29 июля в урочище Каркара, известном своей международной ярмаркой и неповторимой живописной природой, в Кегенском районе Алматинской области состоялось поминальное мероприятие, посвященное 100-летию национально-освободительного восстания 1916 года. Сначала в районном центре, поселке Кеген, в честь знаменательной даты был открыт памятник (рис. 1). Следует сразу отметить, что установка памятника, проведение поминального мероприятия и другие масштабные работы стали возможны благодаря инициативе, деловой активности и единству выходцев из родного края, которые создали общественный фонд «Каркара ереуілі» (председатель – Жанболат Жүргенбаев) и взяли на себя все расходы и организационные хлопоты. Почетное право открыть памятник было предоставлено уважаемым аксакалам, таким как Асанали Ашимов и Есмухан Обаев, которые высказали добрые пожелания дальнейшего укрепления единства народа.
Затем казахи, готовые на все ради праздника, двинулись к урочищу Каркара, где было установлено 150 белоснежных юрт. На празднике звучали песни, было приготовлено угощение, читался Коран в память об усопших, проводились конные скачки.
Весьма непонятной остается ситуация, когда наше правительство и власть не проявили желания отметить на государственном уровне 100-летие восстания 1916 года, которое даже в советское время было оценено как «Национально-освободительное восстание казахов». Прошел не только июнь, но и июль. Торғай, лишенный области, также молчит. Если правительство молчит, как можно винить общество?..
Ведь восстание 1916 года в первую очередь подняло угнетенный, подавленный дух народа. Неужели нашей сегодняшней власти не следовало бы напомнить о той героической эпохе и поднять дух казахов?..
Разве предводитель Каркаринского восстания, би Жаменке Мамбетулы, не показал пример заботы о народе и будущем, бросив клич «Пусть умрет старик, прежде чем умрет ребенок!» (и сам первым принес себя в жертву)? Разве мы не должны сегодня служить примером для подражания нашим потомкам, воспитывать молодежь в духе патриотизма через наставления этих героев? Разве не сказал когда-то Кадыр из казахов: «Бесстрашная храбрость рождается из безграничной любви к своему народу»?
У государства есть несколько задач, которые оно должно выполнять самостоятельно. Мы можем лишь выразить благодарность нашим братьям из Семиречья, которые, когда не было возможности поднять восстание, защитили честь казахов и сохранили достоинство народа. Говорить об упущениях излишне, ведь нельзя сказать, что местные парни не смогли провести праздник на более высоком уровне, они смогли, но их возможностей хватило лишь на это…
На поминальное мероприятие нас, 30 «желтоксаншы» (участников Декабрьских событий 1986 года) – отважных девушек и парней, привезла Алмагуль Мухаманова. Мы разделились и разместились в 63-й и 71-й юртах. Нам досталась 63-я юрта, подготовленная коллективом средней школы «Көкжай». Директор школы Алма Байтөлекова сама оказалась одной из «желтоксаншы». Отвага Алмы была видна в ее речи и пении. Интересно, что, рассказав о своем происхождении от би Жаменке, она познакомилась и подружилась за тем же дастарханом с Майрой, еще одной потомкой знаменитого би! Алма Байтөлекова также с большой радостью сообщила, что в преддверии этого юбилея средней школе «Көкжай» было присвоено имя одного из руководителей Каркаринского восстания, Кулиярбека Шотаманулы. В очередной раз подтвердилась истинность слов: «Справедливость всегда торжествует, просто приходит с опозданием». Но разве 25 лет – это не слишком большой срок?..
На обратном пути мы заехали к «Ереуілтобе», которое было построено народом в 1926 году, когда Ораз Жандосов, специально приехавший в Каркару к 10-летию восстания, предложил перевозить камни с гор на лошадях и арбах. Перед холмом был установлен каменный балбал с именами руководителей и героев восстания (рис. 2). А в 1996 году на вершине холма был установлен памятник в честь восстания (рис. 3, 4).
Мысли и чувства, возникающие при взгляде на искусственный холм во все стороны, многогранны! Во-первых, удивление! Горы, окружающие ровную местность диаметром около 60 километров, словно созданы рукой человека. Это, наверное, и есть рай на земле.
Второе чувство – гордость. Какими же были героизм и упорство предков, передавших такую землю сегодняшнему поколению!..
Третье – беспокойство. Даже тревога и волнение. Почему? Потому что мы живем в эпоху глобализации, невиданной ранее человечеством.
Во-вторых, Китай никогда в своей истории не развивался так стремительно, как сегодня. И – что самое главное для нас – Китай никогда не играл такой большой роли в истории человечества, как сегодня. Сейчас это 2-е государство в мире по экономической мощи. Пока! Никто не сомневается, что завтра оно займет первое место. Путь Китая за 35 лет заставляет вас не сомневаться.
Из всего сказанного можно сделать лишь один вывод: мы не должны оставлять ни малейшей возможности ни одной внешней стране воспользоваться слабостью наших законов и проникнуть на нашу землю. То есть, казахская земля не должна сдаваться в аренду иностранцам и не должна продаваться никому, даже своим казахам!
По нашим законам, наши племенные животноводческие заводы не должны были быть приватизированы. Не должны были… Где же эти заводы сегодня?!
Если мы оставим возможность продажи земли нашим гражданам, то завтра или послезавтра мы можем не заметить, как она перейдет в собственность граждан других стран. Поэтому у нас нет другого пути, кроме как внести соответствующие изменения в Земельный кодекс и Конституцию и закрепить, что земля никому не продается. Только тогда мы будем спать спокойно.
Есть среди нас и те, кто не чувствует такой опасности, или, чувствуя, не хочет думать ни о чем, кроме собственной выгоды. Они очень любят говорить: «Мне нужна продажа земли! Если я куплю землю, я буду ухаживать за ней, беречь ее и оставлю процветающей своим потомкам». Не завещайте своему ребенку процветающую землю (и, таким образом, его безделье и деградацию), а завещайте ему неустанно трудиться вместе со всем народом ради процветания казахской земли!
Возможно, из-за того, что мысли о земле не покидали меня ни днем, ни ночью, после того, как я возложил цветы к памятнику на «Ереуілтобе» вместе со всеми и сфотографировался с Майрой, потомком би Жаменке, и Сагидоллой, внуком героя восстания Мергенбая (на рис. 5 – справа), глядя на райскую панораму вокруг, я не заметил, как эти слова слетели с моих уст! Тысячу благодарностей Аллаху, который вложил эти слова в мой рот!..
Өмірзақ Ақжігіт,
Национальный портал