Сегодня, 25 августа, в городе Актау Мангистауской области представители интеллигенции собрались и написали открытое письмо Первому Президенту РК – Елбасы Н.А. Назарбаеву с просьбой поддержать требование народа о признании всех течений ваххабизма-салафизма экстремистскими.
За час было собрано более ста подписей, сбор продолжается среди прихожан, приходящих на утренний и вечерний намазы в областную мечеть Бекет Ата.
Глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич!
Вам выпала тяжелая и почетная миссия вывести страну Великой Степи через многочисленные испытания на рубеже тысячелетий, не поколебав ее основ.
Всем известно, что период становления нашей независимости, имеющей четвертьвековую славную историю, неразрывно связан с Вашей уникальной личностью и отмечен Вашим выдающимся трудом.
Казахская земля, принявшая под свое крыло множество народов, сохранившая их язык, религию, историю и самосознание как драгоценное наследие, сегодня известна всему миру как место мира и пространства согласия. Наша страна, успешно преодолевшая трудные времена, обрела уверенность, повысила благосостояние и стала гордостью всего казахского народа.
Однако прискорбно, что террористические акты начали нарушать целостность достигнутой таким колоссальным трудом независимости, благополучной жизни и бесценного мира, приводя к печальным последствиям.
Террористические акты, унесшие жизни граждан государства, не только угрожают национальной безопасности и подрывают основы внутренней стабильности, но и начинают наносить ущерб высокому авторитету независимого Казахстана на мировой арене.
Как Вы справедливо отметили, за кровавыми террористическими актами, начавшимися в Актобе и продолжившимися в Алматы, стоят представители салафитского течения.
Все эксперты, религиоведы и исламоведы единодушно признают, что салафитское течение, придерживающееся нетрадиционного пути, чуждого природе и духу ислама – религии мира, является тем же самым, что и ваххабизм, оставивший кровавый след в истории своими жестокими расправами, поднявший оружие против самих мусульман и проливший их кровь.
Хотя салафитское течение в мире разделилось на множество ветвей, в нашей стране активно проповедуются такие его направления, как такфириты, мадхалиты, суруриты. Несмотря на незначительные различия в названиях и методах этих течений, их идеология и конечные цели едины, у них общие идеологи и используемая литература.
Общий интерес этих течений, объединенных под единым названием «салафизм», – отрицание светских ценностей государства, утверждение идеи исламского государства. Представители салафитского течения, представляющие светское государство, обеспечивающее свободу вероисповедания, как «безбожное, неверное государство», пропагандируют переселение из такого государства и отъезд в страну, управляемую по законам шариата («хиджра»). Известно, что сотни казахстанских молодых людей, обманувшись этой ложной идеей, не имеющей никаких оснований, отправились в Сирию с верой в то, что «совершили хиджру в мусульманскую страну», и стали жертвами резни ДАИШ.
Салафитской идеологии, считающей понятие «нация» чуждым, свойственно отрицание духовных ценностей нации, являющейся опорой государства, самобытной культуры и традиций, и даже мусульманской истории. Последователи салафизма необоснованно обвиняют благие традиции казахов, порожденные смирением и уважением, в «придании Аллаху сотоварищей», «бидгате» и отвергают культуру паломничества как почитание истории. Среди представителей салафитского течения произошло такое святотатство, как разрушение могил, чего никогда не было в казахской степи.
Еще одна цель в отрицании традиционного казахского ислама – представить ислам как новую религию, пришедшую в Казахстан только после обретения независимости, и прославлять проповедников салафизма, получивших образование в арабских странах в тот период, как распространителей «чистого» ислама.
Салафитское течение, считающее представителей других религий «неверными» и отличающееся крайней нетерпимостью, совершенно чуждо менталитету казахстанцев, свойственному миролюбию (толерантности). Салафитское течение, придерживающееся чуждого традиционному исламу понятия «имущество неверных дозволено мусульманам, его можно отнять в любом случае», представляет чрезвычайную опасность для граждан такого многоконфессионального государства, как Казахстан.
Представители салафитского течения объявляют неверными даже тех мусульман, которые не совершают намаз. Они отвращают детей от немолящихся родителей, вовлекают их в изолированные общины, что приводит к разрушению семьи. Многие пагубные действия, приводящие к этому, совершаются последователями салафизма.
Среди представителей салафитской общины, безответственно относящихся к вопросам брака, широко распространено узаконивание временных браков. Пары, заключающие брак со свидетельством кого-либо из общины без согласия родителей, так же легко разводятся без всякой ответственности. Из-за того, что мужчина может развестись, сказав «талак» три раза, если ему не нравится женщина, и не чувствуя никакой ответственности перед семьей и детьми, увеличивается число женщин, переходящих из рук в руки внутри общины, и детей, неизвестно от кого рожденных. Подобные безобразия в стране множатся.
Представители салафитского течения, пытаясь выделиться среди прихожан мечетей страны своим особым стилем намаза, разрушают преемственность религиозной практики, продолжавшуюся веками. Они нарушают внутренний распорядок мечетей, являющихся общественными местами, наносят ущерб единству общины и авторитету имамов.
Ограниченный мировоззрение салафитского течения, не понимающего дух ислама, придающего значение только формальной стороне религии, а не ее содержанию, пытающегося представить бороду, короткие штаны и хиджаб как прямое проявление мусульманства, неприемлющее никакого развития, опасно и для мусульман. Это ограничение также стало причиной «буквалистского взгляда», согласно которому «аяты Корана следует воспринимать только буквально, их нельзя осмысливать разумом».
В результате этого ретроградного взгляда формируется множество ошибочных представлений, таких как непризнание исламских ученых, учений мазхабов, отрицание национальных традиций, культуры и истории, отрицание принципов светскости в исламе, межрелигиозного диалога, толерантности, искажение понятия «джихад» и его понимание только как «вооруженной войны». Эти ошибочные представления продолжаются сейчас на казахской земле, открывая путь к террористическим актам.
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Вы постоянно подчеркиваете, что единство и согласие народа Казахстана – бесценное богатство нашего независимого государства.
Сейчас все общество открыто поднимает и непрерывно обсуждает необходимость запрета идеологии нетрадиционного салафитского течения, подрывающего это единство и наносящего ущерб пространству согласия.
Ведущие интеллектуалы страны, представители старшего поколения, политики и эксперты, религиоведы и имамы единодушно открыто заявляют и убедительно доказывают необходимость запрета салафизма.
В свою очередь, представители салафитского течения также не сидят сложа руки. Когда в 2014 году была запрещена организация «Ат-Такфир уаль-хиджра», салафиты, перенесшие все свои заблуждения в такфиризм, теперь пытаются оправдаться, приписывая все сомнительные взгляды ваххабизму. С целью представить салафизм как отдельное течение от ваххабизма, они проводят «искусственные исследования» и пытаются обосновать ложную идею «нормального салафизма». Не осуждая сами нетрадиционные течения, они обвиняют Духовное управление мусульман Казахстана в их распространении и отвлекают внимание народа в другую сторону.
Наши ученые-религиоведы всесторонне доказали необоснованность этих действий и идей. Научно обосновано, что салафизм и ваххабизм – это одно и то же, понятие «нормальный салафизм» является целенаправленно введенным искусственным понятием, отвергнутым на мировом уровне, даже в арабских странах, из-за отсутствия самооправдания, и что всем салафитским течениям свойственны экстремистские крайние взгляды.
Салафизм – это исток радикальных течений, очаг экстремистских идей. Тот факт, что из 670 наименований литературы, запрещенной решением суда в Республике Казахстан до сегодняшнего дня, 334 относятся к представителям салафитского течения, является явным доказательством этого.
Вопрос о запрете салафизма актуален не только сегодня. Запрет организации «Ат-Такфир уаль-хиджра», упомянутой выше, можно считать началом поэтапного преодоления салафитских течений, являющихся частью такфиритов. А запрет решением суда многих заблуждающих литератур салафизма – это середина этого процесса. Теперь необходимость полного завершения этого процесса путем полного запрета салафитского течения ставится на повестку дня участившимися в последнее время террористическими актами.
Как страна с независимой политикой, самостоятельной позицией, устоявшимися внутренними и внешними отношениями, у нас нет никаких оснований колебаться в запрете салафизма. Этот процесс позволит многим нашим гражданам, заблудившимся в салафитской идеологии, вернуться к истинной вере. Он уменьшит, а со временем и сведет к минимуму скорость попадания наших соотечественников под влияние салафитской идеологии. Нельзя отрицать возможность радикализации взглядов отдельных представителей салафизма, но известно, что это явление происходит и в настоящее время, когда салафизм не запрещен. В случае запрета течения число лиц, подверженных радикализации, несомненно, уменьшится.
Что касается внешней политики, следует учитывать, что от вредных последствий салафизма страдают и мусульманские страны, поэтому взгляды на салафизм в самих арабских странах неоднозначны. Официальной религией всех мусульманских стран является ислам, а салафизм или ваххабизм ни в одной стране не закреплены как официальное религиозное течение.
Относительно отношений с Королевством Саудовская Аравия, симпатизирующим ваххабизму, следует учитывать, что в межгосударственных отношениях на первом месте стоят экономические интересы, а не религиозные. Известно, что несмотря на запрет салафизма-ваххабизма решением суда в таких странах, как Дагестан, Узбекистан, Таджикистан, которые пострадали от нетрадиционных течений раньше и глубже нас, отношения этих стран с арабскими государствами не пострадали.
Запрет салафизма откроет путь к сохранению и развитию светской сущности Республики Казахстан, сохранению и укреплению мира и стабильности в многоконфессиональной стране, внутреннего единства среди мусульманских граждан страны, сохранению и развитию традиционных ценностей и самобытной культуры народа Казахстана, укреплению семейных ценностей, повышению авторитета Духовного управления мусульман Казахстана, дальнейшему укреплению идеи единства и целостности народа Казахстана.
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Вы поставили задачу формирования религиозного сознания казахстанцев в соответствии с традициями и культурными нормами страны.
На этой основе в нашем казахстанском обществе сейчас важное место занимают меры по возрождению преемственности религии и традиций, религиозного мировоззрения, основанного на традиционных ценностях. А наиболее негативным влиянием салафитской идеологии является процесс изменения религиозного сознания путем разрушения традиционных духовно-религиозных ценностей. Это, в свою очередь, приводит к ослаблению внутренней стабильности вместе с традиционными ценностями. Поэтому защита ценностей, сформировавших нацию, неразрывно связана с защитой внутренней стабильности страны и целостности государства.
Хотя религия отделена от государства, она неотделима от бытия народа, его повседневной жизни. Ведь религия – это не только понятие веры, это история народа, его культура, мировоззрение, образ жизни.
Опора Вечной страны – вечные ценности. Одной из этих ценностей является традиционная религия, тесно связанная с сущностью нации.
Поэтому сейчас все казахстанцы, особенно мусульманские граждане нашей страны, ожидают принятия решения, которое послужит основой для того, чтобы наша отцовская религия – ислам, ставшая основой формирования казахской государственности и духовно-культурных ценностей, была свободна от террористических течений и служила духовным ориентиром для подрастающего поколения на протяжении тысячелетий.
Запрет салафизма станет дальновидной политикой, мудрым решением, направленным на сохранение и укрепление основных ценностей нашего светского государства – жизни, свобод и прав граждан государства, национальной безопасности, внутренней стабильности, духовно-культурных ценностей народа.
Мангистауская область, г. Актау, 25.08.2016
Национальный портал