Известно, что государственные образования, процветавшие на просторах Евразии и оказавшие влияние на развитие тюркских народов, прошли различные этапы развития. Казахское государство, появившееся на исторической арене в середине XV века, также пережило переломные моменты и трудные времена.
Сыны народа, одним словом способные отвратить врага и разрешить спор, сыны-патриоты в каждый период выходили на историческую сцену.
Мудрые слова, сказанные в трудные времена деятелями, заботившимися о народе и защищавшими честь нации, становились национальной идеологией.
Слова Казыбека би, молодого человека, сопровождавшего хана Тауке во время джунгарских нашествий, обращенные к калмыцкому контайши:
«Мы – народ казахи, скотоводы,
Мы – народ, живущий мирно, никого не трогая.
Чтобы благоденствие не покинуло нашу землю,
Чтобы враг не ступил на окраину нашей земли,
Мы – народ, прикрепляющий конский волос к своим копьям.
Мы – народ, которого никто из врагов не мог покорить.
Мы – народ, который не позволял говорить о себе плохо.
Мы – народ, умеющий хранить своих друзей,
Мы – народ, умеющий ценить хлеб-соль.
Если есть возгордившийся хан,
Мы – народ, способный растоптать ханскую ставку.
Если от отца рождается сын,
Он рождается не для того, чтобы стать рабом.
Если от матери рождается дочь,
Она рождается не для того, чтобы стать рабыней.
Ты – железо, я – уголь – я пришел, чтобы расплавить тебя,
Я пришел, чтобы отделить казахов от калмыков.
Я пришел познакомиться с незнакомой чужой землей,
Если не согласишься на знакомство – я пришел сражаться.
Ты – тигр, я – лев – я пришел сражаться,
Мы пришли, чтобы схватиться, как липкий желтый клей.
Если дашь мир – скажи, в чем дело,
Если не дашь – скажи, где будешь стоять!» — эти драгоценные слова, кажется, отражают облик казахской нации.
А новая история Республики Казахстан, являющейся историческим наследником Казахского ханства, началась в конце XX века.
После распада Советского Союза,