Отдельно стоит внимание к каждому заседанию комиссии по земле, наблюдение за ним. Что я заметил: в отличие от первых, эмоции отступили, и наблюдается вид, будто перешли в спокойное состояние. Спокойствие можно понимать по-разному. Если небрежность переходит в безразличие, а рассудительность – в апатию, то любое важное собрание теряет свой вид и иссякает по существу.
«Со стороны виднее», к сожалению, последнее заседание, особенно в Алматинской области, ярко это показало. Похоже, местные «нуротановцы» были к нему основательно подготовлены. В то время, когда и так политическая баталия обостряется на каждом шагу, это выглядит слишком неуместно. То, что некоторые выступающие не выходили за рамки, не «рисковали», а «шли осторожно, делая точные шаги», свидетельствовало об этом.
А мои намерения были иными. Разве не сказал бы в таких случаях человек с кровью казаха: «Если не сейчас, то когда же?» Увы, где же эти старейшины, которые дорожат народом, которые готовы выложить все, что накопили их предки за семь поколений, и выращенные ими плоды, когда речь идет о земле? Где эти уважаемые аксакалы, видные деятели, известные «академики степей»? Неужели за четверть века действительно все иссякло? Если остались хоть какие-то, почему они не показали себя на упомянутом заседании? Разве нам, членам комиссии, не нужны были их мудрые советы и практический опыт больше, чем этим болтливым «крикунам»?..
Скажите, нам нужны «вожди» зеленой травы или мудрые старцы? Почему они забываются, а известные «бекбике» из «Нур Отана» нарушают порядок? Кому было выгодно вмешиваться во все дела, и какое уважение останется у членов комиссии, если такая картина повторится в следующем регионе?
Если разобраться, нам, этим многочисленным казахам, сейчас гораздо больше нужны наши мудрые старцы, чье внешнее серебро скрывает внутреннее золото, чем те, кто только дает благословения или лежит без дела! Те, кто находится у истоков важных дел, должны особо учесть это сейчас и в любой момент.
***
Как говорится, «девять сыновей – одна гора, мой Ер Тостык – одна гора», истинная сущность человека проявляется, когда он несет бремя народа. Эквивалентом этого бремени являются справедливость, честность, гражданственность. Предательство доверенного – начало бесстыдства, конец разложения. Меня удивляет, что «избранники народа», за исключением единиц, смотрят друг на друга с «выпученными глазами, как будто говоря: «Не трогай меня, и я тебя не трону». Конечно, этому есть не одна, а несколько причин. Они сами знают это лучше нас. В школьные годы я читал книгу «Морис Торез – сын народа». Я постоянно ищу такого героя среди своего народа. Особенно сейчас, когда спор о земле навис над нами. Оказывается, это было напрасно. Известная всем аксиома: здравомыслящий человек не плюет в колодец, из которого пьет воду. Наши «избранники» тоже такие. Есть власть. Есть «кормушка» власти. Кто же станет плевать в общую кормушку, имея совесть?! Вот почему, хотя они и пополняют состав комиссии, многие из них теряют самообладание, теряют порядок и попадают в беду, не в силах «дойти до конца». Ставить другой диагноз – бесполезно. Иначе почему «герой Желтоксана» Сабилянов сидит осторожно, как сорока, выжидая? Почему обычно «шумный» Тлеуханов, будто не найдя подходящей темы, тратит время на пустые разговоры? Кто еще был? Не могу вспомнить… Потому что многие нейтральны, безразличны, трусливы. «Зачем мне лишаться своего удела, не лучше ли пока подождать, ослабив поводья…» – такой расчет.
***
Сижу и думаю: «Откуда начался спор?» Да, это известная фраза Бейимбета. Я говорю о земельном споре. Власть сама, заминировав площадку, сама на нее наступила. Но она, как мы думали, не так уж и благородна. Она не успокоится, пока не докопается до сути, пока все внутри не сгниет. А мы задумывались ли над смыслом этого «глубинного расчета» вчера или сегодня? Почему мы отказались от рухнувшей империи с корнями? По сути, разве это не была другая формация с неопределенным направлением? Мы ведь видим, как люди используют камни и кирпичи рухнувшего дома для постройки нового жилища. Так в чем же мы ошиблись? Какого рубежа мы достигли за более чем четверть века? Капитализм, в моем понимании, – это чрезвычайно самонадеянный, гордый, надменный, развратный, дьявольский мир! Это как полный мочи и мочи хвост старого шаяна. Возможно, это воля судьбы, но мы находимся под властью этого хвоста. Прямо сейчас. В ближайшее время человечество вряд ли найдет формацию нового типа…
Что дал нам Бог – мы обрели суверенитет, стали народом. Мы отрезали от подола, стали рукавом. Свободный ветер свободы наполнил наши груди. Эйфория свободы дала крылья под мышками. Но когда мы вернулись на землю… Село, которое было густым, как молоко, скисло, как айран. Богатые насытились земельными долями, а простой народ остался ни с чем. У кладбища тоже есть свой хозяин. Оказывается, чтобы следовать за ведущей страной, называемой Америкой, мы должны сначала пройти буржуазный этап. Я с детства знал наизусть эти строки Маяковского:
Ешь апельсинов, ананасов жуй,
Твой последний день настал, буржуй!
Мы прошли и это, словно во сне. Однако сердце тревожно, глаза полны сомнений. В душе остался один вопрос. Это – Село. Казахский очаг, который дымил своим дымом и охранял свою жизнь. Благословенное, процветающее место с детьми во дворе, степью вокруг, скотом в загоне. Куда исчезло это Село за короткое время? Улетело ли оно в небо, или ушло под землю?! Кто-то говорит, что оно есть… а я говорю, что нет. Если оно есть, где его скот, где его люди, где его численность? Причина моего «нет» одна, а следствий – бесчисленное множество. Если я начну перечислять, пальцев не хватит. Осталось название, а суть – ложь. Раньше мое Село было не тем, что оно имеет, а Атаем Жомартом, который раздавал то, что имел, с полными руками и черпаками. Раньше мое Село было богатым, влиятельным, уважаемым, полным старейшин – родом, полным рек – богатства! Раньше мое Село было моим колом, когда я останавливался, моей равниной, когда я отдыхал, моей едой, когда я пил чай! А сегодня…
Недавно один мой знакомый сказал: «Куда ни поедешь сейчас, везде все сияет!» Он сказал это с полным ртом, но село, которое мы видим и знаем, не похоже на это «село». Лучше сказать, что оно «разваливается», а не «сияет». Сегодня чего только нет – много ложных лозунгов: мы провозгласили лозунг «С дипломом – в село!». Но лозунг, вышедший из столицы, был разорван на шее, не успев добраться до жилища…
***
Что поделать, если моя ностальгия переплетается с сегодняшними реалиями страны. Теперь, когда наша судьба уперлась в твердую, как кожа на ступне, землю под ногами, с кем нам еще советоваться, как не с собственными ребрами. По сути, мы с самого начала не сделали правильный шаг и не смогли правильно оценить первое направление. Однако мы не были единственными «недостойными» из «семидесяти лет»! Каждый сделал свой выбор. Особенно у наших соседей очевидны: национальное «Я», национальное поведение, этнический эгоизм, бытие-сущность, бытовые особенности и личностная уникальность… Только когда все это объединится, священное понятие «народ» поднимется на достойную высоту.
Правда, сначала у нас все было, и мы убедили себя, что «все было». Мы выбрали и взвесили некоторые западные, бонконгские, сингапурские, японские модели. Затем мы отказались от наземных богатств и полностью погрузились в подземную нефть. Более того, мы объявили всему миру: «У нас есть все элементы Менделеева!» Это была наша истинная простота и наивность. Разве здравомыслящий хозяин дома, имея что-то, открывает настежь окна и двери посреди дня, говоря: «У нас есть это, у нас есть то»? Это как говорится: «К гостю привязывается тот, кто любит гостей». Мы до сих пор страдаем от последствий этого. Кем мы были, чтобы открывать двери миру настежь? Наша земля обширна, а народ малочислен (я говорю о численности). Только растущая страна стремится постоянно усиливать тенденцию «открытой политики». Дэн Сяопин оставил это свое преобразование в вечное наследие для многомиллионного Китая. А наш сосед, господин О, не так легко покажет свой двор и территорию кому-либо. Так было с самого начала. Потому что «в осторожности нет позора». Даже если у них народу вдвое больше, чем у нас.
Вчера, Сегодня, Завтра – три столпа измеримого Времени. Рост, подъем и упадок – все это общая доля этих трех. Здесь же находится и благодарность народа, и его проклятие. Если идея, витающая в небе, не спустится на землю и останется между двумя промежутками, она превратится либо в пустую мечту, либо в неразумную фантазию. Личность без пьедестала недолговечна. Около двадцати лет назад я прочитал крошечное сообщение в одном российском издании. Японский премьер-министр, не сумевший продвинуть экономику страны вперед за два года, добровольно уступил свое место другому. Вот пример! Вот тенденция! А у нас… расстояние между троном и гробом – всего лишь бросок палки…
***
Теперь перейдем к наземным богатствам. Это – сама Земля. Одно ее название – Мать. Другое – дар Аллаха. Слава Аллаху, мы обширны и просторны, как наша душа. Мы занимаем девятое место в мировом масштабе. Шесть-семь Франций целиком поместятся с Эйфелевой башней и Лувром. Как ни хвали, как ни гордись – все уместно. Реки, озера, горы, долины – всего достаточно. Предмет зависти соседей и случайных прохожих. Наше богатство, которым мы владеем. Я говорю «владеем», потому что это наша прародина, наше исконное место обитания. Защищать его и хранить, как зеницу ока, – это завет, предначертанный казахскому народу. Если в человеческой жизни есть одно великое и благородное качество, которое не подлежит ни дарению, ни продаже, то это и есть Земля! Если ты совершишь малейшую измену дару Аллаха, завету предков, ты будешь проклят народом и облачишься в черный плащ позора. Это суровое и непреклонное правило одинаково для царя, для простолюдина, для хана и для раба!
***
Конечно, в передовых странах есть много примеров и тенденций. Например, в школах США учитель задает ученикам вопрос: «Что бы ты сделал, если бы стал президентом страны?» Тогда одиннадцатилетний ученик из города Кент, Роджер Голсуорси, ответил так:
«Если бы я стал президентом:
Доил бы солнечный свет с неба,
Нашел бы воду земли из глубины,
Всем людям честно
Безвозмездно помогал бы!
Уменьшил бы число сирот,
Видел бы слезы вдов.
Оружие бандитов и грабителей
Закопал бы в семь слоев земли!
Смерть, приходящую к человеку,
Изгнал бы из мира!
Если бы я стал президентом:
(Ты можешь в это полностью верить!)
Мать приравнял бы к Солнцу.
Ребенку дал бы счастье…
Уважал бы достойных,
Помогал бы бедным.
Перевел бы в детские сады
Финансы, выделенные на оружие.
Торжественные, красивые, разумные
В эту эпоху крылатые
Все заводы, производящие
Оружие, я бы остановил!
Если бы я стал президентом!
(Ты можешь в это полностью верить)
Двор был бы благоустроен, сад цвел бы,
Колокольчики звенели бы
Я бы построил тысячи школ!
В этой жизни это слишком дорого,
Я бы не допустил резни,
Чтобы человек не ушел в пропасть…
Если бы я стал президентом!
Истинно, ангельское намерение. Но разве дело только в этом? Многим разумным детям не нравится многое. По сути, и в нашем понимании, и в его понимании Президент – гарант для народа. Величие создается для этого. Присяга дается для этого. У нас тоже есть неугасимое, не ветшающее желание. В связи с этим, есть три вопроса, которые мучают нас, не давая покоя ни днем, ни ночью: Почему мы уничтожили село? Почему мы отдали землю в частную собственность? Почему мы заставили казахских детей скитаться по городам?
По моему мнению, судьба всех трех сводится к одному – к СЕЛУ. Село с самого начала было золотой жилой казахов. Мы вырвали эту жилу с корнем. Чьими руками? Зачем? По чьему приказу и с какой необходимостью? Пусть империя рушится, но зачем мы сразу же оставили без крова Мать, давшую нам белое молоко, называемую Селом? Разве не было там скота на территории и жизни во дворе?
Решение о передаче земли в частную собственность было принято быстро, пока народ спал или был невнимателен. Как будто отец с тремя-четырьмя сыновьями разделил наследство между этими тремя-четырьмя детьми за один день. Казахский народ прост, наивен, честен. Откуда ему было понять скрытую хитрость, ужасную изворотливость, мрачную красоту?! Он послушно выслушал властный голос: «Смотри за собой сам!» И пока он так жил, жизнь, полная скорби, встретилась ему на пути. Утешает ли он себя или утешает жизнь? Те, кто сейчас без цели блуждает в «осаде» под названием город, – все казахи. Сколько лет прошло с тех пор, как «черный рынок» стал местом, где казахи страдают от нехватки еды? Село теперь даже не снится им. Наверное, для того, чтобы видеть сны, нужна жирная пища и удобная постель…
«Разве голодный желудок может утешиться, не поедая жирной пищи?..» – слова, которые заставляют сердце образованного человека болеть. Один – ветеринар, другой – агроном, третий – зоотехник… Два диплома. Есть ходьба на двух ногах, но нет работы для двух рук. Что поделать, этот город не нуждается в бездельниках! Время, когда нет жениха для невесты, нет опоры для сына…
Суть девяноста слов – вернемся к Селу. Не для прогулки, а для совместной работы. В этом нет ничего постыдного. Наш собственный дом, наша постель из поэзии. Где есть жизнь, там есть цивилизация. Духовность в нас, желание жить – в наших мыслях. Слова о том, что казах никогда не отставал от других, – пустые слова. Все прошлое – не значит устаревшее. Есть что взять, есть что понять. Наша обширная страна, наша родина основана на Аграрной реформе. Мы не смогли понять это в те смутные времена. Алла прощает наивность только один раз. Приведем себя в чувство. Приведем себя в порядок. Наше нынешнее безумие – не дело здравомыслящего человека.
«Не верь людям, сколько бы их ни хвалили,
Они обманут, храня в себе коварство.
Верь себе, твой труд и разум выведут тебя вперед…». Абай Гаклия. Если этого мало, «смотри на своего друга глазами врага», – говорит великий сын Индии Ошо. В мгновение ока мир, меняющийся как «Багдадская сабля», – это время, полное зла и безумия…
Мы, наверное, не забыли Министерство сельского хозяйства советской эпохи. Мы помним его два крыла – животноводство и земледелие. Оба росли, процветали, развивались в меру своих возможностей. Мы кормили Союз мясом и хлебом. Таково было задание. Скажем, благодаря чему, оставив в стороне «кто», а не «что»?! Конечно, благодаря нашей благословенной земле, плодородной земле, данной Богом. Эта земля не исчезла и не ушла вместе с империей… Остались потомки, пусть и не достигшие пятидесяти миллионов. Этот род сейчас изо всех сил поддерживает свой ветхий очаг. Но пахотная земля, даже спустя четверть века, остается болью и «песней» казахов.
Нынешний земельный спор – это его обострение. Власть снова добилась своего. Мы пожалели поздно, поняли поздно. У нечестных, не знаю, умных ли, но хитрости много. Они привыкли ходить первыми на шахматной доске. Комиссия по земельному спору – лишь очередной их ход. Время идет. Впереди – летняя кампания отдыха. До конца осени. За это время будут придуманы различные комбинации. Есть и мораторий, следовательно…
Единственная оставшаяся надежда – на нашу родную, любимую Землю-матушку, попавшую под удар! Сельское хозяйство – это не небесная идея никого, а реальная, имеющаяся в руках опора. Все зависит от аграрной реформы! Если нас что-то и спасет от долгов и от долга перед потомками, то это она! Как эта реформа будет проходить, как будет реализована – от этого напрямую зависит дальнейшая судьба нашей государственности.
Исраил Сапарбай, поэт
Газета «Жас Алаш»