За последние два-три года мне часто встречалось, как и во всех случаях невежества, преграждающее мне путь, омрачающее мое сердце дело. Не знаю, называю ли я это теперь трайбализмом или землячеством. Знаю лишь, что оно реально существует среди части людей. Нельзя не удивляться усердию наших соотечественников, которые, будучи озабочены этим, в то время как некоторым нашим соплеменникам даже простая жизнь, покупка домов в городах, является мучением. Один старик сказал: «Все зло исходит от образованных». Это правда, но нужно немного подправить: истинное зло исходит не от образованных, а от тех, кто учился под влиянием других, в среде, сформированной толповым сознанием.
Когда множество детей с добрыми намерениями и чистыми помыслами идут вперед, им встречаются братья, которые отводят их в кабаки, угощают бесплатной водкой, бесплатно кормят, не скупятся на похвалу, не желая добра казахам, и даже посвящают им стихи. Эти братья начинают отравлять ребенка идеями, имеющими глубокие корни. Однажды я не удивлюсь, если этот ребенок – студент с пустыми карманами, купив на последние деньги водку и еду, будет слушать вредные советы этого брата за деньги. Эти «братья», придерживающиеся трайбализма, в конечном итоге из-за преждевременно приобретенной духовной ограниченности и обособленности превращаются в «черные камни», из которых они не могут выбраться, и куда другие не могут войти. Молодой брат, слабый, еще не успевший многое увидеть, видя их, тоже превращается в «черный камень». Теперь он ищет себе нужных друзей среди таких же «черных камней» (к сожалению, они думают, что они белые). Даже переходя границу другого региона, перед его глазами встают эти «черные камни». Увидев соплеменников из другого рода в чужом регионе, в первую очередь, в глубине сознания возникает образ враждебных собак, которых он видел или о которых слышал (чаще всего, то, что он слышал – о, сила дьявола!), которые готовы разорвать всех его сородичей, если встретят их в глуши. Абай, говоривший: «Люби всех людей, брат мой», в это время становится ненужным и превращается в совершенно чуждый мир. Не говоря уже о человечестве, даже родные казахи, кажется, умирают. Вместо Абая и Каны, в сознании сидят эти раздувшиеся, мрачные, угрюмые, совершенно испорченные ЧЕРНЫЕ КАМНИ-братья. Чувствуя себя обязанным им, брат начинает видеть всех из своего рода талантливыми и, объединившись с их великими «талантами», активно включается в какое-нибудь злодеяние. В разговоре один на один, втроем, впятером с новым знакомым одной из первых тем будет жалоба на Тугенбая из такого-то рода казахов. А этот «черный камень» говорит, что среди стольких обид он сохранил мусульманское терпение и, будучи казахом, все стерпел, молчал. Хорошо бы, если бы этот терпеливый мусульманин, наш «черный камень», остался в своем терпеливом состоянии. Но нет. Он подстрекает будущих «черных камней», разжигая в их сердцах огонь обиды.
В одной из своих статей Таласбек ага Асемкулов и его жена Зира писали, что в казахском народе нет трайбализма, а есть родовая принадлежность. Я не соглашался, но теперь согласен. Трайбализма нет, есть групповые интересы, прикрывающиеся им. Совместная работа чужда природе истинного искусства, которое создается только талантами (или гениями) в процессе индивидуальных поисков. Единство, конечно, хорошо. Но единство не должно быть направлено против истинной личности, против духовного молчания, против игнорирования «скота» – славы, стяжательства. «Единство» – это отделение небольшой группы людей от другой группы людей. В конечном итоге, разделение – это корм для волков. Тогда наши братья должны обратить внимание, почему это единство является единством? У молодого ребенка изначально есть чувство любви ко всему казахскому народу. Это сердце большинства позже загрязняется, и братья, которые сами в жизни ничего не доби