображает жизнь ясно, не преувеличивая и не скрывая. Ясность жизни очевидна. Если герой Момакана неверный, и девушка с парнем расходятся, смирившись с судьбой, и не разбивают себе голову о горы и камни, то разве не случается такого среди казахов? Разве мало казашек, которые из-за слабости, ненадежности многих парней, не могут преодолеть такие вещи, как злая судьба, проклятия родителей, и живут в унижении, не будучи с любимым? Разве мы не видим, как девушки, сбежавшие от мужей, попав в руки, подвергаются наказанию, соблазну, запугиванию, и уходят от любимого парня? Разве мало парней, которые, увидев много девушек, потеряв интерес, с одной стороны, не желая отказываться от своей жизненной цели, с другой стороны, не имея возможности найти помощь, страдают, притворяясь, что подчинили молодость разуму, и, обдумывая свои действия, упускают свой счастливый возраст и потом сожалеют? Конечно, много. Как говорит Шарип, «у каждого второго». «Разве он не умер ради девушки, отказавшись от всего остального мира?» – говорит Шарип: «Это не настоящая любовь, а увлечение». Это ошибка. Есть любовь, есть обретение любимого. Сердце, которое любит, и сила, которая заставляет полюбить – это героизм. Чтобы уметь любить, сила не нужна. Даже слабый человек может влюбиться; только человек со слабой силой защищается, не может отдать свою жизнь; он ненадежен, труслив, чтобы достичь цели. Это две разные вещи. Возможно, Шарип сам предпочитает такого упрямого героя, думает: «Я бы поступил так». Но нельзя измерять всех по себе. Если мы влюблены, разве мы не можем быть особенными людьми, превосходящими все в мире, и разве обычные люди не могут любить? Это не так. Мы привыкли видеть хорошее в них, и нам кажется, что все влюбленные – особенные люди. Когда мы читаем о том, как обычные люди из нашего окружения любят друг друга, нам становится скучно, и это кажется нам неважным», – заключает статью. (Прочитал – Ж.Г.)

Полностью понять суть и направление журнала «Абай» можно через статьи Жусупбека Аймауытова «Любить нацию», Мухтара Ауэзова «Опасность исчезновения», Миржакыпа Дулатова «Алашу». Первый вектор журнала «Абай» – любить нацию, второй вектор – предостерегать от опасности исчезновения, то есть сохранять язык, религию, землю. Третий вектор – искренне служить нации, быть рядом в трудные времена и указывать правильный путь. Сила вектора «Абай» заключается в его связи и параллельности с вектором «Алаш». Изначально журналисты, издававшие «Абай» как «мой столп», за год превратили журнал в золотой столп национальной духовности, – говорит доктор филологических наук Айгуль Рамазан.

Редактор «Абая» с большой надеждой смотрел в будущее журнала. Однако после выхода 12-го номера издание прекратило свое существование. По словам ученого-алашеведа Айгуль Рамазан, Жусупбек Аймауытов в своем объявлении «Читателям газет и журналов», опубликованном в 1919 году в «Сарыарка», писал: «В русской газете, выходившей в Новониколаевске, было написано, что одна казахская газета и один журнал закрылись из-за отсутствия подписчиков. Речь шла о газете «Жас Азамат» и журнале «Абай». Это сообщение ложное: «Жас Азамат» выходит до сих пор. Были опасения, что он может закрыться из-за нехватки средств. Теперь мы хотим, чтобы он не закрывался. Потому что молодежь Омска отправила 1000 сомов, а молодежь Семипалатинска – 5000 сомов помощи. Похоже, появятся и другие меценаты. У «Абая» около 900 подписчиков. «Абай» не закрылся окончательно. Нам кажется, что совесть и честь образованной молодежи, требовательных граждан не позволят просто закрыть журнал и сидеть спокойно, они будут его издавать. Поэтому мы просим читателей не обижаться, не сомневаться, не терять надежды и проявить терпение из-за кратковременной остановки «Абая», – пишет он. К сожалению, надежды Жусупбека Аймауытова не оправдались.

В смутное время финансовые спонсоры журнала «Абай» неоднократно менялись. Издание сначала выходило в «Казахской типографии» при финансовой поддержке организации «Жанар», а затем «Товарищества по взаимному кредиту «Уак». Упомянутая типография была открыта на базе типографии братьев Нигматуллиных «Ярдам» в Семипалатинске. Помимо журнала «Абай», из этой типографии выходила и газета «Сарыарка».

Первыми авторами журнала были: Маннан Турганбаев, Жусупбек Аймауытов, Султанмахмут Торайгыров, Мухтар Ауэзов, Сабит Донентаев, Сеитбаттал Мустафин. Позже к ним присоединились Гумар Карашбаласы, Шакарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, Акылбай Абайулы, Магауия Абайбалы, Шынжы Керейбаев, Габдолла Байтасов.

В журнале «Абай» редакция указывала, что издание выходит два раза в месяц. Однако журнал, вышедший в феврале, напечатал два номера подряд, а в последующие периоды выходил только один номер в месяц. Также некоторые номера журнала выходили объемом 16-17 страниц, а некоторые – 21 страницу.

В первом номере журнала издатель Жусупбек Аймауытов опубликовал главную статью «О журнале», в которой писал: «Кто-то скажет, что поскольку название журнала «Абай», нужно придерживаться только литературного пути. На это мы ответим: нельзя говорить, что Абай был только поэтом (литератором). Абай заложил основу нашей литературы, глубоко размышлял и исследовал такие понятия, как человечность, воспитание, наука, ремесло. Абай также ясно изобразил быт, жизнь, характер казахов и показал их недостатки. Поэтому, посвящая журнал Абаю, мы показываем, что стремимся сделать Абая наставником во всех отношениях, ориентиром, а молодежь – учениками, следующими за ним», – говорит он. Также видно, что с №3 журнала непрерывно публикуются материалы о деятельности правительства Алашорды.

Утерянное и найденное наследие Алаша – №12 журнала «Абай» – будет издано в виде книги. Будут опубликованы материалы из журнала, написанные арабской вязью, как в факсимильном, так и в переведенном на кириллицу варианте. В следующем году исполнится сто лет и журналу «Абай», найденному к 100-летнему юбилею правительства Алаш Орды. Поэтому, несомненно, это ценное произведение станет большой находкой для исследователей казахской истории и казахской журналистики.

Жанибек Галым

Источник: газета «Түркістан»

Фото: Максат Кусаинов

Previous Post

Смена кадров на государственной службе сократилась в 18 раз за год

Next Post

Бердибека Машбекулы нужно «клонировать» — Сагинтаев

Next Post

Бердибека Машбекулы нужно "клонировать" - Сагинтаев

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.