ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Зикирия Жандарбек: Традиционный ислам повлиял на формирование казахского народа

Зикирия Жандарбек: Традиционный ислам повлиял на формирование казахского народа

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
19 апреля, 2016
in Без рубрики
0

Исламская цивилизация оказала большое влияние на литературу, культуру и духовную жизнь народов Центральной Азии со средних веков до недавнего времени.

На местном тюркском языке также создавались произведения. Среди них Ходжа Ахмет Ясави, лидер суфийского учения, внес большой вклад в развитие ценностей традиционного ислама среди тюркских народов. В связи с 850-летием со дня смерти нашего предка Ходжи Ахмета Ясави, который был непосредственной причиной широкого распространения ислама на земле Турана, ЮНЕСКО объявила 2016 год Годом Ясави. В связи с этим мы узнали мнение ясавиведа Зикирии Жандарбека о традиционном исламе, традициях и религии, а также о роли Ясави в исторической судьбе тюркских народов.

– Мы часто употребляем слова «традиционный ислам», «традиционная религия». Что означает это понятие?

– Значение слов «традиционная религия», «традиционный ислам» у казахов заключается в следующем: религия, которая гармонично сочетается с казахскими обычаями и традициями, и есть «традиционный ислам». Потому что именно традиционный ислам повлиял на формирование казахских обычаев и традиций. У нас не было другой религии. А религия, которая не соответствует казахским обычаям и традициям, – это не наша традиционная религия. В настоящее время существует много верующих, которые выступают против этого, утверждая, что казахские обычаи и традиции не соответствуют исламу. Если мы последуем за ними, то завтра мы исключим казахский народ из истории. Аллах Всевышний в своем Священном Коране сказал: «Мы сотворили вас из одного мужчины и одной женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (Худжурат, 13 аят). Вместе с тем, в Священном Коране говорится: «Каждому из вас Мы дали закон и путь. Если бы Аллах пожелал, Он сделал бы вас всех одним народом» (Маида, 5/48). Следовательно, Аллах Всевышний изначально запланировал, чтобы у каждого народа были свои особенности. Поэтому все те, кто утверждает, что казахские обычаи, традиции не соответствуют шариату, исламу, занимаются коварной политикой, пытаясь сбить казахов с пути. Иначе, Аллах Всевышний послал человечеству только одну религию. Это – Ислам. Он не посылал других религий, кроме Ислама. Об этом в Коране есть следующий аят: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху и то, что Мы внушили тебе (о, Мухаммад!) в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Совершайте богослужение и не разделяйтесь в религии» (Шура, 42/13). Опираясь на эти аяты, Абу Ханифа разделил религию и шариат. Религия – одна, шариаты – разные. Потому что Аллах Всевышний послал своих пророков каждому из созданных им народов. Эти пророки по велению Аллаха научили их всему необходимому. Среди этого были и обычаи, традиции. К сожалению, наши верующие, получившие религиозное образование за рубежом, отрицают не только казахские обычаи и традиции, но и основы вероубеждения, выдвигая жесткое правило «придание Аллаху сотоварищей». Казах никогда не приравнивал святых и духов к Аллаху. Те, кто выступает против традиций, не знают, как они возникли. Даже не хотят знать. Их цель – отрицать все казахские традиции. К сожалению, этот процесс активно ведется в нашей стране.

– Но ведь сами казахи говорят: «У традиций есть лучшие и худшие стороны». Насколько мы уделяем внимание этим лучшим и худшим традициям?

– Здесь мы можем наблюдать отказ казахов от обычаев и традиций, сформировавшихся на протяжении веков, в связи с изменением их религиозного мировоззрения, и принятие обычаев и традиций, соответствующих их новому религиозному мировоззрению. Внешнее религиозное течение обязательно изменяет не только религиозное мировоззрение, но и обычаи, традиции, культуру в целом. Это не первый случай в нашей истории. Это продолжается на протяжении веков. Когда Золотая Орда распалась, сын хана Узбека, хан Джанибек, отказался от пути Ясави и заменил его арабским традиционализмом, религиозное мировоззрение большинства народа изменилось, и произошли этнические разделения. Труд Имама Матуриди «Шарх акаид насифийа», написанный Тафтазани, который был основой религиозного мировоззрения тюрков того времени, оказал влияние на кардинальное изменение религиозного мировоззрения тюрков Поволжья. Хотя сам Насафи был представителем школы Матуриди, его анализ был сделан с салафитской точки зрения. В результате основы религиозного мировоззрения тюрков Поволжья кардинально изменились. Тюрки, входившие в состав Золотой Орды, подверглись этническому разделению. В то время народ, верный пути Ясави, впервые последовал за Асаном Кайгы и сформировал государство Алаш в Улытау. Эта ситуация повторилась во времена Узбекского улуса.

В целом, отказ от пути Ясави как основного определяющего религиозного направления у тюрков стал главным фактором, способствовавшим исчезновению тюркской государственности из истории. Казахское ханство было последним государством в этом списке. Поэтому я не могу сказать, что те, кто сегодня отказывается от казахских обычаев и традиций и принимает чужие, останутся казахами. Их можно назвать уже не казахами. А фраза «у традиций есть лучшие и худшие стороны» можно считать пережитком советской политики, направленной на уничтожение казахской идентичности. Поэтому я не верю, что в казахских традициях есть худшие стороны. (За исключением «традиций», сформировавшихся во времена Советской власти.) Все они – ценности, прошедшие испытание веками и отточенные.

– Можно ли отнести шаманские традиции доисламского периода к этим худшим традициям?

– Нет, нельзя. На этот вопрос частично дан ответ выше. Среди наших традиций, которые продолжаются до сих пор, нет ни одной, противоречащей исламу. Единичные случаи возможны. Но во время казахско-джунгарских войн сколько калмыков ассимилировалось среди казахов. Возможно их столкновение, и через них – проникновение в среду казахов этого региона.

– В этом году ЮНЕСКО объявила Годом Ясави в связи с 850-летием со дня смерти нашего предка Ходжи Ахмета Ясави. В связи с этим, кратко остановитесь на вопросах, касающихся роли Ходжи Ахмета Ясави в исторической судьбе тюркских народов.

– То, что труд Ходжи Ахмета Ясави был отмечен на уровне ЮНЕСКО, вероятно, свидетельствует об уважении мирового сообщества к тюркским народам. Наш предок Ясави достоин такого уважения. Своим самоотверженным трудом он остановил процессы арабизации и персианизации среди тюркских народов, принявших ислам. Ходжа Ахмет Ясави описывает образ тюркского общества того времени следующим образом:

Ораза, намаз, иман, ислам ушли из рук.

Пришел хадис, что хуже каждого дня.

Сбылось то, что предсказал Пророк,

Мир окутала тьма, друзья.

Ученые продали все свои знания за скот,

Зная и видя, бросили себя в огонь.

Не следуя сам, учил народ знаниям.

Продали свою религию ради мира, смотри.

Учителя, безбожные рабы стали правителями,

Завистливые открыли лавку, стали тиранами.

Среди народа унижен ученый-дервиш,

Большинство народа стало неверными, смотри.

Безбожникам, учителям нет никакой опасности.

Накопив мирские богатства, им нет насыщения.

Летая и приземляясь, нет им вестей о смерти.

Их религия стала миром, смотри.

Эти хикметы свидетельствуют о глубине духовного кризиса, сложившегося в тюркском обществе того времени. Известно из истории, что духовный кризис, сложившийся в тюркских государствах в те времена, привел к политическому кризису, и все они были вынуждены признать власть каракитайцев.

Широта, глубина познания и научная основа тариката, основанного Ясави, свидетельствуют о его осведомленности как в мирских, так и в духовных делах. Эти примеры показывают, что религиозное мировоззрение и исламские традиции казахского народа не ограничиваются рамками шариата, но также сформировались через путь тариката. Следовательно, при формировании своего тариката Ходжа Ахмет Ясави в первую очередь уделял особое внимание духовным основам ислама. Он опирался на них. Это стало гарантией того, что вера народа на пути Ясави не отклонялась от исламских основ. Во многих случаях вера народа на пути Ясави была образцом для других народов по своей крепости. Это было свойственно прежде всего казахскому народу. Когда-то казах говорил: «Мое имущество – жертва моей душе, моя душа – жертва моей чести», ставя честь и веру выше своего имущества и души. К сожалению, в наши дни мы, кажется, теряем эту казахскую идентичность, честь и веру. Одному Аллаху известно наверняка.

– Спасибо, что уделили драгоценное время и дали содержательное интервью!

Беседовал Олжас СЭНДИБЕК

e-islam

Previous Post

Как сохранить село?

Next Post

Чингис Каган — аргыказах — алшын

Next Post

Чингис Каган - аргыказах - алшын

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.