ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Досай КЕНЖЕТАЙ: Имам должен развеять исламофобию

Досай КЕНЖЕТАЙ: Имам должен развеять исламофобию

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
2 августа, 2016
in В мире
0

Казахский народ – это народ, который пережил множество бедствий и трудностей в истории, сохранив себя благодаря своему духовному единству и несгибаемому характеру. Он видел монгольские нашествия, джунгарские распри, русское колониальное господство и преследования в советский период. Как проводилась политика духовного колониализма, начавшаяся во времена Российской империи, в казахской степи? Каким должен быть имам вчера и сегодня? О исторической преемственности и связи расскажет доктор теологии и философии, профессор Досай Кенжетай.

– Мы знаем, что в древней истории казахского народа было немало бурных периодов. Каковы были стремления имамов-мулл в сфере духовности в колониальную эпоху прошлого века?

– В содержании исторического феномена становления казахской культуры и национального самосознания лежит ислам. Это истина – вывод, соответствующий научным, культурологическим и антропологическим условиям и формам. Поэтому казахи всегда искали свою силу и защиту в исламе, в своем историческом пути. Вчерашние монгольские нашествия, джунгарские бедствия, русское колониальное господство, и даже давление советского режима – в эти периоды народ обращался к исламу. В ответ на ваш вопрос, я кратко остановлюсь на стремлениях и деятельности казахских мулл, ишанов и имамов в религиозно-духовной сфере в период русского колониализма.

До середины XIX века царское правительство стремилось использовать мусульманскую религию в казахской степи как инструмент усиления влияния России, как средство воздействия на сознание народа. С этой целью на казахской земле за счет российского правительства строились мечети. Это было призвано завуалировать истинные цели его шовинистической политики.

Царское правительство строило мечети и медресе в казахской степи, подчинив религиозные дела казахов Оренбургскому духовному управлению, демонстрируя, что оно не против ислама, а наоборот, поддерживает его. Однако это было, в основном, попыткой оторвать казахов от их исторических корней, культурных и цивилизационных очагов. Почему? Потому что оно стремилось колонизировать казахов через мулл, преданных и верных им.

В 1788 году было основано Оренбургское мусульманское духовное управление, и религиозные дела казахов Младшего и Среднего жузов были подчинены ему.

Через это было осуществлено и разделение казахов. Основной задачей управления было распространение религиозных книг среди казахов и подготовка имамов, дающих наставления, и выдача им свидетельств. Кроме того, имамы должны были создавать казахские религиозные организации в казахской степи. Они должны были распространять религиозные знания и заниматься религиозными делами среди кочевых казахов. Духовный мир казахов разделился на две части. Это можно увидеть в школах русского просвещения, джадидизма и кадимизма. Например, Абай и Майлыкожа – представители двух школ.

– Политика духовного колониализма, вероятно, преследовала и наказывала непокорных имамов-мулл?

– Безусловно. В то время те, кто стремился получить религиозное образование, в основном, направлялись в Бухару. Духовные служители, получившие образование в Бухаре, пользовались особым авторитетом и уважением среди казахов. Поэтому царское правительство также стремилось разжигать междоусобицы среди среднеазиатских ханств, особенно в Кокандском ханстве. Усиление связей между народами, исповедующими ислам в Центральной Азии и Казахстане, чьи истории были схожи, резко изменило политику царского правительства по отношению к исламу. К 1867 году Российская империя, завоевав всю казахскую землю, стремилась максимально ослабить влияние ислама среди тюркских народов. В 1868 году казахи были исключены из Оренбургского духовного управления, права мусульманских духовных лиц были ограничены. Со второй половины XIX века российское правительство запретило деятельность имамов, получивших образование в среднеазиатских ханствах, а ишаны и ходжо, проповедовавшие ислам и выступавшие против русификации, были сосланы, подверглись преследованиям.

В любой период своей истории, в самые трудные и критические времена казахский народ выдвигал вперед своих знаменитых ханов и султанов, своих биев, вершивших справедливое правосудие, своих батыров, возглавлявших войска в кровопролитных битвах, своих духовных лидеров – пиров, аулие, ахунов, ишанов, которые сплачивали народ и давали ему духовное наставление. Некоторые из таких личностей достигли общенародного уровня, и их дела и служение остались в памяти народа, а деятельность некоторых личностей носила региональный характер и запомнилась народам этих регионов. Естественным явлением было появление на исторической арене личностей, способных противостоять усилению колониального гнета, сплотить народ, не допуская его раздробления, и выдвинуть духовное единство и веру как преграду политике крещения, являвшейся частью колонизации.

Политика России, направленная на колонизацию Казахстана, началась в 30-х годах XVIII века, прошла несколько этапов к середине XIX века и охватывала несколько аспектов. К ним относятся политический, административный и экономический аспекты колонизации. Из истории известно, что в первой половине XIX века имели место восстания и войны против такой колониальной политики. А к середине 60-х годов XIX века Россия полностью завершила подчинение Казахстана, усилила экономическую колонизацию и приступила к осуществлению другого вида колонизации – духовной. Экономическая колонизация включает в себя лишение хороших пастбищ и плодородных земель, изменение миграционных путей, различные запреты, увеличение налогов и повинностей как по количеству, так и по объему и т.д. Трудно передать словами, насколько тяжелым было все это для казахского народа.

А духовная колонизация – это самый коварный и опасный вид колонизации, представлявший большую угрозу для существования казахского народа как народа. К ней относятся крещение местных казахов различными уловками (включая запугивание, угрозы, принуждение, пытки, унижение, насилие, притеснение), то есть обращение в христианство, распространение христианства в казахской степи, строительство церквей, открытие школ с обучением на русском языке и привлечение туда казахских детей, давление на традиционную религию казахского народа – ислам, препятствование открытию мечетей и медресе, принижение казахского языка и т.д. Исторические данные, характеризующие этот период, показывают, что с конца XVIII века до середины XIX века духовная колонизация в Оренбургском крае начала приносить положительные результаты. Во второй половине XIX века духовная колонизация начала планомерно осуществляться по всей казахской степи.

– Смогли ли религиозные деятели противостоять политическому, духовно-нравственному давлению?

– В начале XIX века, когда казахская государственность, ханская власть были упразднены, а большая часть казахского народа подчинилась России, некоторые государства искали убежища в Хивинском и Кокандском ханствах. В XIX веке одной из сторон колониальной политики царской России был процесс духовной колонизации. Именно в этот период появилось созвездие духовных деятелей, имамов, боровшихся за духовно-культурное единство казахской степи. Следует отметить, что в казахском обществе также существовали элементы, противостоящие духовному единству.

Известно, что ислам на протяжении веков был основой народной духовности. Ученые-богословы – имамы, в любой трудной ситуации выступали вперед, выстраивались в ряд и действовали в интересах всего народа. Они объединяли народ против русских колонизаторов, боролись за свободу, за религию, противостояли тогдашнему гнету. Поэтому история свидетельствует, что русские признавали их – ученых-богословов и имамов – самыми опасными врагами и преследовали их.

– Имам во все времена – это тот, кто обращается к Истине, говорит правду и предостерегает народ от сомнительных вещей. Тем не менее, в современном обществе мы слышим справедливые и несправедливые критические замечания в адрес мулл и имамов. Кто такой имам вообще? Каким должен быть имам в современном обществе?

– Имам – это, прежде всего, личность, учитель, зеркало мусульманской общины. Содержание этих определений проявлялось в каждом общественном этапе, отражая свой внешний и внутренний облик. Я же, вместо того чтобы говорить о прошлом, остановлюсь на том, какие задачи стоят перед современным имамом.

Имам – это слово арабского происхождения, означающее «предводитель народа, зеркало общества, лидер, вождь». Служение имама, начавшееся с выполнения обязанности поклонения между Аллахом и людьми, прошло множество этапов в исламской исторической практике. В атеистическом советском режиме, основанном на идеологии построения безбожного общества, денационализации, обезличивания культуры, было предпринято искаженное толкование понятия «имам». Имам – это, прежде всего, личность. Личность имама черпает силу из единства его дел и знаний, его поступков и состояния, это самоотверженный, сознательный, всесторонне образованный гражданин, посвятивший свою жизнь стабильности и процветанию религии, культуры, нации, общества, понимающий служение Аллаху как служение народу. Он должен быть, прежде всего, в единстве с самим собой, в присутствии, с верой и знаниями, соответствующими его положению, быть зеркалом, способным отличать полезное для общества учение и знание. Ибо через это имам влияет на изменение общества. Аят из Корана «Аллах не меняет положение народа, пока он сам не изменит себя» раскрывает этот принцип. От имама требуется знание и учение, вера и поступки, и самое главное – примерное поведение, цельная личность, чьи слова и дела едины.

У казахов есть поговорка: «Не сердись на блоху, чтобы не сжечь свою шубу». Имам – представитель религии. Поэтому понятно, что по имаму судят об исламе. Источник этой поговорки заключается в том, что каждому имаму следует помнить, что он является зеркалом ислама. Этот принцип должен быть главным критерием, когда в нынешнем глобальном процессе все беды сваливают на ислам. Именно эти имамы должны развеять исламофобию.

Имам – это не только ответственный внутри мечети, но и личность, непосредственно ответственная за процветание всей нации, культуры, государства. Я считаю, что государство должно готовить наших имамов в этом направлении, прививая им особое чувство заботы и ответственности. Ведь в нынешних отношениях между религией и культурой трудно другим личностям, кроме имама, правильно донести позицию светскости государства. Для этого имам должен параллельно изучать и осваивать религиозное и научное познание, быть максимально совершенным в политическом и моральном плане, центром духовного единства и согласия.

В настоящее время имамам предъявляется много критики. Это свидетельствует о том, что имамы являются центром народа, культуры, религии и духа, всего общества. Имам – зеркало народа, глаза народа. Чтобы эти глаза видели истину правильно, имаму всегда желательно совершенствовать себя, свои знания, поступки и методы. Время быстро меняется. Если имамы не будут предвидеть и адаптироваться к требованиям времени, они не избегут критики.

Тем не менее, я благодарю наших нынешних имамов. Именно эти имамы противостоят глобальному давлению и салафитским атакам. Но, «одна паршивая овца все стадо испортит». У нас есть имамы, значит, есть надежда!

– Спасибо за беседу.

Беседовала

Жайык НАГЫМАШ

e-islam.kz

Previous Post

Если КТЛ подчиняется Министерству образования, то зачем нужен Katev?

Next Post

Полицейскому, погибшему при стрельбе в Алматы, было чуть больше месяца со дня свадьбы (фото)

Next Post

Полицейскому, погибшему при стрельбе в Алматы, было чуть больше месяца со дня свадьбы (фото)

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.