Алихан Бокейхан — не только выдающийся государственный деятель и лидер казахов, посвятивший свою жизнь независимости Алаш, но и, прежде всего, первый абаевед. Именно эта его сторона нам особенно нравится. И мы не всегда замечаем, что многое началось именно с этой стороны. Служение народу, вплоть до мученичества на этом пути — не возникло, как он сам говорил, из установки «у ханских детей были права казахов». Зная его слова: «Служение своему народу, своей земле — не от знаний, а от характера», мы также не всегда проникаем в то, где лежит источник этого характера.
Источник идеи Алаш, по сути, — Абай. Абай — первый профессиональный идеолог, начавший борьбу за независимость казахов на бумаге («Слова назидания», «Правило Карамолла» и др.).
Мы знаем о мечте Абая о том, как освободить казахов, из его диалога с отцом Кунанбаем. Разве тогда молодой Абай не говорил о необходимости освоить знания «победившего народа»? Чтобы победить. Чтобы быть свободным. Как победить колонизаторов, стремящихся разделить казахов по родам и землям, превратить в общество «сорока лоскутов», стремящихся к крещению, желающих бросить язык и национальный облик в мусор времени? Как нам вырваться из стальных оков России? Вы думаете, об этом не думал Абай?!
Мы знали Абая только через его поэтическую сущность. Мы еще не углубились в его философию. Это отдельный разговор. Но мы не всегда обращаем внимание на то, что он был практиком-политиком, знатоком глубоких, многослойных духовных, политических связей и традиций казахов, как древних, так и своего времени, религии, которая объединяла казахское общество того времени, европейской и русской культуры.
Мощный источник, подобный партии Алаш, берущий начало с вершины такой большой горы, как Абай, со временем превратился в могучую, полноводную, бурлящую реку.
Алихан встречался с Абаем. Я верю в это всем сердцем. Я много раз представлял это. Вплоть до мимики. До голосов, до жестикуляции. Ах, если бы!
В целом, письменный текст не может полностью отразить всю человеческую и духовную панораму человека, чьи слова не слышал. Я думаю, что Алихан не только видел Абая, но и долго беседовал с ним. Если каждому человеку нужен учитель для формирования личности, то учителем Алихана был Абай. И какой учитель! Мы предполагаем, что они обсуждали многое, начиная с «Как легче управлять народом…».
В том, что Алихан сказал молодому Мухтару: «Напиши об Абае для потомков», есть большой смысл. Кто знает, если бы Алихан не направил Мухана, разве «Путь Абая» оказался бы у вас на столе?! Кто знает, кто знает. Все связано друг с другом.
При жизни Абая Алихан оценил великого поэта как «лидера новой литературы». Разве мы можем сказать, что Абай этого не слышал, не читал? Я думаю, что он читал и слышал. Следовательно, есть все основания утверждать, что Абай при жизни получил высокую оценку от своего народа. За это — спасибо нашему предку Алихану.
Если посмотреть, Алихан был на 21 год моложе Абая. Значит, если предположить, что они встретились в 1902-03 годах, Абаю было около 60, а Алихану — около 40 лет. Оба были в расцвете сил, связанных со своей миссией. Если бы Абай встретил Алихана раньше, разве он не сказал бы: «Нет никого, с кем можно было бы поделиться, кто понял бы мои слова». Это наши предположения. Только одно является истиной — Алаш был абайским, Алихан был абайским. Наша задача — быть абайскими и алашскими. Тот, кто любит Абая, любит казахов, а тот, кто любит казахов, будет служить на его пути, как Алихан.
Алихану — 150 лет со дня рождения. Молимся, чтобы он вместе со своим учителем обрел вечный покой. Казахстан вам обязан, предок Алихан!
Акберен Елгеспек