«Абай и национальная идея» может прозвучать непривычно. Причина в том, что в лексиконе Абая нет слова «нация», а понятие «национальная идея» для нас слишком новое, оно часто произносится и обсуждается сегодня, причем в разных значениях. Но в этом и заключается мудрость такого гения, как Абай: он всегда современен. Каждое поколение находит в Абае проблемы своего времени, беседует с ним, советуется, сравнивает мысли, ищет ответы на свои вопросы и находит их решение. Как и наши предки, и нынешнее поколение, будущие поколения будут обращаться к Абаю, читать Абая, восхищаться, качать головой. Они будут изучать Абая, познавать его по-своему, понимать насущные проблемы через Абая. Вот и мы сегодня обращаем внимание на Абая по актуальной проблеме, выдвигаемой требованиями жизни.
До Абая и во времена Абая казахские поэты не употребляли слово «нация». Это понятие введено интеллигенцией Алаша. У Абая есть слова «казах, народ, страна, люди, Алаш, род». На первый взгляд, вопрос о том, что говорил Абай о нации, вполне закономерен. Однако, если вникнуть в мысли Абая, то, не употребляя слова «нация», Абай сумел красиво выразить в своей поэзии и прозе идеи, подобные «становлению нации», «совершенствованию нации». Нам лишь нужно уметь это видеть, узнавать, понимать. Для этого, прежде всего, стоит обратить внимание на то, как Абай относился к истории, прошлому казахов и их положению в свое время, как он это понимал и оценивал.
С этой точки зрения, труд Абая, всем нам хорошо известный «Несколько слов о происхождении казахов», имеет особое значение. В упомянутой статье он кратко осветил долгую историю казахов, начиная с эпохи единства тюрко-монголов и до момента, когда казахи стали самостоятельным народом. В этот период Абай упоминает древний Тюркский каганат, приход ислама, борьбу и смешение ислама со старой религией, правление Чингисхана, участие казахского народа в государственных делах в это время, участие бия Майкы в возведении Чингисхана на престол, государства Жошы и Чагатая, Золотую Орду, царство Амира Темира, появление Моголистана, правление Бабура, возникновение Казахского ханства — и, говоря обо всем этом, делает следующий вывод:
«Пожалуй, казахи начали по-настоящему расти только после того, как были разрушены земли куба-калмаков, и они обосновались в Сарыарке» [1, 223]. Следовательно, в этот период Казахское ханство усилилось, освободило свои земли от джунгар, стало самостоятельным народом, назвалось Казахским государством и стало государством, признанным всеми вокруг. Значит, можно сказать, что казахи в то время уже стали нацией.
Здесь давайте обратим внимание на следующий момент. Как мы понимаем «нацию»? Всем нам известно, что, согласно марксистско-ленинской концепции, для того чтобы стать «нацией», любой народ должен был сначала пройти через феодализм, затем построить буржуазное общество и пройти капиталистическую формацию. Однако прошлое и настоящее всего мира показывают, что это не универсальный закон для всего человечества. На наш взгляд, понятие «нация» следует понимать не однобоко, а в широком смысле, в соответствии с историей и самобытностью каждой страны. Учитывая это, мы также решили изложить свое мнение, насколько позволяют наши силы, обращая внимание на Абая и с точки зрения процессов и проблем, происходящих сегодня в нашей стране.
В настоящее время «нация», «национальный», «национальная идея» чаще всего понимаются и используются в этническом смысле. В нынешний период слова «нация», «национальный», похоже, следует понимать и в значении «государство», «государственный». Если мы примем это условие, то понятие «нация» можно будет использовать в двух значениях: «этническая нация» и «государственная нация».
Этническая нация — это общность, образовавшаяся в глубокой древности из племен одного происхождения, имеющих общий язык и обычаи. Этническая нация сохраняется в любых условиях. Даже если она попадает под гнет другой нации и рассеивается по разным сторонам, она не теряет своего этнического характера. В мировой истории много таких примеров. Хотя одни древние государства возникали и исчезали, этнические нации, составлявшие эти государства, не исчезли полностью. Например, древние этнические нации, такие как ассирийцы, курды, евреи, несмотря на то, что долгое время входили в состав многих государств, дошли до наших дней как нации. Даже современные государства Европы, Азии и Америки состоят не из одной, а из нескольких этнических наций. Разве мало людей, живущих во Франции, считают себя немцами, живущих в Германии — турками, живущих в Италии — армянами, живущих в Канаде — украинцами? У нас тоже так. Разве те, кто живет в Казахстане и считает себя русскими, немцами, узбеками, не являются представителями этих этнических наций?
А государственная нация — это основная этническая нация, создавшая государство. Она, объединяя вокруг себя другие этносы, создает общество с общей политико-экономической, культурно-социальной, военно-правовой системой. В результате государственная нация в ходе исторического развития превращается в единство нескольких этнических наций, которые не всегда однородны. (Но даже в этом случае каждая этническая нация сохраняет себя). Таким образом, государственная нация, будучи основной частью государства, живет вместе с другими этническими нациями, становится стержнем единого общества, его гарантом, объединителем и защитником.
С этой точки зрения, что говорит Абай? Из слов Абая видно: предки казахов в незапамятные времена, в период единства тюрко-монгольских племен, сформировались как этническая нация, а в тюркскую эпоху стали государственной нацией. Однако они не смогли постоянно сохранять этот статус государственной нации. По мере того, как одно государство захватывало другое и теряло свою свободу, нация то становилась зависимой от кого-то, то жила самостоятельно. Таким образом, образование казахами отдельного государства под своим именем и становление государственной нацией совпали с периодом Казахского ханства. Это — расцвет казахской нации после уничтожения джунгарских захватчиков.
Слова Абая, вероятно, описывают именно этот период:
«…Правда, — пишет Абай в 39-м слове, — наши предки в то время были ниже нынешних по знаниям, воспитанию, вежливости, чистоте. Но у них было два достоинства, превосходящих нынешних…
…Если спросишь, что это за два достоинства, во-первых — в то время были люди, называемые главами народа, главами родов (далее мы подчеркнули — С.К.). Если были перекочевки, споры, то власть была у них. Остальной простой народ жил своей жизнью, занимаясь своими делами. Как бы ни поступали эти главы народа и родов, как бы ни решали дела, народ не осуждал их, не бегал за ними по пятам…
Во-вторых — это гордость. Когда призывали имя предков, звали на помощь духов предков, они не обращали внимания на обиды родных, на вражду, бросались в бой, рискуя жизнью…» [2, 211].
Вот эти два качества, о которых говорит Абай, присущи народу, ставшему государственной нацией. Первое — весь народ подчинялся главе народа, то есть полностью доверял власть государственному деятелю. Народ слушал его, выполнял его приказы. А власть главы народа осуществлялась через глав родов. Следовательно, глава народа, руководитель, был обязан обеспечить силу государства, сохранить единство народа. Как говорит Абай, человек, взявший власть, «не только не портил, но старался исправить недостатки, скрыть плохое и выставить напоказ хорошее… Одну из причин этого Абай объясняет так: «Если его (главу народа — С.К.) считать великим, то и его приближенные не испортятся». Поскольку все они — его братья, все — его скот, разве он не будет заботиться о них, если только он не лишен разума?» (Там же). Все это направлено на сохранение и усиление государственной нации.
Второе качество, о котором говорит Абай, — это идея о том, что когда казахи стали отдельным государством, они не уступали никому в своей гордости, а единство народа было сильным. Призывая духов предков, все казахи прилагали усилия для защиты государства.
«…Ну-ка, где же теперь эти два достоинства?
Они исходят из благородства, гордости, стойкости.
…Мы лишились их!» — говорит Абай. (Там же).
Почему лишились? После поражения от русских и потери государственности, государственная нация также утратила свой статус и характер. Во времена Абая и наша государственность, и наша национальность попали в зависимость. Казахи лишились права самостоятельно решать свою судьбу. У народа, ставшего подданным другого, изменились характер, поведение и даже мечты как этнической нации.
Мой многочисленный народ, казахи, мое дорогое племя,
Без бритвы твои усы попали в рот!
Ты не различал хороших и плохих,
Теперь твои щеки стали разными — одна кровь, другая масло…
…Все эти ничтожества, ставшие вождями каждый сам по себе,
Разве не разрушили они порядок в стране?
Я не могу сказать, что вы исправитесь сами,
Раз уж вы потеряли контроль над собой. [1, 51].
То, что «ты потерял контроль над собой», несомненно, означает, что Абай прямо говорит об уничтожении казахского государства, о том, что казахи больше не существуют как самостоятельная нация, и теперь они ничего не могут сделать по