Недавно мы писали статью об употреблении некоторых многогранных казахских слов в прошлом и настоящем. Люди приняли ее очень тепло, как будто нашли что-то потерянное. Они просили продолжения. Если мы можем удовлетворить желание народа, почему бы не продолжить использовать наше сокровище! На этот раз наш разговор начался с рассказа о древней песне наших предков.
От дерева не отходят с палкой, если ты молод
Есть очень старинная казахская песня под названием «Бір бала» (Один ребенок), слова которой просто удивительны! Как вообще наши предки слушали песни? Слушая песню, разве они не возносились в своих мыслях, не устремлялись ввысь, не осматривались по сторонам, вдохновляясь и ликуя, связывая каждое слово с мелодией, с тем, как певец изгибает, льет, меняет, склоняет и разливает его? Иногда, разве они не погружались в тяжелые мысли и не вздыхали, разве не черпали жемчуг из глубины и не трепетали?! Предположим, наши предки слушали эту песню «Бір бала». Как только начинались слова песни, ее смысл начинал распространяться в сознании слушателя, как аромат тмина. «От дерева не отходят с палкой, если ты молод…», — тихонько поется. Что это за слова?
Некоторые казахи, особенно в Жетысу, знают, что когда кто-то умирает, родственники покойного стоят у входа, опираясь на палку. Люди, пришедшие выразить соболезнования, склонившись и вздыхая, как будто с трудом держась на ногах, опираясь на палку, встречают их. А ребенок — это чистый мир, ему не следует грустить, его не следует огорчать.
В детстве, когда мы случайно брали в руки палку, взрослые ругали нас: «Брось!». Это не потому, что ребенок, взявший палку, умрет, а чтобы дать понять, что грусть чужда ребенку. Возможно, это было сделано для того, чтобы ребенок, который вот-вот станет сиротой, не испытал внезапной скорби. Теперь эта традиция стала частью слов песни в нужном месте. Если прислушаться к песне, кажется, что ее автор говорит ее, чтобы один из детей в этой группе запел. На современном языке, первая строка: «Ты молод, ты ребенок, поэтому не склоняй голову и не опускай настроение в такой толпе, а пой!» — разве это не первый намек на это?! Вот эта строка, дошедшая до слуха наших предков, слушающих песню, заставляет их внутренне и внешне сказать: «Да, это правильно!..», и они начинают шевелиться, садясь по-турецки!
Ребенок-беркут не щадит лису
У сокольничего в руках либо беркут, пойманный в дикой природе, либо беркут, взятый из гнезда еще птенцом, когда он еще не умеет летать. Первого, пойманного в дикой природе, называют «диким беркутом», а второго, взятого из гнезда птенцом, называют «ручным», «детенышем беркута», «птенцом». Некоторые сокольничие держат обоих. Потому что у них разные способы охоты.
Полет, охота — это естественное обучение от родительского беркута, так что охоту дикого беркута можно считать профессиональным уровнем. Как он охотится? Подождите, прежде чем говорить о том, как он охотится на добычу, позвольте мне кратко рассказать об интересном методе его приручения к человеку.
Посадка на качели. Дикого беркута невозможно приручить сразу после поимки. Разве он не избалованный сын неба? Если человек приближается к нему, он кричит, запрокинув голову, и чуть ли не умирает. Поэтому в день его привоза домой его сажают на «качели». Внутри дома натягивают веревку, к середине этой веревки привязывают деревянную палку, достаточную для того, чтобы беркут мог ухватиться за нее когтями, и сажают его на нее. Когда на голову надевают колпак, глаза закрываются, и к натянутой веревке привязывают нитку, двигают веревку и так далее. Старики, поручив ребенку держать конец нитки, разжигают беседу. Все силы беркута даны ему в ноги. Некоторые беркуты сжимают эту палку изо всех сил с вечера до утра. Таким образом, полностью обессилев и исчерпав силы, они падают с качелей. Они лежат, как будто мертвые. Тогда хозяин накрывает их шубой, пропитанной его потом. Полностью обессилевший беркут лежит часами, а затем медленно приходит в себя. Вот он рождается заново в человеческом обществе. В это время хозяин гладит его и находится рядом с ним. Гладя и кормя его с утра до вечера, он добивается его расположения. На это уходят недели. Затем его воспитывают, проходя этапы линьки, тренировки, игры…
Итак, пойдем на охоту с диким беркутом. Когда снимают колпак, хищник, увидев убегающую лису, сначала оценивает местность. Если передняя часть убегающей лисы находится на возвышенности, беркут сначала поднимается высоко, а затем, пролетая над ней, когда лиса достигает возвышенности и замедляется, нападает. Легко ли сдаться? Некоторые лисы бросаются на беркута и сопротивляются («керіп», а не «керіліп», как говорят сокольничие на своем языке). В таких случаях дикий беркут хватает лису одной лапой за морду и душит ее, сжимая второй лапой грудь. А лиса, убегающая прямо, попадает в ловушку и падает на спину от собственного напора, и коготь снова попадает в легкие. Все. Поэтому, если у вас есть дикий беркут, вы можете пустить его на лису откуда угодно, он сам найдет удобное место и поймает ее. А как же детеныш беркута?
Его стараются пустить с удобной позиции, предполагая места, где лиса может убежать, или увидев ее. Потому что, если лиса убегает к возвышенности, детеныш беркута преследует ее. Сначала, пролетев низко, он не может догнать лису на возвышенности, и ваш детеныш беркута, не достигнув вершины, садится сбоку. В таких случаях сокольничие раздраженно говорят: «Ручной беркут бесполезен». Когда он охотится на зайца, детеныш беркута преследует его прямо, и когда он вот-вот поймает его, заяц резко поворачивается, и ваш ручной беркут падает на место. Дикий беркут, пролетая выше над зайцем, преследует его с обеих сторон, как серп, и изматывает его. Измученный заяц не может использовать свой обычный «заячий трюк», чтобы спастись. Он лежит, поджав уши. Трудно ли хищнику, который приближается с горящими глазами, как будто готовясь проглотить, сесть на лежащего зайца? Коготь одной лапы тоже достаточен. Он хватает его, как будто в горсть.
Тогда возникает вопрос: разве сокольничие не ловят только диких беркутов, не мучаясь с детенышами беркутов? Нет, ловля детенышей беркутов тоже имеет свои прелести.
Дикий беркут хитер. Если он немного сыт, если он толстый или видит лису издалека, если ему не хочется охотиться, он садится на далекий холм, чистится и отдыхает. Если нет особой необходимости, он не хочет сильно напрягаться. В таких случаях хозяин раздраженно говорит: «Эх, если бы он полетел, он бы поймал, жаль, что я не взял ручного беркута, мы бы поймали его, преследуя и загоняя в нору!» А детеныш беркута не так требователен. Если это хищник, он преследует лису, которую вы ему покажете, и ловит ее, если догонит. Нет обиды, нет сожаления. Он даже не пытается спустить лису, убегающую по скале, как дикий беркут, к подножию. Он хватает ее за ногу, где бы ни поймал, и, несмотря на то, что лиса кусает его за ногу, он падает вместе с лисой со скалы, и, окровавленный, не отпускает ее, пока хозяин не придет, бедняга! Вот что значит «детеныш беркута не щадит лису»! Когда детеныш беркута бьет лису и садится на плечо хозяина, он трется клювом о плечо хозяина. Это его хвастовство. В таких случаях погладить его крылья и перья на ногах — ваша обязанность…
Я говорю о той песне. Когда звучит вторая строфа, мир детеныша беркута, такого верного, чистого, самоотверженного и избалованного существа, разве не охватывает слушающих предков? В таком случае слушатель еще больше погружается в песню. Тогда как певец не будет петь мелодично?! Как он не будет лить, как он не будет заставлять плакать и разливать, как он не будет трепетать всем телом, исследуя каждый уголок каждого слова?!
У бурылтая нет клейма, нет ширины
И снова так. Когда звучит первая строка этой песни Биржана сала, старики говорят: «Да, да, это правда…». Что правда? Бурылтай — это возлюбленная Биржана. Сколько бы он ни желал ее, если она не разрешит ему, не даст калым, разве она не без клейма, без ширины? Если нет клейма, нет ширины, разве кто-нибудь захочет ее взять? Это правда. «У глубокого оврага нет переправы». Это препятствие для того, чтобы сделать эту возлюбленную своей женой. Кто? Близкий родственник, его жена, его брат, волостной, отец девушки? Каждый, как знает и слышал, вздыхает, думая о глубоком овраге, который не дает переправы. «Если бы я, придя, увидел тебя на вершине холма!» — говорит он. Я не знаю, как еще можно изобразить и передать это страстное, стремящееся сердце влюбленного. Не сомневайтесь, что у слушателя задрожат уши, когда он услышит слово «шоқытып» (увидеть на вершине). А что будет дальше?
Если бы я, придя, увидел тебя на вершине холма… «народ спит, а возлюбленной нет». «Ты заставил меня вздохнуть, Биржан-ау!», «Достигни своей мечты, благородный муж!» Это, конечно, слова, которые вырвутся из уст стариков еще до того, как дойдет припев. Теперь, к строкам припева: «Ақау бикем жар-жар, Алма мойын ақсұңқар, Один день болен, один день здоров, Не смог найти твой нрав», вы не сможете захлопать в ладоши. Вы просто хлопаете в ладоши, когда ничего не понимаете из предыдущих слов или считаете, что припев не имеет отношения к предыдущим строкам. Но как хлопать в ладоши в состоянии «один день болен, один день здоров»? Что мы получили, слушая песню на иностранном языке, слова которого мы не понимаем, и хлопая в ладоши, когда музыка набирает темп? Что мы поняли?
Наш Абай говорит:
«Поет, ликует, льется, нежно звучит,
Сердце колышет, пробуждает разум.
Все наслаждения этого мира там,
Неразумное ухо не получит такого дара.
…
Песня пробудит спящее сердце,
Сладкий голос, обернутый смыслом, пробудит.
…
Плохому покажется «жена»,
Кто будет знать и петь хорошую песню?
Если послушаешь хорошую песню, душа растает,
Унылое настроение поднимется» говорит он. Не требует никакого анализа. Как точно! Какой живой!
Когда мы так подробно анализируем песню, мы говорим только о смысле слов песни. Наш Абай, отложив это в сторону, углубляется в «смысл голоса». Нет, мы не осмеливаемся наклониться и посмотреть туда. «Смысл голоса» знали Бейсенби-кюйши, который решал споры с помощью музыки, а также тяжущиеся и истцы того времени. Мы, бедняки, довольны тем, что можем лишь кивнуть головой в некоторых кюях, сыгранных великим кюйши, когда нам едва хватает тонкого жира с тощей козы.
Конфуций сказал: «Чтобы завоевать страну, посмотри на ее песни и музыку. Если, слушая песни и музыку, они плачут и страдают, завоевать их несложно. Если, слушая песни и музыку, они бесятся, их тоже несложно завоевать. Но если, слушая песни и музыку, они размышляют, не думайте, что эту страну легко завоевать!» Мы были последними! Когда вы поймете, сколько у вас должно быть разума, острого воображения и быстрого ума, чтобы ухватиться за шесть строк стихотворения, упомянутых выше, и получить удовольствие от их смысла, вы поймете, что высота предков — это не что-то низкое, что можно просто обдумать!
Мы в ловушке
Давным-давно у одного народа, бывшего колонией англичан, было время, когда они даже не могли считать до десяти. Позже их научили считать по пальцам. Они считали до десяти, а дальше, когда говорили «11», они не понимали ничего и замирали с широко раскрытыми глазами. Поскольку пальцы закончились, они не могли представить себе то, чего не было перед их глазами. Так появились первые тесты, и они заставляли их запоминать, даже если они ничего не понимали.
Хотя мы делаем вид, что удивляемся этому, наше нынешнее положение в отношении понимания (и позиции, основанной на этом понимании) наших предков сегодня соответствует тому, что сказал наш Абай: «У них нет мысли, кроме того, что видят глаза». Воображение ограничено. Слова и мелодии должны были быть написаны и исполнены в соответствии с его воображением. Сыграйте «Алаң да алаң алаң жұртқа», и через некоторое время они заснут с широко раскрытыми глазами, как у того народа, у которого закончились пальцы. При этом они делают вид, что презирают это. Если бы, скажем, один из наших предков попал в середину сегодняшних песен, он бы почувствовал себя как воробей, случайно залетевший в дом с открытым окном, и бился бы о стены и стекло, теряя рассудок. Выпустите его прямо к открытому окну, и он, ударив по домбре два-три раза, взлетит, как Биржан сал, говоря: «Пусть ваша торговля будет благословенной, моя уважаемая страна, моя уважаемая странаяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя