Имя Чингисхана является одним из самых распространенных в мире за последние восемь веков. Мир признает его как великого полководца, создавшего огромную империю. Сегодня существует много споров о его личности. Особенно в казахском обществе наблюдается тенденция, когда ряд казахских родов хотят причислить его к себе. Исследователи же, одни называют его кровопийцей, другие — непревзойденным гением. Реальные исторические данные показывают, что Чингисхан безжалостно уничтожил множество народов. Чтобы эти выводы не были голословными, я хочу представить конкретные документы, опираясь на исторические записи о Чингисхане.
О великом Чингисхане и его потомках с 1230-х годов в Пекине, Тегеране, Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Новосибирске, Ташкенте, Алматы и более чем в 70 крупных государствах, по моим оценкам, существует более 100 тысяч книг разного объема (конечно, подсчитать их непросто). Сегодня некоторые молодые люди, люди среднего возраста (родившиеся после 1991 года), забывшие о чтении книг, говорят, разинув рты: «В интернете есть все». Они сами ни одной из них не прочитали. Многие книги не имеют электронных версий, и даже не включены в интернет-каталоги. В старину в сельской местности было много книг, написанных от руки, в рукописном виде, но они не распространялись широко. Как вы это посчитаете? Поэтому мой подсчет тоже приблизительный.
Правду о великом Чингисхане и его потомках первыми зафиксировали арабские и персидские ученые. Это признали ученые всего мира. Среди них можно назвать Абдуллаха ибн Омара Байдали, уроженца города Фарс. Также известны имена знаменитого толкователя Корана, писавшего на персидском языке Ала-ад-дина Туси (умер в 1277 году), Абу Сулеймана-ибн-Дауда Бенакети (умер в 1329 году).
Абдал Ибн ал Асир (1160-1234 гг.) в своем обширном 12-томном труде на арабском языке, описывая нашествие монгольской армии, писал на основе свидетельств очевидцев тех походов. Опираясь на них, выдающийся историк-ученый В. Бартольд писал: «Официальная лесть, совершенно необходимая для властолюбивого сановника, желавшего сохранить свое положение и влияние при Ильханском дворе. Из переписки Рашид-ад-дина мы убеждаемся в том, что в основу Газанхановых реформ положены политические идеи самого историка – необходимость для монгольской государственности сближения с феодальной верхушкой персов и азербайджанцев и усвоения «иранских» политических традиций, необходимость возрождения разрушенного прежней налоговой системой сельского хозяйства и, в этих целях, облегчения налогового бремени крестьянства, защиты его от притеснений монголо-тюркской военно-кочевой знати, оздоровления аппарата финансовых чиновников; 1(59) необходимо пишет наш автор, амшей (финансовых чиновников) из числа людей сытых и богатых, дабы они не покушались на имущество ракиятов 2(60) алшей – гвозди от веревок, удерживающих шатер державы (хеймэйи-даудет), если гвозди крепки, шатер удержится на месте, если гвозди слабы – не удержиться».
Аналогично, в данных Рашид-ад-дина и других авторов не скрываются массовые убийства, совершенные Чингисханом во время походов на узбеков, таджиков, персов, азербайджанцев, армян, грузин, русских и других народов. Открыто пишется, что походы Чингисхана и его полководцев не похожи на резню в походах предыдущих времен. Чингисхан и его наследники старались не оставлять в живых никого на завоеванных землях. Они систематически уничтожали население. Тем самым они планировали запугать еще не покорившиеся мирные народы. Эту политику Чингисхана не поддержал даже его старший сын Джучи.
Рашид-ад-дин пишет: «Очень нередки были случаи, когда чингизиды полководцы производили поголовную резню всех без исключения жителей городов и даже целых округов. Так было, например, в Отраре, Ургенче, Нишапуре, Термезе, Балхе, Херате, Мерве, Туса, Рейе, Мараге, Ардебиле, Нахчеване, Бейпакане и других городах. Всеобщая резня производилась так, жителей делили между воинами, каждый воин ставил доставшихся на его долю людей на колени, затем срубал им головы своей кривой саблей».
В другом месте говорится, что сам Чингисхан гордился своей жестокостью. Об этом говорится так: «Что сам Чингиз хан гордился своими жестокостями, можно судить по любопытному рассказу очевидца Вахид-ад-дина Бушенджи казия Гарчистанского в передаче персоязычного историка Джузджани 3(129). Этот казий во время первой осады Херата монголами (в 1221 г.) попал в плен к монголам. Чингиз хан взял его в свою свиту и заставил докладывать через переводчика нужные ему сведения о мусульманских государствах и о тюркских племенах. Новая карьера казия казалась обеспеченной. Но однажды Чингиз хан в кругу придворных расхвастался по поводу того, что вот он, Чингиз хан перебил такое огромное множество людей – от этого его слава будет вечной. Казий не вытерпел:
– Если хан дарует мне аман (пощаду), то я скажу об этом словцо.
– Говори!
– «Если хан и его слуги – сказал казий, – перебьют всех людей, среди кого же будет жить его слава?»
Чингис хан побагровел от злости и выронил из рук колчан со стрелами, но сдержал свое раздражение и только сказал: «Я считал тебя человеком умным и проницательным, а от этих твоих слов стало ясно, что настоящего ума у тебя нет, и мысли ума твоего малы. Государей в мире много. Я творил всеобщую резню и разрушение повсюду куда ступали копыта коней войска Мухаммеда Огузского (Хорезмшаха). А остальные народы, что находятся в странах других государей, сложат рассказы во славу мою». Казий после этого попал в опалу.
По данным Рашид-ад-дина и других историков, большинство знатных феодалов (как кочевых, так и оседлых) проявили неспособность организовать и возглавить народную борьбу против врага. Даже туркменские воины были гораздо храбрее и отважнее воинов Чингисхана, но у них не нашлось полководца, который мог бы ими управлять.
В своих документальных исследованиях Рашид-ад-дин и другие авторы открыто показывают, что против захватчиков в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Армении выступал только простой народ. Они сражались, не щадя своих жизней. Они слышали, что в случае поражения от злодеев их всех уничтожат. А знатные феодалы были против их сопротивления. Но народ, не слушая их, сражался до последнего вздоха, об этом открыто говорится.
Среди средневековых персидских историков высоко ценится обширный исторический труд «Джами-ат-Таварих» (Сборник летописей), написанный Рашид-ад-дином по поручению Газан-хана.
Среди этих персидских ученых Рашид-ад-дин отказался от устоявшегося мнения, что общую историю пишут только историки мусульманских государств. Он первым выдвинул мысль о том, что история должна называться общей историей всех народов того времени и охватывать историю от «франков» на Западе до Китая на Востоке. Одной из целей, поставленных Рашид-ад-дином, было начать историю монгольского народа с самого раннего периода. А такая цель не могла быть достигнута одним человеком. Поэтому Рашид-ад-дин привлек себе в помощь специалистов, досконально знавших язык и историю каждого народа. Среди них были два перса, два китайца, индиец из Кашмира. А при написании истории монгольских и тюркских племен, вероятно, был приглашен монгол, хорошо знавший историю монголов раннего периода. Среди таких образованных ученых был и Газан-хан.
Написание труда «Джами-ат-Тауарих» началось при написании Газан-ханом книги «Тарих и Газани» (История Газана). В ней история монгольских и тюркских племен, история государственного управления Чингисхана и его ближайших наследников, история улусов, отделившихся от Монгольской империи, история монгольских улусов в Иране (Хулагидов) до смерти Газан-хана (1304 г.). А во втором томе были написаны истории немусульманских государств и народов – Китая, древних евреев, франков (государств Западной Европы), Римского папы, Рима (вавилонян, то есть византийцев) и императоров Священной Римской империи или германцев), Индии.
Третий том должен был представлять собой географический обзор через «Семь климатов мира». Увы, этот труд, вероятно, был утерян. Некоторые говорят: неужели его уничтожили те, кто грабил библиотеку Рашид-ад-дина, или он еще не успел его написать?
Теперь, опираясь на книгу Рашид-ад-дина «Джами ат-Таварих», сделаем обзор биографии Чингисхана.
Ведь книга Рашид-ад-дина является более ценным и правдивым трудом, чем все это.
Чингисхан родился в 547 году по хиджре (1152-1153 гг.) в роду Борджигин племени Тайчуит, в семье кочевого феода Есугея-багатура. Это был год свиньи, примерно с 28 января по 26 февраля 1153 года. В это время его отец Есугей-багатур был жив. Он умер, когда Чингисхану исполнилось 13 лет, или в 1166 году. В его время астрологи не были способны точно определить дату рождения, а летописцы в свое время приблизительно рассчитывали день и месяц рождения. Но всем его наследникам, эмирам и подданным (аянам) было точно известно, что он покинул этот мир, достигнув 72 лет. Половина его жизни до 41 года приходится на детство, а остальные годы были посвящены трудным периодам жизненного пути. Летописцы не смогли написать ничего конкретного об этих годах.
Отец Есугей-багатур был на высокой ступени почета. Он достиг вершины сладких дней жизни. Он занимал могущественное положение, став правителем (хакимом) и господином племен. Многие племена слушали его приказы, считались с ним, подчинялись. А татары и некоторые племена выступили против него. С ними часто происходили стычки.
В год рождения Чингисхана Есугей-багатур воевал с татарами. Его жена Оэлун-эке была беременна Чингисханом. Предводителями татар были Тамуджин Угэ и Кори бык. Есугей-багатур победил их, подчинил себе. Он вернулся как победитель. Он разграбил имущество и скот татар.