В одной из социальных сетей писатель Омиржан Абдыхалыкулы поднял вопрос о том, что фильм «Кунанбай» выдвигается на Государственную премию, и Таласбек Асемкулов должен быть представлен как один из авторов фильма.
Это предложение было поддержано многими. Пользователи сети били тревогу, считая, что этот вопрос нужно требовать, «если не потребуем, Таласбека снова оставят в тени».
Если вспомнить прошедшие дни, то во время съемок фильма «Кунанбай» позвонил покойный Таласбек ага. Он сообщил, что большая часть съемок фильма уже завершена, и попросил сделать репортаж. Однако Досхан ага был против рекламы фильма до его завершения. В тот раз мы спросили Таласбека ага: «Откуда взята сюжетная линия?».
«Я написал на основе историй, которые слышал и которыми пропитался в детстве в ауле. Многое не повествование. Построено на реальных событиях. Сценарий был тепло принят художественным советом и утвержден. Веришь ли, Кунанбай был человеком, ставшим жертвой самой большой идеологии советского времени. Истории о настоящем Кунанбае передаются только из уст в уста. Кунанбай – настоящая гениальная личность. Был справедливым судьей. Государственник. В первую очередь, мы должны показать его деятельность через фильм. Это то, что хотел показать и Досхан. Мы должны оправдать Кунанбая от истории, которая его очерняла. Настоящего Кунанбая никто еще не знает», – сказал он.
До Таласбека Асемкулова над фильмом «Кунанбай» также работали известный ученый Турсын Журтбай и писатель Бейбит Сапаралы. Об этом говорил Таласбек ага: «Я знаком с книгами обоих. Сам я знаю судьбу Кунанбая как свои пять пальцев. В советское время мы уничтожили всех алашских деятелей. В советское время все искусство и литература подчинялись идеологии. Поэтому мы не смогли показать истинный образ наших личностей. Например, возьмем Таттимбета. О Таттимбете до сих пор никогда не говорили правильно. Многие данные неточны. Даже Даулеткерея мы с трудом представили», – говорил он.
К сожалению, Таласбек ага не успел закончить свой рассказ. Приехав в Алматы, он хотел не спеша рассказать все, что слышал и знал о Кунанбае. Но, увы, злой рок не дал ему этого сделать.
После выхода фильма также высказывались разнообразные мнения. Среди них было как положительное, так и отрицательное. Одни хвалили, другие ругали. Фильм вышел в прокат. Когда появилось много разных слухов, мы позвонили жене кинодраматурга, известному культурологу Зире Наурызбаевой. Когда мы спросили Зиру апай, каким было мнение Таласбека ага о фильме:
«21 сентября утром Досхан ага отвел Таласбека наедине и показал ему первую, еще не полностью законченную версию фильма. Вероятно, версия фильма, монтаж которого еще не был завершен, пришлась по душе Таласбеку. Мы до сих пор помним, как он, придя домой, со слезами на глазах, с удовлетворением сказал: «Получился такой хороший фильм». Меня пригласили на презентацию фильма. Я посмотрела. Были эпизоды, которые мне не понравились. Некоторые вещи показались излишними. Есть даже пара моментов, которые вызывают сожаление. Мы ведь люди, которые ко всему относятся критически. К тому же, мы сравниваем с фильмами мирового уровня. При таком сравнении, конечно, заметны единичные недостатки. Некоторые моменты пролетают быстро, как в клипах. Пожилым людям, кажется, трудно это принять. А молодежи это, безусловно, понравится. Была сцена с угоном пятисот лошадей. Эти эпизоды не вошли в фильм. Я все еще думаю, что в фильм можно было бы добавить один-два эпизода. Досхан ага сам решит», – сказала она.
С момента обретения страной независимости о Кунанбае написано немало. Было немало и тех, кто искал истину, не сказанную в «Пути Абая». Бы