Недавно я побывал в театре им. Г. Мусрепова. Название постановки: «Қара шекпен» (Черная бурка). Это произведение осетинского драматурга Георга Хугаева.
Посмотрев спектакль, который длился два часа, я остался в смешанных чувствах… «Қара шекпен» — это тоска по человечности в веке, утратившем свои благие качества. Философское произведение, в котором переплетаются борьба души, столкновение мыслей и противоречие чувств.
Постановка без прикрас раскрывает сегодняшний облик жестокого общества, утратившего человечность. Автор, используя различных животных, пытается донести свою мысль через их образы.
Тузар – сторожевой пес, беззаветно служащий своему хозяину и охраняющий двор от волков. Он сделал девизом своей жизни слова: «В мире нет существа выше человека». Служение человеку и следование праведным путем он считает своим пожизненным долгом. Даже когда его любовь к Кокшулан подвергается испытанию, он не отступает от своей преданности человеку. Безупречная преданность пса хозяину особенно проявляется, когда он охраняет оставленную на пастбище черную бурку всю зиму.
Защита бурки, которая не сходит с плеч пастуха четыре сезона, в суровую зиму, изнуренным и голодным псом – плод искренней веры в хозяина. Однако самоотверженность в желании доставить буркe пастуху приводит его к гибели… Тузар, чьи кости едва покрыты кожей, но чья вера не пошатнулась, с нетерпением ждал возвращения хозяина. Пастух же, не любящий «бродячего пса», который уже не представляет угрозы для волков, убивает его собственноручно… В лютый мороз он укрывался надеждой и не дал пошатнуться своей преданности человечеству. Однако человечество, утратившее свои лучшие качества, не смогло этого понять. Да, поколение, идущее в ногу со временем и забывшее великие ценности, теряет свою человечность… В мире, где царят предательство и коварство, ложь и зависть, бедное сердце жаждет милосердия.
Размышляя о судьбе Тузара, я вспомнил повесть Сафуана Шаймерденова «Собачий гнев». Разве и там черный тулуп Лезбая не остался на пастбище, когда стадо перегоняли? Вспоминается, как Маргау, умный, как человек, не мог оторваться от тулупа хозяина и метался. Какой упрек можно предъявить Умсындыку, который, не прислушавшись к словам Лезбая «Не играй с черным тулупом, это мой кут», бросил его, потому что он пахнет потом? Маргау же, как священный долг, завещанный предками, остался охранять черный тулуп в безлюдной степи. В метель он прятался за камнями, сражался с голодными волками, пережил множество трудностей. Тем не менее, он защищал порванный тулуп как зеницу ока, пережив около пяти месяцев мучительной борьбы за жизнь. Если бы Саршен, вышедший на охоту, случайно не встретил его, семья Лезбая разве не забыла бы своего верного помощника Маргау? Лезбай, пришедший искать свою пропавшую собаку, с удивлением увидел свой тулуп у входа в пещеру. Он и во сне не мог предположить, что между пропажей черного тулупа и собаки есть связь. Бедный пастух, сетуя на свою невнимательность или раздраженный «хитростью» жены, бросает тулуп…
В произведении Шаймерденова верность собаки также попирается и не получает должной оценки со стороны людей.
Мы говорим «Собака – друг человека», но насколько человек является «другом» собаке? Ведь они, «будучи собаками по своей природе, были намного лучше некоторых двуногих глупцов»…
В конце постановки старый волк спрашивает застреленную собаку: «Кому ты служил, Тузар?» — с упреком. «Я служил не ему, а людям», — отвечает он. Да, хочется, чтобы люди, которые в одно мгмо отворачиваются от своего верного друга, ценили такие чистые чувства.
Каждый образ в «Қара шекпен» трогает душу и вызывает различные чувства. Действия, характеры, мысли героев рисуют перед глазами образ людей в современном обществе.
Жестокость и алчность Джала (волка), хитрость и двуличие Сылан (лисы), трагическая судьба Косурея (зайца) – это реальность, встречающаяся и в нашей жизни. В одном месте устами вороны, прожившей два с половиной века, говорится горькая истина: «Живые люди, начавшие гнить изнутри, безжалостно убивают друг друга».
Постановщик спектакля Асхат Маемиров сказал: «Қара шекпен – это дух, а Тузар – хранитель духа». Чтобы наш дух не исчез, мы должны чтить его хранителя. Этот хранитель – наши благие чувства… Сохранность наших лучших качеств – зеркало нашей человечности.
Шерхан Талап