В рамках 91-го театрального сезона 21-22 октября состоится премьера драмы писательницы, драматурга Мадины Омаровой «Ахико-сан из Актаса». Мы побеседовали с автором постановки, репетиции которой сейчас идут полным ходом.
Мадина Омарова, писательница, драматург:
— Мадина, расскажите, пожалуйста, о цели написания пьесы «Ахико-сан из Актаса», премьера которой состоится в 91-м театральном сезоне.
— Идея написания этой пьесы родилась у нашего старшего брата, исследователя Карлага, доктора юридических наук, профессора, депутата Мажилиса Парламента Нурлана Дулатбекова. Он специально пришел в наш театр, организовал большую встречу. В дар музею театра он передал десятки своих исследовательских книг по теме Карлага, а также несколько других художественных произведений, написанных в этом направлении. Он поделился мыслью о том, чтобы превратить в пьесу историю японского пленного Ахико Тэцуро, который, вернувшись на родину, не прижился там и вернулся в Актас, и представить ее на суд зрителей. Эта идея получила поддержку руководства театра и художественного совета, и тогда написание было поручено мне. Затем я приступила к исследованию темы. Я побывала в музее Карлага. Посмотрела множество документальных и художественных фильмов. Одним словом, мне пришлось заново пережить Карлаг, о котором я раньше только слышала название и имела лишь смутное представление в виде сухих фактов. Не могу сказать, что это было легко. Однако в результате на свет появился «Ахико из Актаса». Моя цель – показать облик людей того кровавого времени; показать, как некоторые, столкнувшись с другими трудностями, теряют человеческий облик и опускаются до животного уровня, а другие, наоборот, несмотря ни на что, сохраняют свое лицо и совесть. Для меня это явление – феномен. Почему один такой, а другой – иначе? В процессе написания я сама пыталась глубоко это понять. По сути, это и стало для меня целью и причиной, побудившей меня углубиться в тему. Вопрос духа или, если говорить проще, психологии. В целом, облик той эпохи, ее проблемы, трудности, жестокость, как мне кажется, художественно осмыслены. Теперь вы сами будете судьями. Даст Бог.
— Создается впечатление, что судьба человека, оказавшегося в тисках идеологии и политики, снова служит идеологии…
— Живя в обществе, в современном мире, мы никуда не денемся от идеи идеологии. Если эта идеология близка сердцу, почему бы ей не служить… Поэтому я думаю, что читатель (зритель) найдет в этой пьесе, как и в любом другом литературном произведении, то, что ищет, то, что хочет увидеть. Если немного шире открыть дверь сердца и глубже вникнуть, то, безусловно, останутся очень тяжелые мысли. Но радует то, что все заканчивается на оптимистической ноте, с позитивом.
— Считаете ли вы, что смогли полностью раскрыть в произведении кровавую политику советской власти и сущность казахского народа?
— Думаю, что на своем уровне, в объеме, который может вместить одна пьеса, я