Я знал, что российский рок-певец Юрий Шевчук когда-то, во время войны в Чечне, рискуя жизнью, отправился к солдатам и дал там концерт на несколько дней. Он не только дал концерт, но и снял короткий видеоролик. Шевчук мог бы сказать: «Я певец, не вмешиваюсь в политику и войну» и остаться в своей теплой московской квартире, и никто бы его не осудил. Он не испытывал недостатка в деньгах, гастролируя двенадцать месяцев в году. Но певец, верный своей гражданской позиции, поступил иначе. Он открыто обвинил российское правительство в милитаризме и пел перед чеченскими солдатами, а также перед русскими. Ни один из солдат, восхищенных мужеством и человечностью Шевчука, не направил на него оружие. Глядя на Юрия на «Ютюбе», как он, неряшливый, ел из котелка, я был благодарен ему за то, что он смог поднять боевой дух солдат в трудное время. Как выяснилось позже, 19 из 20 солдат, снятых Шевчуком на видеокамеру, погибли, и только один вернулся домой.
Было много певцов и деятелей искусства, осудивших позицию России по Украине. Среди них снова те же Макаревичи.
Вспоминается гражданский подвиг Бубы – Вахтанга Кикабидзе. В девяностых годах танки топтали улицы Тбилиси, под градом пуль. Тогда Кикабидзе, не покинувший свою любимую Грузию, позже сказал в интервью одному журналисту:
– Да, друзья из многих стран звали меня переехать к ним. Но что было бы, если бы я уехал?! Грузины бы совсем растерялись. «Если сам Буба сбежал, то и мне пора ноги делать», – вполне возможно. Когда родная страна оказывается в беде, знаменитый человек должен быть рядом со своим народом, – сказал он. Как же счастливы грузины, родившие такого сына, как Кикабидзе!
Позже, когда российские войска вторглись в Грузию, Буба отказался от ордена «Дружбы», предложенного российским правительством, и не поехал в Москву. Ради чести своей страны он порвал отношения с российскими певцами-друзьями, такими как Кобзон и Лещенко. Вот пример стойкости гражданской позиции певца и актера Кикабидзе.
А насколько верны своим гражданским позициям наши певцы? Есть ли у них вообще гражданская позиция? Знакомы ли казахские певцы с понятием «гражданская позиция»?!
Не будем ходить вокруг да около. Кайрат Нуртас, который в Омске говорил по-казахски, а не по-русски, и пел по-казахски, может считаться певцом с гражданской позицией. Действия Сакена Майгазиева, открыто выразившего свою позицию во время скандала с коллажем «Пушкин-Курмангазы», также заслуживают похвалы. Однако таких, как Димаш Кудайберген, который дает интервью, говоря: «Для меня было мечтой с детства петь на одной сцене с российскими певцами. В будущем я хочу покорить российскую сцену», гораздо больше. Например, Макпал Исабекова, которая радовалась дуэтам с российскими певцами, тоже стремилась покорить российскую сцену. Но ее пыл утих, и она вернулась на родину.
Прислушаемся к словам певца-композитора Алтынбека Коразбаева. Через несколько лет после кровавых событий в Жанаозене в прессе появилось его интервью. Под заголовком «Если бы были два человека, заботящихся о народе, то один из них был бы я». В этом интервью Коразбаев:
– …Там людям обеспечивают рабочие места, все, что сгорело, разграблено и разрушено, постепенно восстанавливается… Я приветствую такие действия! Я ведь не политик, я далек от политики. … Скажу вам, я больше не хочу писать песни ни только о Жанаозене, но и вообще о плохом. Раньше писали, я писал. Сейчас грустные песни не нужны, – ответил он.
Если Коразбаев, которого многие молодые люди считают своим старшим братом, говорит так, то что говорить о других певцах?! Неужели сейчас у всех все так хорошо, что «грустные песни не нужны»?
Более того, некоторые старые певцы-композиторы, достигшие преклонного возраста, вместо того чтобы утешить плачущий народ, дошли до того, что стали его осуждать.
Мы никого не обвиняем в событиях в Жанаозене. Просто нас возмущает, что «народные» певцы, которые всегда находятся в центре внимания народа, которые в каждом интервью часто говорят возвышенные слова «мой народ, моя страна, мой казахский народ», пожалели даже полуслова утешения для народа Жанаозена. Печально, что певцы, которые обычно охотно посещают праздники нефтяного региона и не пропускают «корпоративы» состоятельных компаний, не смогли хотя бы раз оказать поддержку. Если бы они хотя бы дали один концерт и сказали: «Мы с вами», весь народ вознес бы их до небес.
Нет, такого гражданского поступка мы не увидели. Потому что наши певцы «не занимаются политикой…». Их народность ограничивается лишь тем, что они красиво говорят и красноречиво выступают на голубом экране. А ожидать от них величия Шевчука и Кикабидзе из-за рубежа – задача непростая.
P.S. Не дай Бог, если на страну обрушится беда, ответят ли наши певцы: «Нет, я не солдат, я певец…»?!
Нурторе САМАРКАН
skifnews.kz