Кто не знает знаменитого голландского художника, всемирно известного Рембрандта Харменса ван Рейна. Его произведения, такие как «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Даная» и другие, известны как лучшие образцы мирового искусства. Среди них особое место и своеобразие занимает картина великого художника «Похищение Ганимеда», написанная в 1635 году. Ганимед — историческая личность из греческой мифологии. Рассказывают, что могущественный бог Зевс похитил его своим орлом и поместил в созвездие Водолея на небе. Эта удивительная легенда вдохновила многих и привела к созданию знаменитой картины Баттиста Франко Венецианского «Битва при Монтемурло и похищение Ганимеда» в 1537-1541 годах, а в 1611 году стала темой произведения Питера Пауля Рубенса «Похищение Ганимеда». Спустя некоторое время, в 1650 году, вдохновленный этой легендой, художник Эташ ле Сюер создал еще одно произведение под названием «Похищение Ганимеда». Эта работа хранится ныне в знаменитом музее Лувр. Наконец, к этой теме обратился художник К.В. Аллерс, завершив свою новую картину под тем же названием в 1913 году. Помимо них, есть и другие известные художники, чьи кисти создали прекрасные и красивые образы Ганимеда.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что все эти знаменитые произведения посвящены одной теме, они не похожи друг на друга. Например, у Рембрандта Ганимед изображен младенцем, еще не отнятым от груди матери, в то время как у других он изображен взрослым или юношей. Однако, общее для всех них — это яркое изображение могучего орла, несущего Ганимеда в величественное небо. Здесь орел в основном хватает Ганимеда своими мощными когтями за ноги и улетает в небо. Кроме того, на картинах Венецианского и ле Сюера клюв орла изображен свободным, а у Рубенса орел клюет переднюю часть одежды Ганимеда, удерживая его за ноги когтями. На картине Рембрандта, наоборот, основная сила, вес ребенка приходится на клюв орла. Он несет юного ребенка, кусая его за одежду и удерживая за ноги когтями, поднимаясь в небо. Здесь также ясно и правдиво изображено, как юный младенец, испугавшись неожиданности, испражнился. Этот шедевр, оригинал которого был позже передан в знаменитый Дрезденский художественный музей и является лучшим образцом Золотого века голландской живописи, восхитил многих и вдохновил красотой искусства. Это, конечно, удивительное наследие, общее для всего человечества, в том числе и для казахского искусства. Тем не менее, нас интересует не это, а совершенно другой вопрос: когда казахи впервые познакомились с этим произведением и какое впечатление оно на них произвело.
В связи с этим, копия этой знаменитой картины Рембрандта, с которой в XVIII веке казахи, побывавшие в Италии, Казыбек би Тауасарулы (еще не носивший титул би) и Отеген батыр (еще не носивший титул батыра), познакомились и высказали свое мнение, невольно привлекает внимание. Об этом Казыбек би пишет в своем труде «От корней до меня» следующим образом: «…Мы попрощались с Италией. Эта страна запомнилась нам своими огромными и величественными зданиями, архитектурными домами и любовью к искусству. Особенно меня сильно заинтересовало изобразительное искусство. Я изучил все тонкости, но не нашел сил, чтобы это зарисовать. Бог не дал мне такого искусства. Даже если бы я научился этому искусству, исламская религия, противная живописи, не открыла бы мне здесь двери.
Уходя, я сильно обидел одного из моих учителей. Меня обучал живописи юноша по имени Титта из рода Сакки. Я привел Отегена к нему домой, чтобы попрощаться. Отеген тоже много знал к тому времени. Мы ели лапшу в его доме. Большая часть их еды — это лапша. Трудно описать быт этого богатого дома. Мы с Отегеном видели такое богатство, которое занимает место целой деревни, а не юрты, и привыкли к этому, перестали удивляться такому. Жена этого ученого человека тоже была из знатного рода Раффа, единственная дочь. Этот Раффа дал своей единственной дочери целый дворец картин. Если бы это увидел казах, он бы посмеялся, это считалось бы очень большим приданым. Вот этот дворец картин мы и осмотрели. Чьи картины там только не было! Картины