ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Нет народа, который оказал бы такое сопротивление, как казахский

Нет народа, который оказал бы такое сопротивление, как казахский

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
28 августа, 2016
in Национальная история
0

«Говорят, национальное восстание 1916 года ускорило Февральскую революцию 1917 года. Так ли это на самом деле? Мы еще не достигли исторической правды. Это не национально-освободительное движение, а родовое. Движущая сила – казахские роды».

Такую проблему поднял доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Казахстана КазНУ им. Аль-Фараби Талас Омарбеков на конференции, посвященной 100-летию национально-освободительного восстания 1916 года, организованной совместно национально-этнографическим объединением «Адырна» и республиканской газетой «Жас қазақ». В собрании приняли участие доктор исторических наук, профессор Болатбек Насенов, кандидат исторических наук, доцент КазГПУ им. Абая Еркин Ермуканов.

Арман Аубакир: Было первое постановление белого царя о том, что мы не будем брать людей в армию. Похоже, что в основе восстания 1916 года лежит недовольство народа тем, что царь нарушил свое слово. Болатбек ага, вы говорили, что нашли сведения об этом. Не могли бы вы поделиться ими?

Болатбек Насенов: Старший султан Кокчетавского уезда по имени Коныркулжа и султаны Чингис и Турсын из Каркаралы были на приеме у царя. Это было в 1834 году. Первое региональное постановление было принято в 1824 году в Кокчетаве и Каркаралы. Чтобы привлечь другие регионы, начали именно с этих двух. Им давали различные подарки, обещали то одно, то другое. Тогда Коныркулжа сказал: «Есть одна проблема, которая беспокоит наш казахский народ. Если вы будете брать наших молодых людей в солдаты, ни один волостной не будет вам подчиняться. Все уйдут. Решите вопрос о том, что казахов не будут брать в солдаты».

Тогда император дал согласие. Материалы об этом есть в музее в Ленинграде, но они мне не попались. В музее города Омска есть книга «История Омска». В этой книге описана история подданных Русского царства за 330 лет до этого. В первом томе моей книги «Хан Абылай» сначала я дал на казахском, а затем перевел на русский. В ней каждый год описан отдельно. В каком году какой султан перешел под власть. Здесь родился Калдан Серен, здесь умер. В ней написано: «В 1834 году император подписал указ Коныркулже «Солдат из казахов брать не будем». Об этом написано в «Истории Омска». А теперь это должно быть в архиве музея. Я пробыл в Омске 4 месяца. За 4-5 дней до отъезда сотрудник музея сказал: «Никому не говорите, я покажу вам секретный документ». Это были сведения о Кенесары. Из-за нехватки времени я только мельком посмотрел. Потом я пожалел, что не сфотографировал все. Потому что русские спрятали казахскую историю в разных местах.

Что касается восстания 1916 года, царь выполнил свое обещание Коныркулже, и солдат из казахов не брали. Только в 1916 году пришел новый царь, и требования изменились. Тогда был издан указ о призыве солдат не только из казахов, но и из всех национальностей. Однако, в отличие от казахов, ни одна другая национальность не оказала такого упорного сопротивления.

Еркин Ермуканов: Болатбек ага правильно начал вопрос о архивах. В Москве, Ленинграде очень много данных, касающихся восстания 1916 года. Мы, насколько могли, старались собрать их. Особенно, когда мы были в военно-историческом архиве РФ в Москве, нам не дали некоторые документы, сказав: «Еще не пришло время». А такие данные, честно говоря, хранятся только в архивах. Можно еще искать данные и выпускать сборники документов, подобные вышедшим в 1960 и 1996 годах. Поэтому в будущем нам нужно работать в этом направлении. Этот вопрос сегодня изучается по мере сил. Честно говоря, после того, как он охватил весь Казахстан, не все наши регионы исследованы в полном объеме. Больше внимания уделяется Торғай и Жетысу, а другие регионы остаются в стороне.

Арман Аубакир: Говоря о восстании 1916 года. Имело ли восстание на самом деле революционный характер? Было ли восстание классовой борьбой, как утверждал Советский Союз? Что вы можете сказать по этому поводу?

Болатбек Насенов: Тогда от имени одного аксакала из Булгухтинской волости Актюбинского уезда было написано письмо императору. Там было сказано: «Мы уже много лет под вашей властью. Мы не видели от вас никакой пользы. Вы постоянно нас эксплуатируете, мы как безумный народ. Вы забрали все наши плодородные земли. Теперь, прикрываясь войной, вы увеличиваете налоги. И не только это, вы собираетесь забирать наших людей. Прекратите это!». Было написано много подобных писем. Сын Абая Турагул тоже отправил письмо императору. В нем было сказано: «Хорошо, мы не говорим, не берите людей, берите. Народ будет против. Если народ поднимется, будет большой бунт. Поэтому вы должны подчиниться нам. Мы откроем собрание из шести аулов и отправим определенное количество людей. Остальных людей берите не в солдаты, а к казакам. То есть, используйте для поддержания внутреннего порядка. Было очень много подобных предложений. А в Каркаралы 632 человека подписали письмо императору. Там было сказано: «Вы все равно собираетесь брать у нас людей. Поэтому объединим 2-3 волости и дадим определенное количество людей. Оставим людей для земледелия, для скотоводства. Не забывайте и наших крестьян. Сами волостные были против. Мы, например, знаем только Амангельды из Тургайской области. А только в одном Костанайском уезде восстание было в восьми волостях. Многие бии и старшины также были на стороне народа.

Еркин Ермуканов: На самом деле, было очень много волостных, биев, которые стояли во главе восстания. Только один пример. Восстанием в районе Зайсана руководил волостной по имени Мурсалим Бектенов. Чтобы сохранить свой народ, он активно боролся даже с казачьими отрядами. Поэтому таких данных очень много. Пришло время рассматривать движущие силы этого восстания в широком масштабе. Поэтому искать здесь классовый подтекст не нужно. Это законное продолжение национально-освободительных восстаний, продолжавшихся веками. Поэтому мы всегда должны помнить, что восстание имело национальную направленность.

Елдос Умирзак: Талас ага, вы против того, чтобы называть восстание 1916 года «национально-освободительным». Почему?

Талас Омарбеков: Мустафа Шокай написал статью о восстании. Его статья называется «Ложь большевиков о восстании 1916 года». Сейчас мы не раскрыли правду о восстании из этой лжи. Мустафа Шокай не использует слово «национально-освободительное». Это мы, использующие слово «национально-освободительное». По моему мнению, мы должны избавиться от понятия «национально-освободительное». Это было национальное движение, направленное против царского правительства, против его колониализма. Никакая не национально-освободительная борьба. Продолжая анализ статьи Мустафы, он задает вопрос: «Что является самым важным в восстании 1916 года?». На этот вопрос он сам отвечает, что движение 1916 года в целом было национальным движением, в нем не было и намека на классовую борьбу. А у нас в период независимости мы превратили это восстание в легенду. Манаш Козыбаев дал оценку восстанию 1916 года: «Это движение вышло за рамки восстания и поднялось до уровня революции».

По мнению Мамбета Койгелдиева, «чтобы национально-освободительное восстание 1916 года поднялось до уровня революции, оно должно было получить поддержку основных политических сил общества, прежде всего, интеллигенции, способной определить его цели и задачи, задать направление». Нужна была поддержка национальной интеллигенции, а не ханов, батыров. Любая национально-освободительная революция имеет конечную цель. Поэтому это восстание не может быть революцией.

Говорят, национальное восстание 1916 года ускорило Февральскую революцию 1917 года. Так ли это на самом деле? Мы еще не достигли исторической правды.

Это не национально-освободительное движение, а родовое. Движущая сила – казахские роды. Причина того, что оно было разрозненным, Каркаралинское восстание – Албанское восстание. На Тургайском восстании были избраны два хана. Например, кыпчаки избрали Абдыгапара ханом. Мы должны сказать, что это было родовое движение. Вместо освобождения народа они избрали хана. Из-за разделения на роды не было человека, который бы управлял из центра. То есть, не было единства. Если бы это было национально-освободительное восстание, почему им не руководили деятели Алаша. А деятели Алаша знали, что это восстание не сможет перейти в национально-освободительное русло. Они понимали, что казахи не смогут победить. Это останется просто восстанием на местах. Слово «освобождение» было придумано историками Советского Союза. Роды боролись против российского колониализма. Но они не смогли объединиться.

Арман Аубакир: У интеллигенции Алаша было свое видение, своя позиция относительно того, предоставлять ли солдат белому царю или нет. Вопрос об отправке граждан в возрасте от 19 до 43 лет в армию вызвал широкое обсуждение в обществе. Расскажите, пожалуйста, о взглядах, позиции интеллигенции Алаша того времени?

Болатбек Насенов: В то время партия Алаш только начинала свою деятельность. Перед партией стояла большая цель. Поначалу они не поддерживали Советскую власть. Они воевали против нее, были полки, дивизии. Алашу нужна была армия. Они уделяли внимание подготовке и закалке будущей армии в этой войне, воспитанию молодежи, хорошо знающей военные технологии. Была и другая сторона вопроса. После отправки молодежи в армию, рабочая сила сокращалась, и положение народа ухудшалось.

Еркин Ермуканов: Протокол совещания национальной интеллигенции, состоявшегося 7 августа 1916 года в Оренбурге, хранится в Центральном государственном архиве. Их цель также заключалась в том, чтобы всячески отсрочить исполнение указа. Главное – избежать кровопролития. Позже, если посмотреть работу Букейханова в 1926 году, он говорит: «Дадут ли равенство тому, кто не боролся, не сражался?». То есть, если мы не будем бороться, никто не даст нам равенства. Изначально их целью было избежать кровопролития. Честно говоря, они уделяли особое внимание тому, чтобы молодежь, отправленная на черные работы на фронт, не подвергалась давлению в чужих странах.

Арман Аубакир: Есть ли сведения о том, что некоторые призванные на фронт солдаты не были обеспечены необходимым продовольствием и жильем?

Еркин Ермуканов: Действительно, в некоторых документах есть жалобы, отправленные депутатам Государственной Думы, где говорится, что призванные солдаты месяцами находятся без еды и воды на пунктах приема, среди них есть больные, и они просят: «Либо примите нас, либо отправьте обратно». Их страдания до прибытия на фронт требуют отдельного изучения.

Арман Аубакир: Восстание охватило все регионы Казахстана. Но, похоже, каждый регион имел свои особенности, уровень сопротивления, хронологическую продолжительность…

Болатбек Насенов: Действительно, восстание в разных местах проходило по-разному. Например, в Актау, Макате волостные выступили против. Поскольку народ был вместе с волостными, восстание было мощным. В Зайсанском, Курчумском регионах было много казаков в армии. Поэтому оно было жестоко подавлено. Данных о восстаниях в Таразе, Шымкенте мало. В основном, восстания были и в тех регионах. А в Коргалжынском районе в восстании участвовало до 12 тысяч человек. Восстание в одном месте затягивалось, в другом быстро подавлялось.

Арман Аубакир: Говорят, карательные отряды жестоко наказывали невинный, простой народ…

Болатбек Насенов: В архиве Алматинского центра есть данные о восстании Капальского уезда. Там полковник Осипов вывел сотни. Они разделились на несколько групп и обходили аулы. Этот полковник безжалостно убил мечом членов нескольких встретившихся ему семей.

Талас Омарбеков: Тема восстания 1916 года не была глубоко исследована. Многие батыры, сражавшиеся против джунгарских нашествий, стали известны, а батыры национально-освободительных восстаний, такие как Амангельды, остались в тени. Узак Жаменке, Бекболат – все они остались в тени. В целом, сегодня эта тема не изучается. Ученых, которые бы ее изучали, почти нет.

Ведущие конференции

Арман Аубакир

Елдос Умирзак

Previous Post

Мухтар Тайжан. Манкуртты отставки!

Next Post

«Южане», «техасцы» – это закостенелое понятие

Next Post

"Южане", "техасцы" – это закостенелое понятие

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.