В моей недавней небольшой статье я говорил о том, что разделение салафитов на «умеренных» и «радикальных» ошибочно, и что не бывает «тихих волков». Такого же мнения придерживаются известные религиозные деятели нашей страны, за исключением некоторых «замаскированных» салафитов, считающих себя религиоведами. Сегодня я приведу вам один пример, который может послужить доказательством моих слов. А такие суждения встречаются во всех основных книгах салафитов, считающих себя умеренными. Хорошо. Не буду затягивать и перейду к примеру.
На вопрос: «Если человек призывает свою семью к намазу, но они не слушают его, должен ли он жить с ними и общаться, или же покинуть дом?» один из главных идеологов сегодняшних салафитов, считающих себя «умеренными», ученый Совета улемов Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салих ибн Усаймин отвечает так: «Если семья совсем не совершает намаз, то они, несомненно, кафиры (неверующие). Отступники от религии. Считаются вышедшими из ислама. В таком случае нельзя жить с ними. Но их нужно призывать к религии. Снова и снова, настойчиво призывать. Потому что человек, оставивший намаз, (да убережет нас Аллах) по основе Корана, Сунны и слов сподвижников относится к кафирам», — отвечает он. Также он пытается обосновать свой фатву, толкуя в прямом смысле некоторые аяты Корана, некоторые хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и слова некоторых сподвижников. А фатву большинства улемов о том, что «человек, не совершающий намаз, не является кафиром», он пытается опровергнуть различными толкованиями. В конце своего ответа Ибн Усаймин говорит: «А поскольку человек, не совершающий намаз, является кафиром, его положение приравнивается к положению отступника от религии. Ни в одном аяте или хадисе не сказано, что человек, не совершающий намаз, является мусульманином, или войдет в рай, или будет спасен от адского огня». Далее, касательно кафира, он излагает следующее: «С ними нельзя вступать в брак, нельзя есть мясо забитых ими животных, они не могут входить в Мекку и запретную зону, если умрет кто-то из их близких родственников, они не могут наследовать их имущество, даже если человек, не совершающий намаз, умрет, его нельзя мыть, заворачивать в саван и совершать над ним погребальную молитву, а также хоронить на мусульманском кладбище. Такого человека, не совершающего намаз, мы отнесем в пустыню, выроем яму и похороним в его одежде», — говорит он. Ибн Усаймин завершает свою фатву следующим предостережением молодежи: «О братья мои! Вопрос очень серьезен. К сожалению, некоторые люди относятся к этому вопросу легкомысленно и живут в одном доме с теми, кто не совершает намаз. Так делать нельзя». (Мухаммад ибн Салих ибн Усаймин, «Хукм тарик ас-салят», стр. 3-7, «Мактаба ат-тауний лид-дауати валь-иршад, Эр-Рияд).
Как я уже отметил выше, этот ответ является ответом и собственными словами одного из главных идеологов тех, кто сегодня считает себя «умеренными салафитами», и ученого Совета улемов Саудовской Аравии Мухаммада ибн Солиха ибн Усаймина из его брошюры «Хукм тарик ас-салят». Фатву, объявляющую не совершающих намаз кафирами, мы встречаем и у бывшего муфтия Саудовской Аравии Абдул-Азиза Ибн База, и у других ученых «умеренных» салафитов, таких как ученый Совета улемов Солих ибн Фаузан.
Так как же салафитское течение, воспитывающее нашу молодежь в таком радикальном направлении, считается в нашей стране «умеренным» (безопасным), а его книги, аудио- и видеопроповеди заполонили интернет?! Проповедники беспрепятственно распространяют свои ядовитые проповеди где угодно? Почему им не запрещают?
Множество подобных фатв умеренных салафитов, объявляющих кафирами большинство нашего народа и отвращающих детей от родителей и родственников, от общества, противоречат Конституции нашей страны и ее статье о том, что «недопустима дискриминация по признаку вероисповедания»!
Хорошо, допустим, мы разделили их на «радикалов» и «умеренных», стравили их друг с другом, и перевели первых во вторых. В результате мы причислим тех, кто сейчас берет в руки оружие, к тем, кто возьмет его в будущем. Мы увеличим число «полуфабрикатных» джихадистов. Мы умножим тех, кто считает своих родителей кафирами. Мы создадим условия для того, чтобы те, кто считает ваши обычаи бид’атом (новшеством) и отвергает все ваши национальные ценности, захватили нашу страну. Мы будем приветствовать тех, кто вбивает клин в единство народа и сеет смуту. Не более того!
Если так пойдет дальше, то завтра салафиты несомненно станут массовым явлением в нашей стране. А когда они станут массовым явлением, их не остановишь ни законом, ни чем-либо еще. Мы все стали свидетелями недавней ситуации в Египте, когда салафиты, считающие себя «умеренными», создали партию и стремились к власти, когда они стали большой силой, способной собрать более 30 процентов голосов.
Салафизм — это формула понимания религии. Формула буквализма. Формула ограничения разума. Формула понимания аятов и хадисов не путем проникновения в их суть, в соответствии с духом религии, божественной целью, на благо человечества, с учетом времени и состояния общества, а в их прямом, буквальном смысле. Для человека, понимающего религию по этой формуле, иное мышление представляется действием, ведущим в ад, выводящим из религии. Более того, те, кто проповедует салафизм, крепко внушают своим ученикам: «Не слушайте имамов. Слушать их — грех». Мы не раз были свидетелями того, как они надевали наушники во время проповедей салафитов в мечетях.
А возможно ли вернуть таких людей путем просвещения? Конечно, некоторые наши граждане, еще не глубоко погрузившиеся в болезнь салафизма и способные мыслить свободно, могут вернуться. Но их немного. С 2011 года в нашей стране непрерывно проводятся работы по возвращению из салафизма, просветительские мероприятия. Каков же результат? С тех пор число салафитов не уменьшилось, а скорее увеличилось. Вчера руководитель Агентства по делам религий также озвучил эту цифру — 15 000 человек. По моему мнению, это число относится только к мужчинам, носящим короткие штаны, которые бросаются в глаза. А как же девушки и женщины? А растущие дети? А те, кто скрывает себя, несмотря на отравленный разум?
Суть в том, что борьба с салафизмом должна вестись в двух направлениях. Первое — просвещение, второе — запрет законом. Просвещением мы спасем оставшуюся молодежь и сформируем у них иммунитет против вируса салафизма. А запрет необходим для того, чтобы вирус салафизма не заразил других. Он нужен для того, чтобы салафиты не чувствовали себя свободно в обществе, чтобы они ходили на цыпочках. Но, помимо запрета, мусульмане, наша благородная религия не должны пострадать, как в соседней стране!
Кайрат Жолдыбайулы