ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Қазақтың Страдивариі — домбыра шебері Мағауия Хамзин.

Қазақтың Страдивариі — домбыра шебері Мағауия Хамзин.

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
26 июля, 2016
in Национальная история
0

Среди тюркских народов, имеющих общее происхождение, казахам, которые почти утратили древние ремесленные традиции своих предков, прикрепив к своим национальным инструментам дешевую «леску» для рыбной ловли вместо струн, теперь необходимо срочно взяться за это дело…

Мелодии, сыгранные мастерами

Связавшись с Жолауши Турдыгуловым, профессором Института искусств, культуры и спорта Казахского национального педагогического университета имени Абая, известным мастером прикладного искусства, мы узнали, что недавно один из его учеников занял первое место на конкурсе изготовителей домбры в Алматы. Более 30 его учеников, таких как Ердос Рахымбеков, Гани Жумабаев, Талгат Жанасылов, Айхат Атамтаев, Алмас Мустафаев, напитанные его образцовым искусством, сегодня считаются известными мастерами Казахстана. Жолауши Абильгазиулы является членом Союза художников Казахстана (2001), обладателем главных призов республиканских конкурсов-состязаний «Үкілі домбыра», «Дана қобыз» по домбре и қылқобызу. Он был удостоен наград в номинациях «Мұрагер», «Высшее мастерство», «Асыл ұстаз». Он участвовал в выставках в Малайзии и Индии, Азербайджане и Туркменистане, а в Париже и Тэгу (Корея) угощал своих коллег звуками священной черной домбры.

По словам специалиста, хотя использование «лески» для домбры Э. Романенко поначалу казалось казахам чудесным новшеством, с другой стороны, мы потеряли глубокий звук священного инструмента. Сейчас не осталось людей, которые могли бы его изготавливать. Мы – единственный народ, у которого нет отечественных струн для своих национальных инструментов и который не может их производить. Даже наши братские кыргызы, живущие за горами Алатау, похоже, не используют «леску» для своих комузов. Говорят, они привозят шелк из Китая, прядут и обрабатывают его перед использованием. Вот это забота о собственном искусстве. Если из тюркского корня произошло более 40 народов, то что за беда постигла наших домбристов, которые остались без струн? И еще, мы не видим никого, кто считал бы это большим недостатком, невосполнимой потерей. Это равносильно отрыву от корней казахского звучания. Ученый Жумагали Нажимеденов, защитивший научную диссертацию по акустическим системам домбры, ушел из жизни, утверждая, что потерян глубокий звук священной черной домбры казахов.

Мастер, несмотря на это, говорит, что мастера прикладного искусства не сидят сложа руки. Было упомянуто, что в некоторых соседних странах предприятия, производящие струны для музыкальных инструментов, подчиняются министерству пищевой промышленности. Поэтому было бы очень хорошо, если бы и в нашей стране были открыты отечественные предприятия по производству струн для национальных инструментов при мясокомбинатах, говорит мастер. Насколько нам известно, это дело успешно развивается в России и Украине, и специалисты постоянно уделяют ему внимание. Поэтому мастера выступают за открытие фабрик по производству струн в нашей стране и защиту национальных инструментов на государственном уровне. Пока мы не будем использовать продукцию собственного производства для нашей домбры, это дело, несомненно, останется в прежнем состоянии.

Мастер Камар Касымов, сохранивший до конца жизни традиционный образец инструмента, был категорически против европеизации домбры. Только благодаря своей верности этому древнему обычаю он с особой любовью относился к произведениям прикладного искусства. Сегодня домбра мастера хранится в музее города Санкт-Петербурга (Россия). Многие главы государств получили в подарок домбры именно мастера Камара. Почему? Потому что в любой стране высоко ценится уважение к уникальным произведениям прикладного искусства. Что касается последующих поколений изготовителей домбры, то сегодня немало творческих коллективов и мастеров сцены выступают с домбрами Ж. Турдыгулова. Среди них оркестры имени Курмангазы, Тәттімбета, кюйши атырауской школы, а также выдающиеся певцы и кюйши, такие как Кайрат Байбосынов, Айтжан Токтаганов, Асылбек Енсепов, известные группы «Ұлытау», «Қоңыр». Кроме того, домбра мастера хранится в Музее музыкальных инструментов народов мира в США. Его произведения были подарены президентам России и Узбекистана… В частной школе «Жолаушы» мастера сегодня не только изготавливают домбры, но и получают профессиональное образование и постигают секреты ремесла. В этом контексте предприниматель привел в пример музыканта фольклорно-этнографического оркестра «Отырар сазы» Куаныша Толебаева, который стал опытным мастером, изучив тонкости этой школы за шесть лет. По мнению учителя, знание технологии изготовления домбры принесет огромную пользу исполнителю для выдающегося выступления на сцене.

На наш вопрос, вызывающий интерес: «Как простой человек может купить вашу домбру? Сколько она стоит?» он ответил: «Конечно, я хочу, чтобы моя домбра висела в каждом казахском доме». – Цена зависит от кармана каждого. В долларах США есть инструменты стоимостью от 1000 до 10 000 долларов.

1000 инструментов за 16 лет

«Отец моего отца, Мухамади, был известным домбристом», – начал свой рассказ алматинский мастер Айхат Базаралыулы. Занимаясь ремеслами, в том числе сапожным делом, с 6-го класса, он вместе со старшим братом, который был на два года старше, ходил в мастерскую и через два-три месяца освоил простые приемы изготовления домбры. «Вклад известного мастера прикладного искусства, профессора Жолауши Турдыгулова в то, что я стал мастером высшей категории, безграничен. Я всегда безмерно благодарен ему», – сказал частный предприниматель, выразив обеспокоенность тем, что на национальные инструменты прикрепляют иностранные струны. В советское время в Алматы работали фабрики музыкальных инструментов «Мерей», в Караганде – Осакаровская. В переходный период бывшие производственные центры закрылись. Таким образом, после них появились ТОО «Шертер», «Дала сазы», принимающие заказы от оркестров и частных лиц. Он отметил, что еще одной главной проблемой этой отрасли является подготовка специалистов, и сегодня в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая, Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова готовят мастеров, которые могут работать с металлом и деревом. Тем не менее, он подчеркнул, что сам Э. Романенко, переехавший из России, сначала учился у Камара Касымова.

«Иногда возникают вопросы: «Кто казахский Страдивари?» Тогда некоторые наши коллеги часто называют имя Романенко. Я не против. Но куда мы денем нашего выдающегося мастера, которого научил этому ремеслу классик казахского прикладного искусства Камар Касымов? Если мы назовем сначала Камара ата, а затем Романенко: «Почему вы так делаете?» – никто нас не осудит», – говорит молодой мастер. Кроме того, вызывает сожаление, что единственное учебное заведение в республике, готовящее чисто казахских мастеров национальных инструментов, ограничивается двухлетним колледжем. Потому что выпускники не получают полного представления об этой отрасли. Колледж лишь учит первым страницам азбуки ремесла. Поэтому многие молодые люди, не зная, что делать дальше, остаются в неведении, а некоторые вынуждены учиться у отдельных мастеров. Алматинский мастер, занимающийся частным предпринимательством, говорит, что маловероятно, что молодые люди станут полноценными специалистами в такой небольшой аудитории, поэтому необходимо создать условия для их дальнейшего обучения. Продукцией мастера, изготовившего около 1000 инструментов за 16 лет, сегодня пользуются многие известные певцы и кюйши. В частности, известный дирижер, кюйши Айткали Жаиымов заказал два домбры для оркестра, а недавно мастер получил еще один заказ лично от него. По словам Айхата, домбра, изготовленная из местной древесины, оценивается от 100 до 200 тысяч тенге, а инструменты из зарубежной древесины немного дороже – свыше 200 тысяч. Мастер сообщил, что используются клен, береза, можжевельник, а также различные фруктовые деревья.

«Бипыл, бипыл, бипыл-ай…»

Несмотря на то, что известный кюйши, профессор Казахского национального университета искусств Жангали Джузбай мог бы блестяще изложить свои мысли об истории казахских кюев, выдающихся кюйши и видах домбры, мы попросили его рассказать о тонкостях и особенностях домбр разных регионов. Кюйши выразил свою обеспокоенность по поводу инструментов, которые в последнее время почти забыты.

– Копию самой древней домбры привез из Монголии тюрколог Каржаубай Сарткожаулы. Особенность этого артефакта в том, что его лады расположены в соответствии с звукорядом сыбызгы, а другая особенность в том, что эти лады встроены в гриф, вырезаны в самой древесине, не нарушая ее целостности, как бы цельные лады. В целом, это инструмент, играющий в пентатонике. Рука, привыкшая к современной домбре, настроенной на «точный кюй», не сможет играть на этой домбре. Потому что природа мелодий древних кюев совершенно иная, требующая другой аппликатуры.

Каржаубай ага примерно расшифровал и рассказал надпись на орхонском письме на внешней стороне корпуса домбры. Он перевел текст, написанный в стиле древнетюркского и орхоно-енисейского письма, на современный язык. Он также высказал предположение, что знак добавления на задней стороне является тамгой «ашамай» рода керей, проживавшего в этой местности. Домбра была изготовлена путем рубки топором и стамеской, а ее поверхность была покрыта лиственницей. Эта домбра использовалась в ансамбле в последнее время. Однако, как и домбра с двойным натяжением, она еще не полностью вошла в употребление.

Затем есть еще одна домбра, которая полностью исчезла. Ее название – «Бипыл домбра». Первым исследователем этого инструмента был А. Эйхгорн. Из истории известно, что генерал Перовский взял Ак-Мечеть во время русско-кокандской войны. Вместе с ним генерал-губернатор Туркестана фон Кауфман также был одним из завоевателей Средней Азии. Август Эйхгорн, музыкант, служил капельмейстером русской армии. Он написал книгу «Музыкальное наследие Русского Туркестана» на немецком языке. Он увлекался сбором инструментов. Большинство старейших кобызов, домбр, сыбызгов, горнов, дутаров, сетаров, рубабов, хранящихся сегодня в российских музеях, из коллекции Эйхгорна. Он писал в своем дневнике, что инструмент с полукожаной поверхностью находился у оседлого народа. Отдельная история – это то, что женщины кочевых узбеков играли на этом шертере во время собраний. Они называли его «бипыл домбра». Причина в том, что из-за полукожаной поверхности звук получался «бипыл».

«Бипыл, бипыл, бипыл-ай. Сыграй, подруга, один кюй», – поет Жамал Омарова, и это название именно этой домбры. Такого инструмента у нас сейчас нет… Корень слова «бипыл» уходит далеко. Например, наши инструменты, ушедшие через кочевые народы в Китай. Китайские ученые записывают все в свои хроники, и там редко допускаются ошибки, не поддаются ложным данным. Сейчас у них есть инструмент под названием «бипа». Эта бипа – предок бипыла. Она стала называться бипа по-китайски. Ладно, не будем углубляться слишком далеко. Например, если описывать домбру по эпохам, то домбры в форме лопаты, как мы их понимаем сегодня, оцениваются как памятники кыпчакской эпохи. А круглые относятся к огузской эпохе. Если искать доказательства, то азербайджанцы, османские турки, туркмены, гагаузы, крымские татары до сих пор играют на круглых домбрах. А татары, башкиры, карачаевцы, ногайцы, кумыки, хакасы, буряты, калмыки и другие используют плоские домбры, оставшиеся от кыпчакской культуры, – поделился своими мыслями Ж. Джузбай, размышляя о причинах значительных изменений национального инструмента в соответствии с ходом времени.

Руки были золотыми

Академик Ахмет Жубанов внес огромный вклад в культуру переделки домбры для оркестра. В этом контексте особо отмечаются имена Камара Касымова, Эммануэля Романенко российского происхождения, Оразгазы Бейсенбаева. Хотя после этого национальный инструмент стал выпускаться массово и получил широкое распространение, с другой стороны, открыто говорится, что древний глубокий звук изменился и его качество ухудшилось. По мнению кюйши, тот факт, что изготовление домбры в последнее время начало превращаться в бизнес, источник дохода для частных предпринимателей, с одной стороны, радует, а с другой стороны, вызывает сомнение, не снижаем ли мы тем самым ценность нашего национального достояния, которое издревле ценилось как произведение искусства. Например, Страдивари создавал свои скрипки не как бизнес, а как редчайшую жемчужину инструментов в мире. Всего один-два. «Точно так же, как в Казахстане, домбра Эммануэля Романенко, чья цена не измеряется деньгами, была, как говорил брат Мырзатай, мастером с золотыми руками. Он посвятил свою жизнь национальному инструменту нашего народа до конца своих дней, и казахи навсегда ему обязаны. В этом плане Романенко – наш Страдивари, хотя он и другой национальности, но внес огромный вклад в жизнь казахов», – говорит мастер искусств. Насколько нам известно, он изготавливал домбры для Дины и других известных личностей. Он работал вместе с выдающимся мастером Камаром Касымовым. Тем не менее, домбра Эммануэля Романенко обладает особой силой. Ее звук никогда не угасает. Современные домбры нельзя упрекнуть в некрасивом внешнем виде, вначале звук может быть оглушительным, а затем он утихает. Тембр начинает портиться. Это происходит из-за незнания свойств древесины, или из-за ошибок при уходе за древесиной, или из-за невозможности точно определить сочетание и гармонию при выборе одной древесины с другой. А мастер Романенко прежде всего понимал язык дерева. Поэтому его домбры сегодня считаются бесценным сокровищем.

«Я знаю, что у трех человек есть его инструменты, – сказал Жангали. – Один у ученого академика Мырзатая Жолдасбекова, второй у кюйши Секена Турысбекова, а третьего я видел у Ерлана Кошанова. Они так же ценны, как самые дорогие скрипки в мире. У Мырзатая ага дома более десяти ценных домбр. Поскольку он сам играет кюй, он собрал инструменты, отмеченные наградами, от мастеров, известных народу, таких как Азат Озенбаев, Султан Мусаев, Гинолла Смагулов, Жаксылык Оспанов, Муса Адилов, а некоторые инструменты были изготовлены мастерами на заказ. Часто слышно мнение, что инструменты профессора прикладного искусства Жолауши Турдыгулова очень хороши. Ж. Турдыгулов – человек, написавший научные исследования в области технологии инструментов, издавший книги, и даже организовавший выставки домбры за рубежом. Я был на его выставке в Париже. Я держал его инструменты в руках, но не покупал. Потому что у меня не было денег, это не было доступно для простого учителя, если он не был состоятельным человеком… Затем мой младший брат Айхат, ученик Жолауши, также изготавливает хорошие инструменты, подходящие для концертов. Домбра Арки, которая у меня есть, вышла из рук мастера Айхата. Конечно, мастер Жолауши в основном мастер по акустическим инструментам, но есть много молодых людей, которые идут по его стопам в области полуакустических инструментов с усилителями и добиваются замечательных успехов. Кроме того, есть мастера, изготавливающие электрогитары-домбры. Но я не воспринимаю их как домбры. Когда-то проводился конкурс «Үкілі домбыра». К сожалению, потом он прекратился. Мы до сих пор помним моменты, когда с удовольствием слушали кюи таких мастеров, как Магауия Хамзин, Рысбай Габдиев, Каршыга Ахмедияров, Секен Турысбеков, собравшихся вместе.

Наряду с изготовителями домбры, мир коллекционеров, которые бережно хранят такие редкие образцы, сам по себе является удивительным.

«У моего старшего брата Какимбека Салыкова дома хранится замечательная домбра. Это домбра Каныша Сатпаева. Он не передал ее в музей. Ее когда-то изготовил Камар Касымов. Это уникальное произведение искусства. Ее удивительный звук поражает специалистов. Но мы тщетно пытаемся раскрыть секрет мастерства. Точно так же Э. Романенко – мастер, унесший свой секрет с собой. Так было со всеми выдающимися мастерами. Амати, Страдивари, Гварнери никому не раскрыли своих секретов. Скрипки этих трех итальянских мастеров стоят не менее миллиона. Они конкурировали друг с другом. Говорят, что даже краска для их поверхности до сих пор является секретом. Точно так же и Романенко, никто до сих пор не может постичь тайну его домбры. Наши домбристы, разобрав ее, чтобы посмотреть, снова собрали, но, похоже, потеряли первоначальный тембр. Видите ли, это очень ценные домбры», – глубоко погрузившись в исторические уроки, размышлял Жангали. «Мы знаем, что через кюй «Қыз Жібек», исполненный на домбре, которую Ахмет Жубанов подарил Нургису Тлендиеву, появилось бесценное сокровище нашего народа, но не все знают, что это была домбра, сделанная мастером Романенко», – сказал он. Когда зашла речь о домбре, было бы естественно, чтобы наш уважаемый Акселеу Сейдимбек, который своими глазами видел образцы домбр, использовавшихся аркинскими сал-сери, осветил бы свой мир. Ученый, исследовавший искусство кюя, сам был универсальным человеком, способным на все, изготавливал седла, кисеты, я видел у него 7-8 домбр. Он изготавливал образцы в стиле домбр Абикена Хасенова, учеников Сайдалы Сары Тока, в соответствии с традициями казахского прикладного искусства. Сегодня они, вероятно, хранятся в домах их детей. Я не слышал, чтобы их передавали в музей. Одно чудо – он играл на созданных им кюях на созданных им домбрах. Он дарил домбру тому, кто был в настроении, и светлая душа Акана, его характер и искусство заслуживают отдельного изучения, – вспомнил кюйши личность.

Ценность, не поддающаяся контролю желаний

Приводится данные, что домбры, изготовленные мастером прикладного искусства Эммануэлем Романенко для оркестров, солистов, певцов и кюйши, насчитывают более 100 штук. А если говорить об их стоимости, то в условиях рыночной экономики вполне естественно, что цена любого ценного изделия выходит на первый план. К сожалению, политика определения стоимости имущества и установления цены архивов у нас до сих пор не соответствует мировым стандартам. «По мировым стандартам стоимость определенного предмета должна быть четкой. Определяется цена на аукционе. Другими словами, есть государственная цена. У нас такой системы нет, – говорит деятель искусств. – Например, есть молодой кюйши по имени Кайрат Айтбаев. У него в руках домбра, принадлежавшая известному, выдающемуся человеку из регионов Кызылжар, Семей, который был и поэтом, и сері. Богатый человек хотел купить ее, предложив автомобиль «Мерседес», но он не продал. Имя мастера, изготовившего ее, год изготовления, даже род-племя написаны арабской вязью на задней стороне домбры, как клеймо на тайге. Она в неповрежденном, отличном состоянии. А сам кюйши, несмотря на то, что он бездомный, не продал священный инструмент. Потому что он знает цену домбры. До сих пор у нас в сознании укоренилось представление о самых дорогих в мире инструментах, таких как скрипка, виолончель… Но на мировых аукционах гитара превосходит их по известности. Например, если сказать гитара Джона Леннона, то есть любители, которые не пожалеют денег за нее. По мнению специалистов, самый дорогой инструмент в мире принадлежит Паганини. Более того, играть на нем разрешается только самым ярким звездам мира, а из казахов на этой скрипке играла Айман Мусаходжаева».

В советское время любая материальная ценность, будь то инструмент или произведение прикладного искусства, имела свою цену. Например, когда уважаемый Узбекали Жанибеков открывал музей национальных инструментов в Алматы, он не смог найти оригиналы инструментов для экспозиции. Поэтому этнографу-ученому, мастеру прикладного искусства Даркембаю Шокпарову пришлось дать задание изготовить копии. Передача ценных артефактов, оригиналов национальных музыкальных инструментов осуществлялась постепенно. Сильные исследователи, такие как Болат Сарыбаев, сохранили свои коллекции у себя. Дело в том, что многие исторические домбры остаются в частной собственности.

«В 2006 году я посетил университет «Болашак» в Караганде. Моя цель – показать ректору университета Нурлану Дулатбекову мой сборник кюев и попросить помощи. Нуркена помог мне с изданием моей первой книги «Шертпе кюи казахов». В тот раз в кабинете Нуркена я увидел дорогую домбру, сделанную руками очень искусного мастера. Я сразу понял, что это не простой инструмент, и спросил: «Чья это домбра?» Оказалось, что это домбра известной кюйши Аккыз. Сама кюйши Аккыз была не простым человеком, из рода известного Ахметбая, владевшего тысячами лошадей. Так что посчитайте, сколько стоила ее домбра. В целом, мы должны склониться перед такими выдающимися людьми, которые бережно хранят ценные инструменты, и было бы хорошо, если бы был составлен общий каталог таких ценных инструментов и они были внесены в государственный реестр», – высказал предложение кюйши. Потому что среди них много интеллигентных людей, которые действительно ценят инструменты.

Соседи впереди со своими струнами

По словам специалиста, в настоящее время спекулятивные фирмы покупают продукцию выдающихся мастеров и выставляют ее в своих магазинах. А за рубежом есть производственные центры по изготовлению гитар, которыми занимаются целые населенные пункты. Они производят самые дорогие гитары в мире. Среди стран Центральной Азии узбеки опережают всех в производстве инструментов. В целом, этот народ очень силен в своей традиционной культуре. Например, у нас не производят струны для домбры. Судя по домбрам, которые продаются массово, мы используем «леску» для рыбной ловли в качестве струн. Как тут не закипит кровь. А наши соседи-узбеки не потеряли свои технологии, а наоборот, развили их. Они продолжали традиционное ремесло даже в советское время. Они сами изготавливают струны для своих инструментов, таких как рубаб, дутар. В России также есть фабрики по производству струн. Народы, чьи корни не так далеки от нас, такие как саха, хакасы, тувинцы, также используют продукцию своих фабрик. Цена тоже доступная для бедных.

«Среди традиционных певцов, только наш брат Ерлан Рыскали, привередливый музыкант, привозит качественные струны для домбры из России, из Сибири. Талантливый певец, даже если мир рухнет, не прикрепит дешевые струны к своей домбре. Он заказывает их у российских мастеров. Только после этого он будет петь глубоким голосом «Песню Молдабая». В целом, наступило время, когда «если хочешь стать нацией, приведи в порядок струны своей домбры!». Вот что нам нужно, как минимум, такое производство, которое прядет струны», – поделился своими сокровенными мыслями кюйши в этой области.

Карашаш ТОКСАНБАЙ,

«Егемен Казахстан»

Previous Post

Письма Шокана и Достоевского

Next Post

Что заставило Кажымукана Мунайтпасова плакать?

Next Post

Что заставило Кажымукана Мунайтпасова плакать?

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.