В южных регионах высокая плотность населения. Мало рабочих мест. Есть и те, кто живет под одной крышей с несколькими семьями. Много детей. Трудно получить место в детском саду. Некоторые школы настолько тесные, что ученики вынуждены учиться в три смены. Школ не хватает. Но, братья, не смотря на такие бытовые трудности, рождаемость высокая. Нет нужды, у каждого ребенка есть своя доля. Правильно. Пусть множатся, процветают, растут. Но прокормить, обучить и воспитать такое количество детей – непростое дело для многих родителей. Потому что нет работы. Даже если есть, то только в сезон. И то, заработок – копейки. Приходится довольствоваться и этим. Если не устраивает мизерная зарплата, на очереди стоят другие, потирая руки. У работодателей есть выбор. Одного увольняют, другого берут. Вот что значит «у горшечника есть воля, откуда хочет, оттуда и ухо приделает». Это – закон жизни, закон рынка. Приходится подчиняться. Не подчинишься – лишишься и того малого, что имеешь. Делать нечего, приходится подстраиваться под повседневную суету. Чего скрывать, во многих селах жизнь именно такая.
Попробуйте прийти к этим братьям и уговорить их: «Переезжайте в плодородный север или восток, вам будут созданы все условия», – вряд ли они сразу согласятся. Тысячу раз подумают, сто раз взвесят. «Мы живем среди своих, зачем нам покидать теплое место, не будем отдаляться от родных и близких, если умрем, пусть земля родная будет нашим пристанищем», – таких контраргументов тоже будет немало.
На самом деле, информации о переселении немало. Но, кажется, эта информация не доходит до братьев в селах, или как? Доказательство этому – вопрос читателя: «Будут ли выплачены компенсации при переезде?» Это касается только компенсаций. У них очень много вопросов, на которые они хотели бы получить ответы, связанные с миграцией. Следовательно, приходит мысль, что за три-четыре ярмарки, проведенные представителями власти северных и восточных областей, люди не могли получить стопроцентную информацию. Кто-то услышал, кто-то не услышал. Даже те, кто услышал, как сказано выше, вряд ли сразу же согласятся. Придется встречаться и проводить разъяснительную работу не один раз, а несколько. Даже если удастся уговорить главу семьи на переезд, кто-то из членов семьи, скорее всего, будет сомневаться. Все-таки люди, другой областной центр, незнакомые люди, нет родных и близких. Поэтому мы считаем, что не стоит ограничиваться «тремя-четырьмя ярмарками труда». Необходимо учитывать менталитет местного населения. Даже если придется работать, обходя дома, это не будет лишним. Мы понимаем, что возможности акимата и социальных работников ограничены. У них нет времени обходить дома. И эту работу должны проводить люди, которые хорошо знают местную обстановку, психологию населения. Они знают «язык» местного населения. Могут говорить. Могут убеждать. Могут донести до большинства. Мы не спорим и не возражаем против того, что члены делегаций, приехавших с севера, компетентны, образованы и разносторонни. Но нужно учитывать, что их влияние не будет таким, как у местных «агитаторов». У нас есть предложение, чтобы Министерство здравоохранения и социального развития и местные власти учли это. Даже было бы неплохо создать отряд добровольцев из числа патриотов, хорошо знающих местную обстановку. Потому