В стране повсеместно начались мероприятия по внедрению новых стандартов для перехода на 12-летнюю систему образования, начиная с 1-го класса во всех школах. Ученики, впервые переступившие порог школы, теперь будут получать знания по единым базовым учебникам.
Представители министерства утверждают, что эти учебники позволят выровнять качество образования между регионами в режиме онлайн, а также отслеживать успеваемость и экономить бюджетные средства. Кроме того, они уверяют, что «традиционные средства в образовательном процессе будут дополнены видеоматериалами и интерактивными уроками, что очень эффективно».
Согласно официальной информации, с этого года школьная программа полностью изменится и будет направлена на развитие логического мышления и мировоззрения ребенка. В связи с этим за последние три года 52 тысячи учителей прошли курсы повышения квалификации по методике обновленного содержания образования. А этим летом 73 тысячи учителей прошли подготовку в этом направлении. Разработаны методические материалы для преподавателей.
Из государственного бюджета на приобретение учебников нового содержания для школ выделено около 18 млрд тенге. Около 6 млрд 200 млн тенге из них потрачено на приобретение учебников для 1-х классов. Конечно, это немалые деньги. Однако, независимо от объема, дефицит учебников все равно будет. Особенно в нынешней ситуации, когда количество первоклассников особенно велико. Например, в этом году число поступивших в 1-й класс составило 370 тысяч. Это на 30 тысяч больше, чем в прошлом году. В некоторых школах из-за того, что общее количество первоклассников превысило тысячу, были открыты даже классы п, р, с, о чем сообщалось в различных источниках. В связи с этим закономерно возникает вопрос: «Были ли школы готовы к этому? Насколько ощущается нехватка учителей начальных классов?». Однако вице-министр образования и науки Эльмира Субханбердиева заявила, что оснований для беспокойства нет. «От местных администраций к нам не поступало такой информации. Если учителей не хватает, можно написать на наш сайт. Совместно с местными управлениями образования мы решим этот вопрос», — говорит она.
Еще один момент в этой связи: в случае, если родители купят учебник в магазине из-за его нехватки в школе, им следует сохранить чек. Появилась информация, что, предъявив его в местное управление образования, они смогут вернуть потраченные деньги. Однако здесь упускается из виду один момент: отсутствующий учебник люди зачастую находят не в магазине, а на рынке. Спекулянты, заранее почувствовав выгоду, сметают учебники из издательств «Алматыкітап», «Мектеп», «Атамұра» и складывают их горами. Редко кто не видел этого. Простой пример: ученические дневники, напечатанные в алматинском издательстве «Дауір», отсутствуют в магазинах, а на рынке их полно по 500 тенге. На вопрос «Почему дорого?» отвечают: «Это наше, бумага качественная». Разве наоборот, наша продукция не должна быть намного дешевле?! Возможно, в собственном магазине издательства можно купить по более низкой цене. Но его нет на полках! Точно так же нуждающиеся люди вынуждены покупать дефицитные учебники на рынке в три-четыре раза дороже их реальной стоимости. Кто же тогда выдаст им чек и кто возместит расходы?.. Поэтому, если мы хотим, чтобы люди покупали необходимое только в магазинах соответствующих издательств, необходимо запретить бесконтрольную продажу учебников спекулянтам. К сожалению, никто не обращает на это внимания и не контролирует.
Еще одно новшество этого года – переход 1-х классов на 5-дневную учебную неделю. В 2017 году на 5-дневку перейдут 2, 5, 7 классы, а к 2019 году, видимо, все классы перейдут на 5-дневку. Здесь также непонятно, по какому принципу отбирались классы, имеющие право на 5 учебных дней. Например, что мешает перевести на 5-дневку 3, 4, 6 классы в следующем году?.. Чиновники говорят: «Эти перейдут, эти не перейдут», и ставят точку, но не объясняют причин. Судя по этому, невольно начинаешь сомневаться в том, что все эти нововведения тщательно обдуманы и внедряются с полным анализом причинно-следственных связей.
«Хорошо. Но кто же подготовил этот новый стандарт?» – на этот вопрос у министерства тоже нет полного ответа. По словам Эльмиры Субханбердиевой, его подготовила комиссия, в состав которой вошли профессора, специалисты по методологии, учителя из каждого региона. Если бы это были уважаемые люди, чье мнение ценится, чьи доводы принимаются во внимание, образованные и квалифицированные, авторитетные личности, разве они не сказали бы открыто: «Вот, если у вас есть критика или замечания, обращайтесь к ним. Их подготовили новый стандарт»? Или сами эти люди: «Я был в составе комиссии, которая решила обучать русскому и английскому языкам, естествознанию с 1-го класса и решила, что казахский язык не подходит для преподавания естественнонаучных предметов в старших классах», – почему бы им не похвастаться этим?!
Нововведения – это хорошо, если для них есть полные условия. Проблема в том – восполнили ли мы в стране нужды всех школ, решили ли проблемы учителей и учеников? Сегодня, видимо, 33 школы учатся в три смены. Это, конечно, только официальные данные. Помимо этого, сколько образовательных учреждений в аварийном состоянии в отдаленных селах! Некоторые населенные пункты нуждаются в полноценной средней школе. Недавно в программе «Жеті күн» на канале «Хабар» показали – в школе села Каражар, расположенного недалеко от Астаны, всего три классные комнаты. «118 детей, поступивших в 1-й класс в этом году, могут учиться в три смены», — говорят там. А 250 учеников старших классов вынуждены ездить на учебу в Караоткель, в Астану. Два года назад в селе начали строить школу. Но остановились на полпути. Причина – не были выделены все необходимые средства. Народ в селе, находящемся у самой Астаны, находится в таком положении. А в каком положении люди в отдаленных регионах?! Проблемы с электричеством, дорогами, интернетом, социальное положение народа выдерживает критику?.. Есть и учителя, которые кое-как проводят уроки и живут заботой о заработке. Как они приспособятся к новым требованиям?..
Нельзя сказать, что все это учтено. Должно было быть учтено. В такой ситуации неизвестно, каким будет качество и вес среднего образования завтра. Лишь бы конец был благим…
Роза РАКЫМКЫЗЫ,
газета «Жас Алаш»