Что случилось с Казахстаном, что без аренды земли иностранцам не обойтись?! Я удивляюсь этому. Где наше вхождение в число пятидесяти развитых передовых стран, где наше приближение к категории тридцати стран? Где наш «Самрук-Казына»?! Что случилось с Казахстаном?! Президент обвинил тех, кто выступает против аренды земли иностранцам, продажи ее частным лицам, сказав: – Они не те, кто разбирается в земле, они те, кто ходит по асфальту. Один из тех, кто ходит по асфальту, – это я. Пусть я хожу по асфальту, пусть даже по крыше поезда, ЗЕМЛЯ – моя Мать, ЗЕМЛЯ – моя Родина. Я не хочу, чтобы даже малейший кусочек моей земли принадлежал чужеземцам. Нефть – китайская, газ – китайский, нефтеперерабатывающие заводы – китайские. Теперь неужели нашу землю будут владеть китайцы, с другим языком, другим обликом, другой религией? Разве наши предки не предостерегали нас от китайцев, говоря: «Увидев черного китайца, ты назовешь русского желтым своим отцом»? После продажи китайцам компании «Казгермунай» на прощальном ужине гражданин Германии Мануэль Шрам, работавший финансовым директором упомянутой компании, сказал: «Расстояние между Германией и Китаем составляет около десяти тысяч километров, у нас нет общей границы, нас разделяют несколько государств. Мы (имея в виду Германию – авт.) боимся Китая. Вы же, сидя прямо рядом, даже не дрожите». Неужели Казахстан настолько силен, что не боится Китая? Мы беспечны.
Власти хотят оправдать аренду земли иностранцам, говоря: «Земля истощается, завтра превратится в песок. Иностранцы вложат инвестиции, земля преобразится, зацветет». Почему истощится земля, которая не истощалась и не изнашивалась миллионы лет? Начиная с 1954 года в Казахстане началось освоение целинных и залежных земель. Земля, лежавшая веками, доказав свою плодородность, дала Родине миллиарды пудов зерна. Аренда земли иностранцам – это удар по корням государства Казахстан. Почему я говорю это? Если мы не защитим землю, оставленную нам в залог нашими предками, кто ее защитит? Мне 76 лет. У меня есть сыновья, дочери, внуки и правнуки. Если мои потомки, которые останутся после меня, не смогут владеть землей, разве они не скажут: «Наши отцы были довольны тем, что их желудки были полны»!
Землю нельзя продавать ни частным лицам, ни юридическим лицам.
Землю нельзя сдавать в аренду иностранцам.
Стоит отметить, что заместитель главы правительства Казахстана Аскар Мырзахметов на совещании в Кызылорде прервал мои слова, сказав: «Нельзя говорить более трех минут». А депутату Мажилиса, господину Бакытбеку Смагулову (вероятно, из-за того, что он говорил в угоду власти) была предоставлена возможность выступить трижды. Я понимаю, что разделение выступающих на противников и сторонников демонстрирует позицию власти.
Сапен Ансатов,
ветеран труда, член Союза журналистов Казахстана.