Если бы Таласбек Асемкулов был жив, в эти дни ему исполнился бы шестьдесят один год…
Немногие личности, ставящие искусство своей целью, посвятили всего себя, всю свою сознательную жизнь служению своему народу без остатка. Один из этих немногих – Таласбек АСЕМКУЛОВ. Личность, избравшая искусство своим уникальным путем. Писатель, критик, переводчик, кинодраматург, культуролог, искусствовед, исполнитель на комузе-домбре, прошедший большую школу, знаток корней национального искусства, мыслитель, ученый.
Великая личность, прочно укоренившаяся в национальной почве, всю жизнь совершенствовавшая и воспитывавшая себя, впитавшая в себя народную мудрость и знания всего мира, и применившая все это на практике, показавшая высокий пример служения своему народу, любящая свой народ, почитающая свою историю и искусство, ставшая другом каждого молодого и пожилого человека, стремящегося к знаниям. Духовное богатство нашей независимой страны, нашего государства.
Издавна известно: что отличает нацию, этнос от других – это культура, в том числе литература, искусство, традиции. Через это познается мировоззрение, жизненное ощущение нации, ее дух, ее сущность. Произведения Т. Асемкулова в области литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, традиционного искусства, истории, этнографии, мифологии, то есть его всестороннее и многогранное творчество – ведут к самопознанию нации, глубокому осмыслению, духовному возрождению. Он вносит большой вклад в понимание искусства, культуры и происходящих через них процессов в обществе.
Т. Асемкулов черпал из национальных истоков, вышел из самой традиции, поэтому его мыслительный процесс устойчив, язык богат и выразителен, он – чуткий к обществу и времени художник. Его произведения, начиная с первых рассказов и повестей 80-х годов, до повести «Талтус» нового века, где главными героями являются Сабыт-кюйши и его внук Ажигерей, к сожалению, незаконченный роман «Таттимбет-сери», кинороманы «Биржан сал», «Тумар падиша», «Кунанбай», «Кокбалактын олими», «Жестырнак» – представляют собой уникальный путь современной казахской прозы.
Поскольку Таласбек был писателем, прекрасно знавшим жизнь, обладавшим богатыми жизненными и творческими знаниями и опытом, почти во всех его произведениях открываются неизведанные для читателя пространства. Эти пространства особенно расширяются в его трудах по искусству, в том числе по традиционному искусству, истории, этнографии, мифологии. Его можно назвать великим историком, который, рассматривая судьбу своего народа наравне с мировой цивилизацией, раскрыл многие белые пятна в нашей национальной неофициальной истории, предложил альтернативные версии. Помимо его художественных произведений, его эссе о мировых цивилизациях; его труды по мировой истории о египетских пирамидах, тамплиерах, падении Вавилона, протоколах сионских мудрецов; о Томирис – Тумар падиша, об истории саков и персов, канглы; о Кондыгере, Кет-Буге, Чингисхане, а также о глубинных причинах бедствий, пережитых казахами – голода и войн, и многие другие статьи, исследования, эссе – это темы, впервые в истории казахов поднятые и освещенные с новой стороны. В прозе писателя, в его художественных эссе нашли отражение фигуры поздней казахской истории – хана Абылая, Кунанбая, Абая, Биржана, Таттимбета, Сугира, Байжигита и многих других деятелей искусства.
Одно из больших направлений творчества Т. Асемкулова, выдающегося исполнителя на домбре, знатока казахских песен и кюев, носителя опыта и теории традиционного искусства – это его искусствоведческие исследования. Эти исследования возвращают к жизни забытые понятия и представления традиционного искусства, казахских песен и кюев, возвращают читателя-слушателя к национальным ритмам, мелодиям, краскам. В этой связи следует отметить феноменальную память Таласбека. Будучи выдающимся представителем письменной литературы, он строго придерживался устной традиции повествования, его феноменальная память дала большие результаты в творчестве. Его огромный труд в этой области, передавшего нам кюи Байжумы, возродившего древнюю музыкальную терминологию, сам являясь мастером изготовления домбр, ценен не только как исследователя традиционного искусства, но и как его прямого наследника-продолжателя.
В целом, следует особо отметить уникальность творчества Таласбека – в его трудах в любой области научная обоснованность и свободная диалогичность идут рука об руку. В его письме, которое, подобно неукротимому скакуну, несется вперед, независимо от темы и области, еще одна особенность – простота, понятная как ребенку, так и мудрецу. Его современное мышление наряду с яркими знаниями. Его новаторство, умение анализировать и конструировать современную культурно-духовную ситуацию. То есть, его способность порождать новые смыслы. Поэтому его произведения – источник полезных знаний для тех, кто читает их внимательно. Беседы Т. Асемкулова, в которых он говорил и общался с каждым на уровне его знаний и понимания, также заставляют задуматься. Радуясь успехам своего народа и печалясь его бедам, он иногда говорил и писал довольно резко, но это проистекало из его верности высоким жизненным и художественным стандартам.
Т. Асемкулов постоянно размышлял о жизни в искусстве, о жизни через искусство, о познании и вкусе, о традиции и новаторстве, об этике и эстетике. Его жизненные и творческие принципы, поиски, пути развития хорошо отражены в четырех эссе Таласбека о выдающемся деятеле казахской духовности, которого сам Таласбек называл «моим великим учителем» – Аскаре Сулейменове, человеке, который своим традиционным и новаторским художественным творчеством,