Модель межконфессионального согласия в Казахстане — великая ценность, которую мы должны сохранить и развивать. Межконфессиональное согласие – одно из важнейших и уникальных достояний Независимого Казахстана. Устойчивая модель взаимодействия религий различных наций и этносов является основой неделимого, единого созидательного и согласного состояния современного Казахстана. Как отметил наш Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев, «наша модель межэтнического и межконфессионального согласия – это реальный вклад Казахской Земли во всемирный процесс взаимодействия различных конфессий». Следуя восточной мудрости «Чтобы спасти себя, сначала спаси мир», Казахстан предложил человечеству образцовую модель бесконфликтного сосуществования цивилизаций в XXI веке.
Проблема многоконфессиональности сегодня актуальна не только в Казахстане, но и в таких европейских странах, достигших определенного уровня цивилизованности, как Англия, Франция и Германия, где проблема многоконфессиональности и многоэтничности становится все более острой. Поэтому вопрос «Каким должно быть отношение государства к религиозным убеждениям, религиозному мировоззрению?» как бы определяется для многих цивилизованных стран в XXI веке. То есть, органы управления стремятся защищать внутреннюю безопасность государства, спокойствие в обществе, право людей на свободную жизнь. Никто не может разрешить спор о теологическом превосходстве различных религий, он находит свое решение только тогда, когда осознается путь мирного сосуществования и взаимного уважения.
Наш мудрый народ веками проповедовал добродетель, говоря: «Не причиняй вреда живому существу, иначе будешь проклят, помоги нуждающимся и получишь награду», и отстаивал принцип «Отвечай на удар камнем хлебом», не причиняя вреда даже врагу, относясь к нему с высочайшей вершиной человечности.
Особую роль сыграл Елбасы в проведении первого Конгресса духовного согласия в октябре 1992 года в Алматы. Известные религиозные и общественные деятели, участвовавшие в данном конгрессе, предложили утвердить этот день как день достижения взаимопонимания между людьми и поиска примирения. С тех пор ежегодно 18 октября в нашей стране традиционно отмечается как День духовного согласия. Становление Казахстана как независимого государства также напрямую связано с этим Днем духовного согласия.
День межконфессионального согласия впервые широко отмечался в нашей столице Астане в 1997 году, принеся с собой новую миссию поддержки благотворительных дел.
«Ислам – религия мира и терпения, созидания и гармонии» Н.А. Назарбаев. О том, что наш Елбасы является инициатором многих благих начинаний, знаем не только мы, казахи, но и крупные религиозные и общественные деятели всего мира. Многонациональность – это не наш недостаток, а наоборот, наша широта. Соответственно, многообразие наций означает и многообразие верований. Модель межконфессионального согласия этой многонациональности в Казахстане является непревзойденным образцом для всего мира. Страны, где происходят беспорядки и войны, могут извлечь уроки из мира, стабильности, согласия и гармонии в Казахстане. Единство нашего народа и его сплоченность – это модель межконфессионального согласия в Казахстане.
О межконфессиональном согласии в Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «И ведите спор с обладателями Писания наилучшим образом, кроме тех из них, которые поступают несправедливо, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. И Бог наш и ваш – один, и мы Ему покоряемся» (Сура Анкабут, аят 46).
Несмотря на то, что религии творений различны, Творец у них один. Нет никакой пользы от того, чтобы расстраивать человека и вводить его в спор. Все религии осуждают и не одобряют это.
Межконфессиональное согласие, межконфессиональный диалог в Казахстане – это стремление к миру на мировом уровне, пример для многих.
Личность, ставшая непревзойденным образцом для всего мусульманского мира, Хазрети Пророк Мухаммед всегда подчинялся велениям Корана и поддерживал тесные связи с обладателями Писания. Его диалог с христианами начался с момента получения откровения от Аллаха. Ведь первым христианским ученым, подтвердившим пророчество Мухаммеда, был Варака ибн Науфал. Он первым понял, что откровение через ангела Джабраила начало приходить к Мухаммеду так же, как оно приходило к пророкам Мусе и Исе. Он также поддерживал тесные отношения с другими христианами в Мекке. После переселения (хиджры) в Медину он установил отношения с евреями.
Даже после смерти нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) халифы также поддерживали диалог и тесные связи с обладателями Писания. Пример тому – взятие города Кудс, когда хазрети Умар отправился для подписания мирного договора, и христианские священнослужители разрешили ему совершить намаз и поклонение в их самых больших церквях. Однако Умар отказался совершать намаз в этих церквях. Потому что, думая, что после его ухода мусульмане могут сказать: «Превратим церковь, где молился Умар, в мечеть, чтобы не возникло смуты», он отказался от предложений христиан, что многое говорит понимающему человеку.
Если присмотреться, в религии есть милосердие, теплота, сострадание. Поэтому нынешнее разногласие между людьми разных религий противоречит основным принципам исповедуемых ими религий.
С момента обретения Казахской Землей независимости в стране проводится конструктивная государственная политика в сфере межконфессиональных отношений. Межконфессиональное согласие и толерантность являются основой гражданского мира. Они считаются важным фактором социального прогресса в нашем государстве. Все религиозные объединения, обладающие равными правами и обязанностями, несут равную ответственность перед законом за совершенные правонарушения, независимо от их религиозных убеждений.
Елбасы на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана сказал: «Наша Великая Степь тысячелетиями была толерантной, то есть терпимой. Вместе с тем, я хочу отметить, что толерантность – это не вседозволенность, как думают некоторые. Толерантность – это форма разумности нашего общества, которую мы укрепляем, сохраняем и воспитываем во всех поколениях». Неслучайно Казахстан относится к числу немногих государств мира, отличающихся межконфессиональным и этническим многообразием.
К. Джумекеева,
Руководитель КГУ «Центр исследования проблем религии» акимата Жамбылской области