Общественность шумит с утра. Общественность, то есть социальные сети. Причина – интервью Рахымжана Отарбаева.
В интервью «Литературному порталу» писатель заявляет, что не может отнести Магауина к числу классических писателей, а Аскар Сулейменов не является писателем. Это, вероятно, личное мнение писателя. Нас беспокоит одно: по какой категории мы определяем, является ли писатель писателем или нет? Возможно ли вообще такое определение?
Известный ученый Турсын Журтбай говорит: «Что касается определения писателя писателем, я бы сказал, что это относится к художественному вкусу. Если кто-то говорит, что Магауин не писатель, это его вкус. Вполне возможно, что другие скажут, что Отарбаев не писатель. Возможно, у него есть какая-то обида».
А писатель Несипбек Даутайулы говорит: «Каждый читатель находит своего писателя сам, во-первых. Во-вторых, не каждый писатель может нравиться каждому писателю. С какой точки зрения на это смотреть? В этом и заключается проблема. У каждого писателя есть свое видение. Каждый отвечает со своей точки зрения. Кто-то хвалит, кто-то ругает. В целом, и то, и другое неправильно. Еще один момент: зачем нужно определять, какой писатель писатель? По какой категории мы его классифицируем и определяем? Или есть определение, применимое ко всем писателям? Возможно, и мне дано определение. В целом, никто не приходит в мир пророком. Поэтому стыдно говорить, что мы «сильные». Правильно было бы подумать, прежде чем высказывать мнение «хорошо, плохо» о какой-либо личности. Чтобы не оценивать других, было бы правильно искать ответ на вопрос «какой я сам?». Поэтому трудно что-либо сказать по этому поводу».
По мнению Дулата Исабекова, сила или слабость кого-либо должна измеряться уровнем его произведений.
– Мы можем определить это по художественной ценности произведения. Как развивался сюжет, насколько он убедителен? Это не спорт. Это не бокс. Это даже не стрельба из лука, где можно попасть точно в десятку. Каков общий художественный уровень произведения? Как созданы образы? Увлекателен ли сюжет? Что автор хотел сказать через образы? Какую идею хотел донести писатель? Какова языковая насыщенность? Какова композиция? Как он отбирал сюжет? Какова его ценность? Если читатель найдет ответы на все эти вопросы в произведении, значит, его уровень высок.
– А если сила или слабость писателя связана с его произведением, разве не читатель должен это определять?
– Ты прав. Читатель определяет это по его произведению. Если произведение не соответствует желаемому уровню читателя, если оно искусственное, если язык корявый, невыразительный, если оно не впитало в себя художественный уровень казахского языка, если стиль изложения неуклюжий, если оно не может убедить читателя, то это его слабость. Если автор еще не освоил правду жизни и художественную правду, значит, автор слаб.
– Можем ли мы сформировать мнение типа «такой-то сильный, такой-то слабый»? Например, как вы относитесь к мнению «Дулат Исабеков сильный, Толен Абдик слабый»?
– Почему я могу назвать Толена Абдика плохим? Если его язык великолепен, действительно богат, если его мысли весомы, как свинец, если его персонажи убедительны, почему мы должны называть его плохим? Если мысли его персонажей совпадают с вашими мыслями, если они удовлетворяют ваш вкус, почему это должно быть слабое произведение? Все произведения Толена отвечают этой категории. В последнее время большинство сильных произведений выходит из-под пера Толена. Поэтому неправильно высказывать одностороннее мнение типа «тот слаб, этот силен». Чтобы сказать «этот – писатель, тот – не писатель», нужно много компонентов. Легко оклеветать кого-то, назвав его «не писателем». Это будет безответственно. Для этого нужно думать и говорить. Для этого нужно прочитать его произведение и доказать это. Если не нравится, следует проанализировать и объяснить, почему не нравится. Легко сплетничать. Сейчас таких мнений стало слишком много. Появляются те, кто говорит: «Горький – не писатель». Есть те, кто говорит: «Маяковский – не поэт». Говорить так – неуместно. Для этого нужно доказать и объяснить, почему не нравится, почему не является художником. Если этого не сделать, легко оклеветать Исабекова, назвав его драматургом. Люди сейчас верят всему, что говорят. Потому что большинство читателей сейчас не читают произведения писателей. Только те, кто читает произведения, могут высказать свое мнение. Они доказывают. Они признают силу. Поэтому нам не следует спешить с односторонними суждениями.
Гулим Турганбайкызы
Газета «Айкын»