При жизни Сакен Сейфуллин, говоря о знаменитом силаче Кажымукане, писал:
…В борьбе в СССР он был единственным –
Никакие меры не могли сравниться с ним.
Победившие в Европе и Азии:
Поддубный, Ганс – Гауан, Казбек Гара.
Упрямый взгляд, черная шея – подобно морскому коню,
Он мог бы устроить настоящий переполох, если бы взялся.
Широкие плечи, крепкое тело,
Могучий, огромный, как великан, тянущий – силач.
Щеки полные, как черный бык на черном быке,
Крепкое телосложение, как колонна,
Высокий, как столб,
Другие народы казались карликами, когда он появлялся,
Словно могучий тигр, он был им равен.
Бедра шириной в размах рук, телосложение широкое,
Он шел, покачиваясь, неуклюже, но уверенно.
Как верблюд в караване на долгом пути,
Словно ступающий по мягкой земле, –
так он его описывал.
Известно, что Кажымукан объездил весь мир и возвеличил славу казахского народа. Он боролся в 28 странах и завоевал в общей сложности 56 медалей. Такой борец, как Кажымукан, в начале XX века был единственным среди тюркских народов только у казахов. Точно так же тот факт, что среди борцов России не было ни одного, кто превосходил бы Кажымукана по силе, превозносит нашу гордость. Быть наравне с такими гигантами, как чемпионы мира Иван Поддубный, Иван Шемякин, Алекс Аберг, Иван Заикин, Георг Лурих, Георг Гаккеншмидт, Поль Понс, Вейланд Шульц, и побеждать этих борцов одного за другим на схватках на борцовском ковре – это было настоящее мужество в то время. Известно, что в то время хозяева российской борьбы не только не включали казахский народ в свои списки, но и вовсе считали его диким племенем. Но Кажымукан не уступил своей чести в такой среде. Он никому не позволял себя унизить. Таким образом, своим несравненным мастерством он многократно заставлял признавать несправедливость хозяев борьбы и судей, возвышая тем самым статус казахской нации.
О Кажымукане написано множество книг. Известные современники, такие как Сакен Сейфуллин и Сабит Муканов, оставили воспоминания о Кажымукане. Они посвящали ему стихи и песни. Во всех них говорится, что знаменитый борец был не только обладателем огромной силы, но и человеком с большим сердцем, которое всегда болело за свой народ.
Кажеке, как сказали бы сегодня, даже после ухода с борцовского ковра, старался оставаться в тесном контакте с народом и оказывать посильную помощь. В этом отношении можно привести множество примеров добрых дел, совершенных борцом для своего народа.
Некоторые знают, а некоторые нет, что Жанибек, родной брат отца Кажымукана, Мунайтпаса, воевал в составе войска Кенесары и погиб в Майтёбе. Однажды Кажеке отправился в Кекилик Сенгир, на границу казахских и кыргызских земель, чтобы найти останки этого своего предка. Во время той поездки он оставил кыргызским аксакалам тридцать шесть голов скота – лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, собранных за выступления перед народом, – с просьбой построить мавзо