В соответствии с недавними поправками, внесенными в Налоговый кодекс, в Казахстане физические и юридические лица, получающие средства из-за рубежа, обязаны предоставлять специальную отчетность в комитет государственных доходов. Стоит отметить, что аналогичные меры контроля введены во многих государствах. Кстати, есть и страны, принявшие отдельные законы для решения этого вопроса. Так почему же в Казахстане мы внесли это как поправку в Налоговый кодекс? Ответ на этот вопрос очень прост. Потому что цели такого закона в разных странах также разнообразны. Например, Соединенные Штаты Америки приняли такой закон в 1938 году с целью ограничения немецкой пропаганды. Российская Федерация также приняла специальный закон, чтобы уменьшить влияние иностранных лиц на внутреннюю политическую ситуацию в стране. Казахстан же стремится усовершенствовать систему контроля за денежными потоками, поступающими из иностранных источников. Ведь этот поток недостаточно прозрачен.
Теперь давайте обратим внимание на международный опыт. Среди стран СНГ первой закон по этому вопросу приняла Беларусь. С 1994 года любое иностранное финансирование некоммерческих организаций в Беларуси подлежит государственной регистрации. Примечательно, что для регистрации гранта (денег, выделенных на благотворительность) требуется предварительное разрешение властей. Согласно поправкам, внесенным в ноябре 2011 года, белорусским некоммерческим организациям запрещено открывать счета в зарубежных банках и финансовых учреждениях. По закону, лица, получившие средства из-за рубежа без разрешения властей, привлекаются к административной и уголовной ответственности.
Закон, принятый Государственной Думой Российской Федерации 6 июля 2012 года, обязал регистрировать организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, в качестве «иностранных агентов». Однако компетенция данного закона не распространяется на религиозные организации, государственные организации и созданные ими общественные объединения, а также на государственные, бюджетные учреждения местного самоуправления. Общественные организации, выполняющие функции «иностранных агентов», обязаны ежеполугодно направлять в компетентные органы отчет о своей работе и руководящем составе, ежеквартально – отчет о финансовых расходах, ежегодно – аудиторские заключения. Кроме того, указанные организации ежегодно публикуют отчет о своей деятельности в интернете. Контроль осуществляется, если объем полученных из иностранных источников денежных средств превышает 200 тысяч рублей.
В Азербайджане, еще одном государстве СНГ, в феврале 2014 года были внесены поправки в закон о некоммерческих организациях, и государственный контроль за финансированием неправительственных организаций был ужесточен. До этого, в 2009 году, был принят закон, который обязывал заключать специальное соглашение с правительством Азербайджана при регистрации филиалов и представительств международных некоммерческих организаций. Примечательно, что требования этого закона были строгими, и несоответствующие ему регистрации не проводились. В 2011 году правительство страны еще более ужесточило законодательство, введя порядок регистрации не только самих организаций, но и получаемых ими грантов. За продолжение деятельности без регистрации некоммерческие организации (за использование незарегистрированных грантов) штрафуются на сумму от 5 до 8 тысяч евро, а физические лица – на сумму от 1 до 2 тысяч евро.
Рассмотрим опыт США, Великобритании, Китая и Израиля. В США согласно закону, принятому в 1938 году, иностранным агентом считается физическое или юридическое лицо, действующее «по приказу, предложению, руководству и контролю иностранного принципала». Компетенция данного закона: не распространяется на виды деятельности религиозного, академического, научного и художественного характера; на тех, кто не служит иностранным интересам; на СМИ, где 80 процентов руководства состоят из граждан США, не находящихся под контролем других иностранных агентов, а также 80 процентов которых принадлежит гражданам США. Наказания за нарушение законодательства – 5 лет лишения свободы или штраф в размере 10 тысяч долларов.
В Великобритании применяется старейшая в мире система контроля за деятельностью некоммерческих организаций. Согласно Акту, принятому в 1853 году, все действия благотворительных организаций контролируются Комиссией по благотворительности. Эта комиссия отвечает за сектор благотворительности перед правительством и парламентом. Все организации, собирающие более 5 тысяч фунтов стерлингов в год, проходят регистрацию в этой комиссии. По регистрационному номеру можно узнать их статус, доходы. Примечательно, что полная информация о благотворительных организациях, в том числе финансовая отчетность, размещается на сайте. Если какая-либо организация не предоставляет сведения своевременно, она исключается из реестра и фактически лишается налоговых льгот и доверия благотворителей. Комиссия тщательно следит за тем, чтобы организации не использовали свой статус в личных и политических целях для уклонения от уплаты налогов. По жалобам граждан проводятся проверки в отношении указанных организаций.
В Китае также уделяется особое внимание такому закону. Контроль за финансовой деятельностью общественных организаций, действующих на территории страны, ужесточен, и закон принят на государственном уровне в третьем чтении. Представители китайских правоохранительных органов обязывают иностранные организации в стране регистрироваться в Министерстве общественной безопасности КНР. По закону, иностранные организации постоянно находятся под надзором государственных органов и должны информировать правительство о своей деятельности. Они обязаны регулярно проводить аудит, открыто публиковать свои доходы и часто представлять отчеты о своих доходах и расходах. Китайские организации немедленно прекращают сотрудничество с общественными объединениями, представляющими угрозу национальной безопасности.
В Израиле, согласно закону, принятому в 2011 году, введен единый порядок отчетности для всех неправительственных организаций о благотворительных средствах и штрафах за их неисполнение. Например, если иностранные правительства скрытно финансируют деятельность «пропагандистских» организаций, Израиль считает это нарушением практики и норм взаимного сотрудничества между суверенными демократическими нациями. Финансовая поддержка гуманитарной деятельности неправительственных организаций также оценивается аналогично. Израиль особенно строго относится к вопросу поддержки терроризма. Государством осуществляется постоянный контроль. Рассматривается вопрос о введении повышенного налога для получающих средства из-за рубежа.
Есть и страны, где к представителям неправительственных организаций, работающих на иностранные деньги, применяются строгие наказания за нарушение законодательства. Например, в Египте согласно закону, принятому в 2002 году, строго запрещено получение средств из внутренних и внешних источников без разрешения Министерства солидарности и социальной справедливости. В случае несанкционированного финансирования, виновные граждане приговариваются к 6 месяцам лишения свободы и штрафу в размере 2000 египетских фунтов. В 2011 году министр солидарности и социальной справедливости страны Джауда Абдель Халик предложил Центральному банку Египта обнародовать все банковские операции египетских неправительственных организаций.
В Индии закон также строг. Согласно акту, принятому в 1976 году, представителям некоммерческих организаций, получающим средства из-за рубежа, запрещено заниматься не только предвыборной, но и всей политической деятельностью. В частности, организация митингов и шествий, приводящих к перекрытию дорожного движения, или препятствование нормальной работе государственных органов считается нарушением закона. В таких случаях деятельность организаций, не говоря уже об их регистрации, полностью запрещается. Счета таких организаций блокируются, а в отношении их руководителей проводятся следственные мероприятия.
Опыт Венесуэлы еще более суров. В этой стране ограничение (фактически запрет) иностранного финансирования неправительственных организаций осуществляется за счет законодательства о борьбе с организованной преступностью и терроризмом. Кроме того, в Венесуэле действует закон о защите политических свобод и праве на национальное самоопределение. В связи с этим запрещено защищать политические интересы иностранных граждан и получать средства из-за рубежа для этой цели. В законе о защите политических свобод особое внимание уделено иностранцам, работающим в неправительственных организациях. Примечательно, что таким гражданам, работающим в неправительственных организациях, за «негативную оценку государственных институтов и авторитетных государственных деятелей Венесуэлы» налагается крупный штраф (до 150 тысяч долларов США) и они высылаются из страны.
Амирлан Алимжан