Казахский войлочный дом, черный домбра и искусство айтыс были включены в список «ЮНЕСКО» как древнейшие сокровища народов мира.
Казахский народ живет с домброй с тех пор, как «пришел в себя и собрал свои силы». Многие исследователи и ученые посвятили свои силы изучению происхождения домбры. Они делились своими знаниями.
По словам Онербека Ахмета, ценные документы о музыкальной культуре кочевников средневековья, особенно времен Тюркского каганата (VI-VIII вв.), хранятся в сокровищнице императора Сесоида в городе Нара (Япония). Среди исторических экспонатов особое внимание привлекает найденная в Дуньхуане тюркская нотная запись (партитура, табулатура). Это нота двадцать пятой сутры Будды, мелодия которой совпадает с казахской народной песней «Гакку». В то время японцы называли оркестр музыкальных инструментов Восточного Туркестана «гагаку», а способ игры на этих инструментах — «билли». Эти слова похожи на казахские «гэкку» — мелодия, музыка, танец. Книга, написанная о творчестве Ибрая Сандыбайулы, называлась «Гакку». Если назвать билли страной танцоров, то это будет правильно.
Современная казахская степь в средние века называлась «Дешт-и-Кыпчак». Население южных и западных регионов Дешт-и-Кыпчак русские и поляки называли «половцами» («степняками»), а западноевропейцы — «куманами» («людьми-казами»). В то время влияние кыпчаков было велико, и их язык был широко распространен. Ярким доказательством этого является книга «Кодекс Куманикус» (1303 г.). В этой книге содержатся нотные записи кыпчакских мелодий, дошедших до нас, записанные в виде романских квадратных нот, которые впоследствии использовались в западноевропейской музыке для католических хоров.
Исследователь казахской музыки Б. Ерзакович писал: «Мы можем с уверенностью сказать, что в «Книге Кумана» есть признаки казахского музыкального языка». Из его слов мы видим, что наш народ давно знаком с процессом записи музыки с помощью условных знаков (нот). Анализируя содержание песен, мы обнаружили некоторые элементы казахского музыкального языка, в частности, в мелодиях кюя «Ак сак кулан» и песни «Елим-ай». А некоторые современные музыковеды утверждают, что нотная грамота пришла в Казахстан в 20-30-х годах XX века.
Музыкальный инструмент — основной фактор полного понимания музыкальной терминологии и музыки, поскольку он является ее единственным «документом» и материальным следом. Он очень ценен, так как отражает древнюю историю, культуру, вековые музыкальные традиции народа.
Литературные сведения о музыке и музыкальных инструментах древности содержатся в «Великом трактате о музыке» Абу Насра аль-Фараби (870-950 гг.). В нем описаны и систематизированы известные в то время музыкальные инструменты: сыбызгы, домбра, сырнай, керней, кобыз, канун, уд, цимбалы (чанг), тамбур, рабаб, дабыл, дангыра. Кроме того, здесь говорится о быте тюркских племен и семиструнной арфе. Там же есть сведения об изобретенном им духовом инструменте под названием «кыпшак». Из этого мы ясно видим, что Аль-Фараби был кыпчакского происхождения. Иначе его изобретенный инструмент не назывался бы «кыпшак». В этом трактате Аль-Фараби дал математическое обоснование музыкальным интервалам и заложил основы своей теории.
Пояснение: По правилу словообразования и записи родословной наших предков, если слово «Аль» (Ал) перед именем Аль-Фараби прочитать как «Алаш» (Алшын), то это будет правильно. Согласно данным казахской шежире, «кыпчак» происходит от казахов, то есть кыпчак — сын казаха.
Ценные сведения о казахских инструментах часто встречаются в нашем устном народном творчестве. В эпосе «Алпамыс батыр» упоминаются духовые и ударные инструменты: керней, сырнай, дабыл, шындыауыл. Некоторые древние инструменты прославляются в народных песнях и стихах, например, в «Жетыгеннин жетеуинде». Названия Жетыген и домбра упоминаются в Забуре Давида (одна из четырех священных книг) среди национальных инструментов той страны.
При раскопках в городе Койкырылган близ Арала была найдена глиняная статуэтка мужчины с двухструнной домброй в руках, относящаяся к IV-III векам до нашей эры.
На плато «Майтобе» (Жамбылский район, Алматинская область), на высоте 2000 метров над уровнем моря, в ущелье длиной 13 километров, среди многочисленных рисунков был найден высеченный на камне рисунок древней домбры. На рисунке изображены пять человек, танцующих в различных позах позади домбры. Рисунок изображен на таком уровне, что не вызывает сомнений, что этот музыкальный инструмент древности не похож ни на один другой музыкальный инструмент, кроме казахской домбры. Инструмент имеет два ушка, то есть две струны, длинную шейку, корпус, лицо закрыто маской. На голову домбры надет филин. Всем известно, что обычай надевать филина на домбру дошел до нас и по сей день.
Известный археолог, доктор исторических наук К. Акишев с группой ученых исследовали этот рисунок, высеченный на камне, и установили, что рисунок был создан не менее чем в неолите (4000 лет до н.э.). Если этот рисунок действительно был создан четыре тысячи лет назад, то «прародителем струнных музыкальных инструментов на земле является современная казахская черная домбра».
Исследование казахских национальных музыкальных инструментов — это источник изучения казахской культуры. Домбра — любимый национальный инструмент казахского народа. История музыки домбры развивалась в тесной связи с историей народа. Они передавали жизненный опыт о природе, человеке из поколения в поколение.
На территории Казахстана в VII-IV веках до н.э. жили сакские племена, оставившие после себя богатое наследие в духовном, особенно в прикладном искусстве, устном и музыкальном творчестве. Во времена саков были широко распространены сыбызгы и домбра. Среди древних кюев, дошедших до нас и до сих пор известных в народе, можно назвать «Шынырау», «Акку» и др. Современные казахские колыбельные песни, их мелодика и ритмика берут начало с тех времен. Научные исследования доказали, что казахский смычковый инструмент — кобыз — существовал и у саков.
Предками саков были Акпан из рода Каз Адай. Согласно шежире, они составляют пятое поколение потомков Адама, то есть их числовое обозначение — пять. Есть ли сомнения в том, что число пять является истиной? Они также известны в мировой истории под именем Аккад. То, что корень слова «сак» (свой корень, то есть прародитель) — это «Ак» (от этого корня происходят слова акикат, ага, агаш, акыл, акын и т.д.). Корень слова не ошибается.
В III-II веках до н.э. гунны (Куны, страна Куна) создали одно из могущественных государств в мире. В древних китайских записях сохранились сведения о том, что земли за Великой Китайской стеной находились под властью гуннского каганата. Гуннские племена, населявшие земли от Алтайских гор до Аральского моря, говорили на одном языке, то есть на современном казахском родном языке. Они были не только прекрасными воинами, но и среди них было много талантливых поэтов, музыкантов, сказителей и кюйши. У гуннов, как и у казахов, песни сопровождались игрой на сыбызгы, домбре и кобызе. Дошедшие до нас гуннские кюи: «Кенес», «Сары озен», «Шубар ат». Во II-I веках до н.э. жил великий кюйши, сыбызгист Саймак, чье имя до сих пор не забыто. Казахи до сих пор исполняют его кюй «Сары озен» («Сары озен» означает «Желтая река» или по-китайски «Хуанхэ»). Эти музыкальные произведения и музыкальные инструменты свидетельствуют о том, что казахи являются потомками этих древних народов. Всемирно известный царь Едил (Аттила) был вождем этих гуннов. По родовой шежире наших предков, царь Едил происходит от казахов — Алшын (Бекарыс) — Двенадцать родов Байулы — Адай — Келимберди — Тобыш — Копес — Едил. Прямые потомки царя Едила, караши, до сих пор живут в Мангышлаке. (Эта шежире взята из поэмы Ибраима ахуна Кулыбайулы «Караш теги»).
В VI-XI веках н.э. на берегах Иртыша существовал кимакский каганат. В VII веке кимаки заселили территорию от Иртыша до Алтайских гор. Зимой часть из них вместе с табинами переселилась к Сырдарье. По историческим данным, кимакский каганат состоял из двенадцати племен. Современные казахи — Малый жуз — младший сын Бекарыса — Двенадцать родов Байулы являются их потомками. Они подчинялись кагану. Строили крепости и города (известно 16 городов кимаков). Столицей каганата был крепостной город Кимакия на берегу Иртыша. В кимакском каганате развивалась письменность. В XI веке из кимаков вышел известный ученый Джанах ибн Каган аль-Кимаки. Он писал книги о кимаках. В XI веке кимакский каганат распался. Кыпчаки — их потомки. В казахском народе до сих пор сохранилось племя кыпчаков (Центральный и Северный Казахстан).
Домбра была музыкальным инструментом кимаков. До нас дошли их следующие любимые мелодии и кюи: «Волны Иртыша», «Печальная девушка», «Тепен кок», «Ак сак каз», «Боз-инген», «Желмая», «Куланнын тарпуы», «Кокейкести» и др.
Согласно шежире Адая, третий сын младшего из двух сыновей Адая, Келимберди, то есть пятый внук Адая, Балыкшы, имел имя Шибынтай. Отсюда следует, что Шибынтай и Кыпшак имеют общий корень «ыб (ып)». Эти слова являются синонимами.
В 1298 году в описании татарских битв итальянским негоциантом Марко Поло (1254-1323), прибывшим в Великую Татарию, упоминаются песни и музыка: «Татары не начинают битву, пока не ударят в накар своего вождя, и как только ударят в накар, вступают в бой. У татар есть и такой обычай: когда они готовятся к битве, пока не ударят в накар, они ждут боя, напевая песни и спокойно играя на двухструнном инструменте. Их пение и развлечение поражают». Пели для снятия нервного напряжения, создания определенного настроения. Персидское слово «накар» означает барабан, цимбалы, а двухструнный инструмент, на котором играли перед боем, похож на казахскую домбру. Его описание приведено в главе «Здесь описывается Великая Турция».
Корень слова «татар» — Ат (Ад). В «Тайной истории монголов» четко написано, что эти два племени, татары и монголы, являются родственными племенами. Это можно ясно увидеть из того, что древнее название современной Татарстана называлось Казанским (Казахским) ханством. В этом также кроется секрет того, что их нынешняя столица называется Казань.
Инструмент под названием домбра сохранился у многих народов, родственных казахам по культуре, быту и истории. Сравните таджикский думрак, узбекский думбыра, думбрак, киргизский комуз, туркменский дутар, баш, думбыра. Русский музыкальный инструмент домра, упомянутый в письменных источниках XIV века, очень похож на казахскую домбру. Отмечается сходство их названий и происхождения.
В работе В.Ф. Платонова говорится: «домра, домбра, думбыра, думбара, думбрак и т.д. известны в этнографической лексике многих современных тюркских, в том числе казахского, татарского, башкирского, узбекского, калмыцкого языков как название щипкового струнного музыкального инструмента. Его можно рассматривать как миграционный термин. Он появился на Руси в первой половине XV века».
По предположению А. Жубанова, слово «домбра» произошло от двух арабских слов «дунбаh» и «бурра», означающих «козий хвост». Действительно, корпус домбры имеет конусообразную форму и заканчивается подобно козьему хвосту. По мнению К. Жузбасова, лексема «домбра» состоит из двух слов, непосредственно связанных с музыкальным исполнением: дем и беру. От казахской формы подражания: «дом, дон, даң, дүң» образуются производные: даңғыр — шум, шум, звон, дабыр. Даңғыра — вид ударного инструмента, дүңгір — глухой звук, діңгір — низкий звук. Все эти значения являются общими. Использование этого согласного звука в словах, изображающих звук, создает мягкую вибрацию, резонанс, звон, что позволяет связать этимологию домбры с характером звука.
Почти все исследования подтверждают, что этимологическое название инструмента, изображающее звук, существует в ряду тюркских языков. В татарском языке dumbra — балалайка, dombura — гитара, в турецком языке tambura — гитара, в монгольском языке dombura — домбра, в калмыцком языке dombr — домбра. Проведено много исследований по этимологии названия домбры, но нельзя сказать, что оно окончательно установлено. (В качестве источника использован труд Онербека Ахмета «История казахской домбры»).
Нам сегодня действительно известно, что история казахской черной домбры еще более древняя. Об этом этнограф Жагда Бабалыкулы приводит следующие данные. «Ученые доказали, что рисунок домбры на камне, найденный на Майтобе в Жамбылском районе, относится к культуре шеститысячелетней давности. То есть, шесть тысяч лет назад у нас была домбра». «…На папирусе из Египта, в подземной части пирамид, начертан рисунок двухструнной казахской черной домбры с колышком» (Илл 9 Египет. III в. до н.э. Папирус XVIII династии Манхерпери «Книга мертвых, глава 148» (М.М. Акмырзаев. Письменное наследие уезда Адай. Алматы. 2006. (стр. 4)). Теперь добавьте к этому игрушку, с которой играл в детстве Тутанхамон, владелец одной из огромных пирамид, — костяшку от игры в асыки, выставленную в египетском музее. Следовательно, «владельцы» пирамид играли в асыки и на домбре. В Священном Коране название войска страны, владевшей пирамидой (фараона), названо «Казык». «…Китайские казахи перед исполнением кюя «Шынырау» рассказывают его легенду. Говорят, что Шынырау — это орел. Он несет только одно яйцо в год. Говорят, что его съедает крылатый дракон. Когда он снес последнее яйцо, Шынырау сказал: «Либо я должен умереть, либо дракон должен умереть», и крепко затянул пояс. В небесной схватке за последнее яйцо Шынырау победил крылатого дракона и убил его на земле. После этого начинается кюй. В 1852 году китайцы нашли кости двукрылого дракона в месте под названием Шынды. Там было написано: «Это животное жило 20-25 тысяч лет назад». Следовательно, ваш кюй «Шынырау» ровесник дракона, жившего 20-25 тысяч лет назад. Ваша домбра существовала задолго до этого, 20-25 тысяч лет назад».
«В венгерско-угорской мифологии есть понятие «Шаркань». Шаркань — это имя крылатого дракона с телом, как у змеи» (С. Кондыбай. «Есен – Казах» стр. 126). Есть все основания считать исторической родиной этого Шынырау Мангышлак. Его топонимические свидетельства: в Мангышлаке часто встречаются микротопонимы Шынырау, Косшынырау, Кысыкшынырау, Шынгырлау, Сынгырлау, Акшымырау. В казахском языке «Шынырау» как синоним самого дальнего слова означает самый глубокий колодец, то есть Шынырау колодец. Теперь добавьте к этому, что недалеко от поселка Бейнеу, Мангыстауского района, Мангыстауской области, на юго-востоке, в 130-140 км, есть место под названием Сумбе-тамыр алан. В некоторых источниках пишется, что это Сумбетемир алан, то есть железная башня. Сумбетемир алан — не только площадь железной башни, но и «Алаш с глубокими корнями», то есть казах с очень глубокими корнями, разве это не очень убедительно и прекрасно сочетается с Шынырау?! К тому же добавьте, что мифического крылатого дракона называют «Манкус». Тогда получается, что «Корень всего слова один, прародитель — би Майкы» — это все казахи знают до сих пор. В шежире также говорится, что би Майкы был главным бием древних казахов. Би Майкы — предок древних майя, которые удивляют мир своей несравненной великой культурой. Они также берут свое начало из казахской степи. В Мангышлаке до сих пор существует могильник Майя мола. Следовательно, основной смысл этой пословицы заключается в том, что все человечество на земле имеет одно происхождение, всех создал один Аллах, и вся мировая культура происходит из казахской степи, то есть от казахов. Еще одним доказательством этого является то, что, как черная домбра казахов является прародителем всех струнных музыкальных инструментов на земле, так и сыбызгы казахов, сделанный из простой тростниковой трубки, является прародителем всех духовых инструментов, а кобыз казахов — прародителем таких инструментов, как «скрипка», дауылпаз казахов — прародителем таких инструментов, как «барабан», арба казахов — прародителем всех транспортных средств с колесами на земле, а деревянный дом казахов — прародителем всех роскошных дворцов.
«Геолог М. Медоев доказал, что одним из первых поселений первобытных людей был Мангышлак» (О. Озганбай «Великая пятерка» Алматы-2010. стр. 177).
Древние шумеры, удивляющие человечество своей великой культурой, играли на «ушках» домбры. На оставленных ими глиняных книгах много изображений домбры.
Недавно мировые СМИ сообщили, что языковеды мира пришли к выводу, что 6000 лет назад все народы мира говорили на одном языке. Конечно, это язык — родной язык казахов. В этом секрет того, что названия земли, воды, гор, наций и государств, населенных пунктов по всему миру соответствуют родному языку казахов.
«Домбра» — национальный инструмент. Специалисты по языку до сих пор не пришли к единому мнению о том, откуда произошло слово «домбра» и где оно было использовано. Существуют различные предположения. Причем, весьма сомнительные предположения. Потому что, согласно методологии индоевропейских ученых, это слово не может быть широко распространено. Говорят, что казахское слово «домбра» происходит от арабского «тамбур». В персидском языке такого слова нет. Думают, что оно происходит из персидского, потому что там есть слово «данба», означающее «хвост». Слово «баре» означает «козленок». Вероятно, эти два слова объединились в «данбабаре». Считается, что домбра получила такое название из-за того, что ее корпус (дно) похож на козий хвост. Такое предположение не основано на научном исследовании. Оно является следствием наивного сознания народа, которое не может от него избавиться. У русских тоже есть инструмент под названием «домбра». Ученые считают, что это слово и этот инструмент пришли к русским не от самих русских, а от монголов. В XII веке во время похода Чингисхана монголы принесли его на русскую землю. Поэтому его считают монгольским словом. Но нелегко выяснить, откуда и как оно попало к самим монголам. Более того, старая буржуазная лингвистика не могла объяснить тот факт, что в языке бенгальцев, живущих между Индийским океаном и далекими землями, такие музыкальные инструменты называются «тамир, дамыр». Старые греческие легенды, а также многие старые источники упоминают имя слепого человека по имени Темерис, который был покровителем музыки (Яфетический сборник). В 6-й книге этого сборника опубликовано исследование о «Слепом Темире». По нашему мнению, русская «домбра», арабская «тамбура», бенгальская «тамир», греческая «тамир» — все это одно и то же. Все это название одного понятия, которое в древности было покровителем музыки, ее символом. Вероятно, от слова «тамир, дамыр» произошли слова «гемир» с одной стороны и «йамыз» с другой. Таким образом, слово «домбра» не является заимствованным из одной страны. Этот инструмент тоже не перекочевал из одной страны. Это должно быть название тотема, распространенного по всей Евразии и считавшегося покровителем музыки во всех этих странах. (К. Жубанов).
«Если вы считаете домбру грехом,
То она принадлежит собраниям и праздникам.
Если вы считаете грехом ее струны,
То они от козла, пришедшего из рая. (Могила Шопана ата, покровителя овец и пастухов, также находится в Мангышлаке. До сих пор она называется могильником Шопан Ата).
Если вы считаете грехом ее лады,
То их двенадцать в этом предмете. (Лады — это числовое обозначение младшего сына Великого Алаша, Двенадцати родов Байулы).
Если вы считаете грехом ее уши,
То это уши Хазрата Биляла.
Если вы считаете грехом ее колышек,
То он разрешает запутанные тайны. (Для тех, кто понимает слова, какой спор может быть о том, что ключ к шежире-истории от колышка домбры отпирается).
Говорят, что наш предок Адам,
Придя на землю с семью мелодиями,
Играл кюи». (Наш предок говорит, что домбра существовала во времена Адама, и они тоже играли кюи).
Тогда это была мелодия.
Сегодня это тоже мелодия.
Молдеке, вы ошибаетесь, считая мелодию грехом.
Молдеке, вы заблуждаетесь, не зная,
У домбры мало грехов для нас». От слова «аз» (мало и много) происходят Азия, наз, саз, каз, казах, казык, казир, жаз, жазык и т.д.
Адам — это те, кто жил до всемирного потопа во времена пророка Нуха, а Ман — после всемирного потопа.
Названия всех живых и неживых понятий и предметов на земле даются по аналогии с событиями, произошедшими в жизни человечества, и в их корневом слове (корне слова) указывается имя их создателя, то есть «автора». Чтобы наши слова были более убедительными, давайте заставим «части тела» домбры говорить:
Структура домбры состоит из нескольких частей: голова, колки, лады, гриф, струна, корпус, дека и колышек.
Каркас домбры — дерево. Состоит из объединенных слов Аг (ак), ага и аш. Если каркас двухструнной черной домбры — дерево, то каркас всего человечества — казах, то есть казах — брат всех народов мира. Казах — это слово «Каз ага». Это полное значение слова «Ак» во втором слоге «Каз». Второе значение «Ак» — Истина. В этом секрет того, что наши предки говорили «Истина от Брата».
«Деревяшка в моей руке,
Поет эта деревяшка.
Моя деревяшка —
Это домбра, несущая,
Играющая — дангыра».
«Домбра — это грех, — говорят,
— Это всего лишь пустой звук» (Кашаган).
Голова — у всего (любого мира) есть начало, у человека тоже, корень слова — ас. От этого корня происходят аспан, астык, аса (верх, низ, то есть вершина любого мира), басшы, система управления и т.д.
Ухо — объединенное слово. Корень слова состоит из слов Ку (Куда, Кудай, Кудагай, Кудайке, Ул, Кул, Ак (Сак), Лак).
Если вникнуть в прямое значение этих слов: Ку — имя нашего предка Кудайке, ул не требует комментариев, кул — сейчас понимается иначе, в древности ул и кул были одним понятием. То, что казахи говорят «улым, кулым, кулыным, кулыншагым», является неопровержимым доказательством нашего предположения. А Ак — имя нашего четвертого внука Адая, то есть потомка пятого поколения Акпан (Акман). Все понятия, содержащие имя нашего предка Ак (Аг), такие как Ак (чистый скот, белое молоко матери, добрые намерения, белый платок, добрые пожелания, светлый путь и т.д.), акикат, акыл, ага, Агарыс, агару и т.д., имеют своими авторами этих предков. Лак — здесь означает мать и дитя. Потому что мать ягненка — коза, а корни слов «еш» в словах «отец-мать» и «шешен» у казахов одинаковы. Авторство этого названия можно отнести к Лакайцам из рода Конырат, упоминаемым в эпосе «Алпамыс батыр», происходящим из Жидели Байсуна (на Кавказской горе они называются Лаки).
У казахов также есть выражение «акпа кулак». В этой фразе отражается отношение матери к уху, Ак-па — Ак апа (мать).
Регулируя звук, выходящий из корпуса, путем натяжения одной струны и ослабления другой, настраивают мелодию кюя.
Лады — корень слова Ер, пер, ерне (ернеу), перне. Изменяя звук, выходящий из двух струн и корпуса, путем нажатия на эти лады, меняется ритм мелодии. Разве это не люди, которые меняют все в жизни человека? Отсюда и то, что наши соседи-русские называют Бога Перуном, первый. Это слово происходит от казахских слов бир, биринши, пир (учитель).
Еще одно основное значение лада — Пери эне. Это полностью соответствует системе словообразования наших предков. При объединении двух слов для образования одного слова, в зависимости от звуковой гармонии, выпадает последний звук первого слова или первое слово второго слова. Например, Казык жұрт — Қазығұрт, Аға Арыс — Ағарыс, алып бар — апар, Қаз бір (казах первый) — қазір, қалып қойған — қалған и т.д.
Через лады (мужчин и женщин) различные звуковые мелодии достигают своей высоты, и новые начинаются снова. Так и в жизни. Они меняют весь мир. Азия (корень слова Аз, Каз) — мужчина, движущая сила — казахи; Европа (корень слова Ев, ева, дева, девушка) — женщина, движущая сила — потомки Евы, евреи.
Шея — состоит из объединенных слов ой, мой, ын, ойын. Ой — прозвище наших предков Рыскул (Кунанорыс). Потому что значение корня слова «ор» и «ой» в имени нашего предка Орыс очень близко друг к другу. В основном, оба означают русло, текущее вниз с горы (с высоты, сверху), или место сбора воды, или впадину. Отличие в том, что ой — естественное, а ор — вырытое руками. А то, что корень слова «мойын» — это «ойын», связано с тем, что он постоянно движется, не оставаясь на месте. А если говорить о суффиксе «ын», то его происхождение — «ін». Отсюда и казахское выражение «ындыктын туби». От корня «ын» происходят слова шын, сын, қын, жын, а от «ін» происходят понятия:
а. нора, вырытая животными под землей;
ә. брат (младший брат человека). Таким образом, значение «мойын» — это название части тела, соединяющей голову и грудь, подобно норе, соединяющей поколение предков и поколение детей. А если говорить о суффиксе «М», то это аффикс принадлежности, который при добавлении к любому слову спереди или сзади придает значение «мой». Этот суффикс берет свое начало от понятия Адам (мой предок), присоединенного к Ада (Отец). Конечно, как и у каждого человека свой отец, так и постоянно движущаяся шея не принадлежит ли ему? Доказательством правильности этого предположения является то, что русские также используют это наше слово. У них слово «мой» произносится как мой, моя.
На шее расположены лады, натянуты струны, и она соединяет голову и корпус.
У основания головной части шеи находится колышек, называемый «чертов» колышек. Название этого колышка полностью соответствует стадиям развития людей и народов. У слова «шайтан» два корня. «Ай» и «Ан». Оба означают женское начало. Это означает, что когда мужчина развращается, он теряет свои мужские качества и становится женщиной. А здесь мужчина дважды становится женщиной и называется «шайтан». Так происходит и в жизни людей и народов (государств). Если между ними возникает шайтан, голова отклоняется от прямого пути и сворачивает в любую сторону.
Слово «ішек» состоит из двух объединенных слов: «іш» (живот) и «ек» (два). Слово «іш» понятно всем. А «ек» (два) – это казахское числительное. Из него остались в нашем словарном запасе такие названия, как Ек, Екі, Еке (отец), Тек, Теке, Меке, Сенек, Екі бет (Египет). Струна домбры делается из бараньих кишок. Это означает, что «автором» домбры является чабанское село.
Слово «шанақ» происходит от «ан», «ана», «шан», «шана» (сан, сана), «ақ» (истина и старший), «нақ» (сам), «шанақ». То есть, из корпуса домбры исходит гулкий низкий звук. «Сақ» (шақ) используется как альтернативное название для Ана и Сақ аға. Утверждается, что именно они являются владельцами звука, исходящего из корпуса.
Слово «қақпақ» имеет два корня: «ақ». Поверхность корпуса, собравшая звук, отделив микрочастицу из восемнадцати тысяч миров, покрыта «ақ», которое находится на втором слоге названия казахского народа. И не одна, а две части разделены пополам и покрыты дважды.
Это понятие зародилось в Мангистау. В родословной Адая четвертый внук и пятое поколение потомков Адай ата называется Ақпан (Ақ Ман). Именно они получают пятибалльную оценку в различении добра и зла. От корня «ақ» произошли такие понятия, как Ақпан (название рода), Ақтау (гора), истина, ум, доброе намерение, парное молоко, доброе пожелание, чистый скот, доброе сердце, белый платок, старший, побеление и т.д.
«Қақпақ» также называют «бетқақпақ». Оно используется в значениях «лицо», «завеса», «образ». В родословной Адая слово «бет» (лицо) является прозвищем Бузау-Жеменей, которому принадлежит священное число семь, неразделимое родство.
Корень слова «тиек» – «иек», которое, в свою очередь, состоит из двух объединенных слов: «ие» (владелец) и «ек» (два). Звук «Т», где бы он ни использовался в слове, означает только «полный, насыщенный». Отсюда и расчет древних казахов всего мира по девять. Например, «Ұлт» – «ұл» (ребенок) становится полным и превращается в нацию, «сүт» – вода становится белой и превращается в молоко, «өрт» – сгорело, ничего не осталось, «жылт» – показалось и исчезло и так далее. Вот так говорит звук «Т».
В пояснении к «ие» нет необходимости. Его первоначальное значение до сих пор используется. Особо следует отметить, что «Ие», «владеть», «святыня», «священный мир» (Священный Мангистау) и т.д. используются как альтернатива понятию «Ата» (отец, предок).
А «ек» (два) и «иек» – это казахские прозвища. Потому что борода, растущая на подбородке, а у пожилого человека – седая борода, связанная с трудом и авторитетом, приобретенным на глазах у народа, называется Ақсақал (седобородый), а тех, кто просто «ел, пил и освободил посуду», мы называем шал (старик), что является свидетельством этого.
Еще один особый момент: на уши домбры, на головные уборы шалдар, на саукеле казахских келинок надевают «Үкі» (филин). То, что мы оберегаем и ценим, – это имя нашего предка, пророка Нуха, который вывел нынешнее человечество из потопа. На самом деле, настоящее имя этого предка – Укаша. От этого предка остались названия: Үкілі домбыра, Үкілі Ыбырай, үкілі почта, үкі, үкі ою, үкім, үкімет, үкімет басы. Пока жив хоть один казах на земле, домбра не исчезнет. Мы, то есть нынешние казахи, сидим на колыбели того народа, что был при пророке Нухе. Для казаха с ясным разумом это утверждение не должно вызывать сомнений или споров.
Урок истории: Те, кто брал в руки власть (правительство), не имели права ошибаться. Наши предки говорили, что такие люди имеют право проводить испытания (эксперименты) только над собой. Гражданин Казахстана! Помни! Если ты вмешиваешься в управление (даже если ты бригадир, самая низшая ступень руководства), ты не имеешь права отклоняться от праведного пути Аллаха и ошибаться. Если ошибешься, будешь наказан. Кто, думаешь, накажет? На