ЗОЛОТАЯ ДОМБРА и КУРЫ
Почему у нас все условия, забота, почет оказываются только эстрадным фанерщикам и айтыскерам?! Разве изначально владелец священной казахской домбры не был певец или кюйши? Сегодня ясно одно: казахи обладают самым богатым музыкальным наследием в мире. Пройдя сквозь века, до нас дошли около десяти тысяч кюев и пять тысяч песен! Ведь именно певцы и кюйши с золотыми пальцами дали жизнь этим произведениям, унаследованным от предков. И сегодня разве не те же певцы и кюйши бережно хранят это наследие и пропагандируют его народу?! Следовательно, «Золотая домбра» – это путь кюйши и певца. Почему же певцы и кюйши остаются в стороне от «Золотой домбры»?! Как долго будет продолжаться «Жанбота почтабайшылык», отнявший домбру у Биржана?!
Раз уж начал, скажу, в казахском обществе происходит интересное (возможно, мучительное) явление: когда речь заходит об искусстве, казахи представляют только фанерщиков, шевелящих губами, и айтыскеров с бородой, но без усов, волочащих халаты. Дошли до того, что люди больше не думают, что существует иное искусство. Ведь вершина искусства – это песня и кюй, всегда! Для прежних казахов это было так. «Прекрасная песня и сладкий кюй, проникающие в слух и покоряющие тело» – считались истинным, драгоценным искусством. Абай говорил так: он презирал акынов, «продающих свою душу за скот, берущих кобыз и домбру и распевающих в толпе». А что сейчас: мы бросили певцов и кюйши в борьбу. Их долю отняли и отдали фанерщикам и ваххабитским айтыскерам. Для сравнения: главный приз республиканского конкурса певцов имени Амире Кашаубаева и Жусупбека Елебекова составляет двести тысяч тенге. А «Золотая домбра», вручаемая айтыскерам, стоит, говорят, 120 тысяч долларов, если это правда. Не говоря уже о дорогих автомобилях стоимостью 50-100 тысяч долларов, которые разыгрываются на щедрых дастарханах. А на тех дастарханах нет места казахской песне и кюю. Потому что певец и кюйши с украшенной домброй невыгодны хозяину застолья. Ведь певец и кюйши не будет восхвалять, прославлять, воспевать и «освещать» предков хозяина, чье прошлое неизвестно (сейчас он батыр или би).
Поэтому на любом застолье, празднике: царит «классовое разделение», когда говорят: «Прибыли мои акыны из Алатау, из Арки», а «певцов и кюйши гоните кнутом, как овец». Мы дошли до того, что на той друзей просим диск вместо домбры.
Вот, братья, мы стали так различать искусство и деятелей искусства. Потому что от певцов и кюйши нет «выгоды». По крайней мере, они не могут стать «настоящими» ваххабитами. Потому что «проклятые» песня и кюй слишком высоки, слишком возвышенны. Они не смотрят на земные крохи с жадностью. Чья просо созреет, та и курица будет его. А сейчас власти нужна «курица». Потому что от курицы нет опасности. Так же и с сомнительными течениями. «Курица» – незаменимая «птица» для «распространения религии». «Эх, курица, кружись, если есть корм в руке..!»
Из записи Ерлана Толеутая в Facebook