В самом центре села Урджар, поразил меня своим видом высокий казах в сапогах и шапке-тымак. «Хоть и велик, но это, должно быть, наш уважаемый Тәттімбет Кәпұлы, который в Астане усмирял нрав буйных скакунов», — подумал я и, подойдя, поздоровался с ним, когда он уже собирался садиться в машину. Это был он. Так, как говорится, «счастливому парню и невестка выходит навстречу», мы неожиданно встретились с уважаемым аксакалом, с которым я давно мечтал познакомиться. Он спешил, будучи занятым множеством дел, связанных с состязанием беркутчи. «Встретимся через час-два, поговорим обстоятельно, брат», — сказал он и уехал. Как и обещал, через два часа он появился перед нами, решительно шагая в своих сапогах.
Я приручил 48 жеребят за год
Сразу стало ясно, что он разговорчивый человек. Прежде чем перейти к теме лошадей, он с ностальгией вспомнил свои детские годы, проведенные в Монголии, в Баян-Ульгийском аймаке, где казахские традиции сохранились нетронутыми.
— Мы, казахи, выросли на спине лошади, на горбу верблюда. Когда мы выезжали на джайляу или спускались с джайляу в долину, мы сидели в сундуках на верблюдах. На одного спокойного верблюда сажали по четыре-пять маленьких детей с каждой стороны. Какое чудесное, безмятежное время было! Когда ехали на джайляу и встречали юрту, хозяева выносили нам айран. Какая была казахская кочевка! Казахи в те времена кочевали с великим великолепием, покрывая верх вьюков разноцветными сырмаками. Это богатство казахов — сырмак. Тогда не было таких толстых ковров, как сейчас.
Мы с детства были связаны с лошадьми. Мой отец держал скаковых лошадей. У подножия каждого ущелья сидели по одному-два старика. Они сами так разделили территории. Они не просто сидели, а испытывали лошадей. Мне было шесть-семь лет. Я был в шубе, сшитой из верблюжьей шерсти, на голове — меховая шапка. Мне в подолы шубы клали лепешки. «Воду найдешь в степи, пей. Не отставай от отца», — говорила моя покойная мать. И я, стараясь не попасться на глаза старикам, незаметно следовал за ними. Когда наступала темнота, чайник ставили на огонь, и как только чай начинал закипать, я появлялся. «Ой, этот чертенок пришел», — говорили те, кто был рядом с моим отцом. Было темно, и они не могли меня прогнать. «Иди сюда», — говорили они поневоле. «Я оставил дома, когда же ты успел появиться здесь, как черт?!» — отчитывал меня отец. Так мы и выросли. Мы росли, слушая рассказы стариков. Любовь к казахским традициям, к лошадям передалась нам от отца, — начал свой рассказ Тәттімбет Кәпұлы.
Страсть к лошадям и желание приручать диких скакунов у непоседливого сына, который не отходил от отца ни на шаг, началась с того, что он бросал арканы на козлят и ягнят.
— Я не знаю, как другие, но я особенно люблю лошадей. Мой покойный отец тоже обожал лошадей. Если уходила лошадь, он не мог есть. Он был таким любителем лошадей. Моя мать плела мне арканы из шерсти коровы, которую мы называем Сарлық, а вы — Қодас. Сначала мы научились бросать арканы на козлят и ягнят. Потом мы стали останавливать телят в ауле. Так наши руки привыкли. Затем мы постепенно перешли к лошадям. Когда я закончил шестой класс и собирался в седьмой, за одно лето я приручил 48 жеребят. Все лето я боролся с жеребятами у табуна. Я приручал одного жеребенка в день. Осенью, когда учитель спросил, что я делал летом, я помню, как написал: «Я приручил 48 жеребят».
Укрощение дикого скакуна, не знавшего уздечки, — это дело только настоящего джигита. Я сам так думаю. В прошлом году на республиканском турнире по укрощению диких лошадей в Астане мы приручали лошадей, привезенных из Коргалжына, всех казахской породы, не знавших уздечки и аркана, не видевших всадника. Все спрашивали: «Почему они такие маленькие?» Разве чистокровная лошадь будет ржать? Разве все выдающееся не выходит из этих маленьких? Не зря казахи говорят: «Плохой жеребец будет нападать на свою мать». Вышел жеребенок, будь то самка или самец, казахский жеребец изгоняет его из табуна. У чистокровных лошадей такого не бывает. Я в этом убедился. Они нападают даже на своих детей. Поэтому, думаю, слова Абая «животное, разумное как человек» сказаны о казахских лошадях, не утративших своей благородной породы, — сказал он и добавил:
Голова оленя, кривая губа, уши чуткие,
Грудь высокая, нос антилопы, ноги дикого осла.
Прямые бабки, крепкая поясница,
Копыта как у дикого осла.
Крылья птицы, бока барса, живот змеи,
Глаза верблюжонка, спина горбатая, круп высокий.
Широкая грудь, жилы шелковые, бедра широкие,
Широкая грудь, брови орла, нрав суровый.
Медные бабки, легкие как воздух, шея как яблоко,
Широкая пасть, бедра барана, загривок глубокий.
Выступающие мышцы, отдельно развитые,
Расстояние между ногами большое.
Узкие бедра, узкая спина, кривые ноги,
Тело стройное, как стрела.
Сухожилия крепкие, пятки прямые,
Такая лошадь встречается одна на тысячу, — запел он. После этого он прочитал еще пару строф. Это были стихи его отца, Кәп Құмарұлы.
Мы впервые увидели Тәттімбет Кәпұлы на прошлогоднем республиканском турнире по укрощению лошадей в Астане. Мы были поражены его силой и упорством, когда он, укрощая диких скакунов, не знавших уздечки и аркана, держал их за уши, не давая им пошевелиться. Интересно, что на этом состязании он сам выразил желание укрощать диких лошадей, намекая организаторам. «Мои братья Дәулеткерей и Рамазан Сәттібаев сказали: «Эй, Тәттімбет, тебе уже 45 лет. Это стыдно». После этого я отказался. А то я не боялся. Да и те лошади не подходили мне по росту», — сказал, усмехаясь, 46-летний аксакал, чья энергия не иссякла.
На состязание по укрощению буйных скакунов без уздечки и седла приехали и джигиты из Монголии. Казахский джигит, который постоянно укрощал диких лошадей и становился чемпионом во внутренних регионах Монголии, в Улан-Баторе, показал себя и в Астане. Если такое состязание проводилось в нашей стране впервые, то в Монголии оно проходило уже в четвертый раз.
— Монгольские лошади очень сильно ржут. Раньше я ездил верхом на диких лошадях без уздечки и аркана. В 92-м, когда я вернулся на родину, я, сидя верхом, бросал аркан на других лошадей, которые бегали свободно, и запрыгивал на них. Были случаи, когда я клал руку на спину и запрыгивал. Сейчас я уже стар. Говорят: «В старости не хвастайся своей удалью», — вспоминает он свои буйные дни, когда ездил верхом на диких лошадях без уздечки и аркана.
Еще одна особенность этого человека в том, что он постоянно носит национальную одежду, а не только по праздникам, таким как Наурыз, или во время концертов и представлений. Особенно зимой он не снимает свои сапоги и шапку-тымак, волчью шубу.
— Мы говорим, что мы потомки Великой степи. Какими были казахи Великой степи? Одна сторона чапана казаха Великой степи служила подстилкой, другая — одеялом. Во времена войн чаще всего били по коленям и локтям. Сапоги с одной стороны защищали от ударов. С другой стороны, они закрывают до колен и сохраняют тепло. Многие казахи страдают от проблем с коленями. Я ношу свои сапоги даже когда езжу на машине. Я привык. Если я надеваю обычную обувь, дует ветер. Я хожу в них даже в школу. Я преподаю физкультуру. Как только я вхожу в школу, я переобуваюсь в кроссовки. Многие дети смотрят с удивлением и восхищением, — говорит наш герой, который своим национальным костюмом служит примером для многих.
Сватовство к еще не родившемуся жеребенку
На фотографии справа — конь Көк жорға, который был продан еще в утробе матери. На нем — Дәулеткерей Кәпұлы. На фотографии слева — его старший брат Рәшитәлі Кәпұлы.
Особая страсть Тәттімбет Кәпұлы к лошадям, видимо, передалась от отца. Его отец, известный как поэт, коневод и учитель, настолько любил лошадей и был предан им, что однажды даже совершил сделку по поводу еще не родившегося жеребенка в утробе кобылы.
— Это случилось в 1982 году. Мне было 12-13 лет. Мы жили к северу от озера Байкөл. Все мы родились в юрте на берегу этого озера. В тот год должна была состояться большая скачка, и мой отец готовил своего коня Күреңтөбел жорға к соревнованиям. За день до скачек, утром, он обнаружил, что кто-то забил гвоздь в ногу его жорға. Увидев это, мой отец заплакал и сильно опечалился. Он снял уздечку с коня Күрең и отпустил его, а сам лег дома. Он отпустил и коня Құла. Таким образом, отец, который никогда не пропускал ни одной скачки, не смог поехать на соревнования. Все уехали на праздник. Однажды отец ушел в горы. Он не приходил домой около 15 дней. Моя покойная мать говорила: «Отец не приходит». Однажды он пришел. С ним был человек по имени Хамитхан, который ехал на сивой лошади, с двумя мешками сурков по бокам и ружьем на шее. Он сказал моей матери: «Приготовь еду». Дастархан был накрыт. Вскоре отец дал этому человеку полторы тысячи тенге. Оказалось, что мой покойный отец совершил сделку по поводу еще не родившегося жеребенка в утробе кобылы. В следующем году эта кобыла родила. Этот жеребенок впоследствии стал знаменитым конем Көкжорға (имя — Тайқызыл — А.Қ.), который много раз выигрывал скачки.
О случившемся, ставшем легендой в народе, есть стихотворение Дәулеткерея:
Отец, ты был как Кожанасыр,
Сватаешься к еще не родившемуся жеребенку.
Когда наша семья переезжала из Монголии в Казахстан, вы бы видели слезы, текущие из глаз того коня Көкжорға. Пришлось оставить там весь скот. Иногда, вспоминая это, мы сами плачем, — с волнением вспоминал Тәттімбет аға. Он также рассказал, что его отец вырастил скакунов Алаяқ, который выиграл 31 скачку, и Көк ала жорға, который выиграл 32 скачки, и что его младший брат Дәулеткерей специально привез черепа этих двух скакунов из Монголии на родину предков. Черепа двух скаковых лошадей сейчас находятся в Астане. Говорят, когда их грузили в самолет, сотрудники были очень удивлены и качали головами, говоря: «Мы впервые видим такой товар». Вот каким должно быть уважение к лошадям, к традициям предков. «У меня есть мысль написать книгу об этих скакунах под названием «Тулпары моего отца», — говорит Тәттімбет Кәпұлы.
После нескольких часов беседы в одной из закусочных районного центра он пригласил нас к себе домой: «Поехали в Көкөзек. Попробуйте нашу еду». Было уже темно. Мы мчались на полном «Джипе» по асфальтированной дороге, рассекающей заснеженную равнину.
Разговор о лошадях, начавшийся за дастарханом, продолжился в машине. Мой собеседник говорил увлекательно. Неужели разговор о лошадях может быть утомительным, или это мастерство рассказчика? «Как Жанибек поет, Акселеу восхищается», — так и я слушал с восхищением.
…У десятилетнего коня нет ни единого изъяна. Десять лет — это настоящий расцвет для лошади. Мы выпускаем на скачки даже молодых коней, еще не достигших зрелости. Мы устраиваем скачки для тай и кунан. Как говорится, «пешеход, следуя за всадником, теряет свою тень», после этого не полностью развитая лошадь будет растягивать бока и терять дыхание. Сильный конь — это сильный конь. Не зря казахи говорят: «В пять лет распусти пояс». В пять лет казахи не выпускают лошадь на скачки. «Берегись пятилетнего», — говорят. Почему так говорят? Пять лет — это возраст формирования лошади. В этот период нельзя перегружать или мучить ее.
…Для подготовки скаковой лошади требуется около двух-двух с половиной месяцев. Сначала нужно укрепить ее мышцы. Лошадь с крепкими мышцами никогда не устанет. Лошади с рыхлыми мышцами быстро устают. Еще один момент, который следует учитывать — нельзя привязывать толстую лошадь. Если такая лошадь стоит неподвижно, жир накапливается в боках и превращается в топқазы (жировые отложения). Когда жир накапливается сверху, лошади становится трудно дышать, и она не может бежать. Поэтому казахи говорят: «Ой, у твоей лошади топқазы. Не бежит».
…Лошадь — очень нежное, чувствительное животное. Ее способность бежать зависит от того, как вы ее обучаете и тренируете. Скаковую лошадь нужно воспитывать, как спортсмена. Ее нужно постоянно тренировать. Например, если сегодня вы пробежали 3 километра, дайте ей день отдыха и пробегите 5 километров. Таким образом, если вы будете постепенно увеличивать нагрузку, она не будет уставать и изматываться, сколько бы ни бежала, с утра до вечера. Затем нужно удалить у лошади соленый пот и грязь. Нельзя давать лошади слишком много корма. Это испортит ее кровь.
…Зимой скаковую лошадь нужно хорошо кормить. Нужно укрепить жир в костях. Лошадь с ослабленным жиром в костях не будет бежать. Ей лучше отдыхать всю зиму. Иногда нужно на ней ездить, но не бегать. Время от времени давайте ей ячмень. Затем кормите ее овсом. Овес не дает лошади много силы, он только делает ее красивой снаружи, убирает жир с сердца. Если на сердце есть жир, лошадь не будет бежать.
Девять видов скакунов
Тәттімбет Кәпұлы, который много времени проводил рядом с отцом и внимательно слушал его советы, хорошо разбирается в лошадях и сам лечит лошадей с травмами ног. Он сам останавливает кровотечение не только из ног, но и с кончика хвоста, и с языка. Признаком лошади с травмой ноги является то, что она хромает или часто спотыкается.
У лошадей также есть болезнь — селезенка. В таких случаях нужно проткнуть селезенку лошади снаружи иглой. По словам Тәттімбет Кәпұлы, селезенка у лошади находится справа, а у кобылы — слева.
— Когда казах злится на корову, он говорит «да чтоб тебя черная оспа забрала», а на лошадь — «чтоб тебе селезенка порвалась». У лошади с больными селезенками селезенка опухает. Если мы проткнем ее, она выживет. Я могу это сделать. Отец научил меня, — говорит коневод.
Наш герой, который с юных лет участвовал во многих скачках, говорит, что у настоящей скаковой лошади нет изъянов, она выглядит небрежно.
Отец Кәп Құмарұлы в своей книге «Ырғайлы жартас» пишет:
Зимой бродит по равнинам, летом пасется на холмах,
Остерегаясь ветра.
Молоко сухостойной коровы набирает силу,
Выросшая на молоке матери —
Пришли молочные скакуны.
Летом отпускают, осенью объезжают,
Заселяют долины с широкой грудью.
Жир в костях укрепился,
Похудевшая спина не сбивается —
Пришли мясные скакуны.
Короткая шея, широкая грудь,
Не ломается при беге по буграм.
Сильный и выносливый,
Не устает даже после шести месяцев скачек —
Пришли скакуны с ледяными почками.
Тонкая шея, ноги как у дикого осла, гордая осанка.
Длинная шея, тонкая талия —
Пришли ваши быстрые скакуны.
Живот как котел, грудь тяжелая,
Широкие бедра, узкая талия,
Широкий лоб, темная голова,
Не догонит ветер, если убежит —
Пришли ваши бурые скакуны.
Бедра барана, почки как у овцы,
Спина бурая, как у медведя,
Спокойный и быстрый —
Не спотыкается при езде —
Пришли ваши сандалы.
Не разогреть даже самому быстрому,
Шея как у оленя, тело как у медведя,
Живот как котел, поясница как казан,
Не догонит ветер, если убежит —
Пришли ваши шомбалы.
Отец Кәп Құмарұлы делит скаковых лошадей на 9 групп.
Суеверия и запреты, связанные с лошадьми
* Нельзя выезжать на скаковой лошади перед отарой овец. Удача и сила лошади уйдут.
* Нельзя преследовать волка на скаковой лошади. Скаковая лошадь, преследовавшая волка, не будет иметь успеха в скачках.
* Нельзя гнаться за убегающей лошадью на скаковой лошади.
* Женщинам не разрешается садиться на скаковую лошадь.
* Осенью нельзя сильно гонять сытую лошадь. Ее жир может отделиться.
Лошадь, которая будет иноходью, не встает на ноги до семи дней.
Летом 1986 года в Баян-Ульгийском аймаке Монголии шли сильные дожди, и произошло наводнение. После того, как дождь прекратился, люди отправили парня по имени Хауанның Файзолла, который плавал как рыба, чтобы перегнать лошадей, оставшихся на острове посреди бурной реки Кобда. Добравшись до острова, Файзолла погнал лошадей в воду по одной. Первыми в воду вошли старые кобылы, защищая своих жеребят под подбородком, сами вышли на течение реки и легли на берегу. В один момент течение унесло жеребенка кобылы, которая первой вошла в воду. В этот момент на помощь бросился четырехлетний жеребец. Он догнал уносимого течением жеребенка и изо всех сил толкал его к берегу носом. Хотя они приблизились к обрыву, глубокий водоворот реки не давал им выбраться на берег. В этот момент произошло невероятное событие. Четырехлетний жеребец схватил жеребенка за загривок и бросил его на берег. Таким образом, он спас своего жеребенка.
— Это реальная история. Это произошло в местности Шежік на реке Кобда в Баян-Ульгийском аймаке. Люди там до сих пор рассказывают это как легенду. Зачем я это рассказываю? Разве мы сегодня не проявляем такую же жестокость к своим потомкам, выбрасывая их в туалеты и из окон машин? Разве поступок жеребца, готового отдать жизнь за своего жеребенка, не является примером для отцов, уклоняющихся от алиментов? Когда думаешь обо всем этом, не можешь вместить в себя этот мир. «Сердце кипит, как котел, но нет сил бороться», — с горечью сказал он, говоря о том, что сегодняшнее поколение казахов, которые раньше гордились тем, что ездят верхом и говорят красноречиво, стало мелким и жестоким.
Говорят, однажды пропала целая табун лошадей. Вскоре за пропавшими лошадьми отправились погонщики. Среди них был один гадальщик по лопатке. Глядя на лопатку, он сказал: «Они не остановятся. Среди них есть такой же гадальщик-шаман, как я. Дам один совет. «Слезайте со всех своих лошадей, наденьте седла задом наперед и сядьте верхом задом наперед», — говорят. Его товарищи беспрекословно выполнили его указание. Тогда гадальщик среди парней, которые гнали лошадей, сказал: «Они вернулись. Давайте зарежем тай бесплодной коровы и отдохнем здесь», — сказал он, взглянув на лопатку и успокоившись. Однако его радость была недолгой. Когда они собирались зарезать тай бесплодной коровы, погонщики настигли их. Тогда то, что погонщики надели седла задом наперед и сели верхом задом наперед, оказалось плохим знаком для того гадальщика. Он думал, что они вернулись. Рассказав эту историю, Тәттімбет сказал: «Сейчас, наверное, уже нет таких людей, которые гадают по лопатке, луне, солнцу. Казахи выросли, тесно связанные со скотоводством. Казахи, которые умирали, хорошо знали, что будет дождь, что погода испортится, что луна и солнце будут окружены ореолом. Казахи говорят: «Если луна окружена ореолом, готовь свой жир, если солнце окружено ореолом, готовь свою лопату». Если солнце окружено ореолом, будет холодно, если луна окружена ореолом, будет тепло. Будет снег. Сейчас мы нашли эту штуку под названием интернет. Где наши бабушки, где наши дедушки? Они все рассказывали. Их тоже стало мало. Мы уходим от того времени, когда говорили: «Если у тебя есть холм перед домом, это как конь в седле, если у тебя есть старик в ауле, это как письмо, написанное на бумаге». Они отдают выращенных с любовью родителей в дома престарелых. Отдают туда, отдают сюда. Если присмотреться, все это чиновники, образованные люди, — сказал он, выражая свои мысли о наших исчезающих ценностях.
Человек, знающий секреты лошадей, сам выращивает скакунов. Недавно он купил полукровного иноходца за большие деньги. Кстати, об иноходцах тоже есть много секретов, о которых люди не знают.
— Иноходец — очень чувствительное, капризное животное. Он любит, когда хозяин ласкает и балует его. Говорят, иноходец не забывает даже одно резкое движение поводья хозяина в течение трех лет. Сильный иноходец при рождении не встает на ноги в течение трех-четырех, а иногда и семи дней. Некоторые воспринимают это как дурной знак и по незнанию забивают его, говоря «родился неполноценным». Сильный иноходец в течение семи дней не может сделать и двух шагов и кормится у матери, стоя на передних ногах, как волк. Его ноги немного неуклюжие. Например, когда родился жеребенок, с которым мой отец договорился о сватачестве еще до рождения, он не вставал на ноги до трех дней и не мог поднять задние ноги. Иноходец — это лошадь с недостатками. Не каждая вторая лошадь становится иноходью. Это редкость, — говорит наш герой, который сам любит ездить на иноходце.
Тәттімбет Кәпұлы, который знает лошадей как родных, не скрывает, что не может ухаживать за ними и тренировать их так же, как его отец. «Нельзя лгать. Уход за лошадьми и езда моего отца были особенными. Отец говорил: «Сын мой, бывают времена, когда человеку везет, когда камень катится вверх. Мои скакуны, которых я готовил около десяти лет, выигрывали скачки, а твои матери — Егеухан — были на пике славы». Эти слова часто приходят мне на ум. Однажды отец вез коня Алааяқ и иноходца Көк ала на скачки, посвященные 20-летию Баян-Ульгийского аймака. «Я задремал под утро. Конь Алааяқ тоже стоял, вытянув все четыре ноги, отдыхая. Завтра — скачки. Мне приснилось, что солнце светит на лоб коня Алааяқ. Проснувшись от этого сна, конь Алааяқ вздрогнул, встал прямо и заржал, посмотрев на восходящее солнце», — говорил отец, с удивлением вспоминая это чудесное событие. Коневод говорит, что один из признаков скаковой лошади — это когда она, стоя на рассвете, поднимает уши и смотрит на солнечный свет, а вечером, когда солнце садится, она также стоит, подняв уши, и смотрит на солнечный свет. Бывают случаи, когда лошадь плачет, и из ее глаз текут слезы. Его отец рассказывал, что его бурый иноходец, которому забили гвоздь в ногу, иногда, когда его не допускали к скачкам, кусал его ногу в стремени, показывая свой нрав, как бы говоря «ты не допустил меня к скачкам», и яростно грыз стремя.
Если говорить дальше, то есть много историй, показывающих разумность лошадей. Мы слышали о лошадях, которые возвращались на родину, преодолев сотни километров, даже пересекая границы других государств. Но слышали ли вы о жеребенке, погибшем в утробе матери, который вернулся на родину?
— Жеребенок, погибший в утробе матери, тоже ищет свою родину. Это — особое уважение лошади к своей родине. Приведу один пример. Говорят, к табуну богача, у которого было 700-800 лошадей в Шауешеке, подошел пятилетний конь. Он посмотрел, он был другого окраса, с другой клеймом. Богач испугался и позвал главного конюха. «Что это за гнедой пятилетний конь? У него нет моего клейма. Но он похож на моих лошадей», — сказал богач. Тогда старый конюх ответил: «О-о-о, байеке, пять лет назад у нас украли одну кобылу из этого табуна. Это ее жеребенок, который погиб в утробе матери, но он вернулся на родную землю и присоединился к своему табуну». Вот вам и святость, разумность, благородство лошади, — сказал наш герой, раскрыв еще одну тайну мира лошадей, о которой мало кто знает.
Если придешь в Тарбагатай хромая, уйдешь, пошатываясь.
Машина, мчавшаяся вперед, резко остановилась. «Мы проехали?» — спросил мой собеседник, оглядываясь по сторонам. «Да, что случилось?» — спросил я, ничего не понимая. «У меня там есть ловушка», — сказал он. Оказалось, он установил ловушку для поимки беркута. Мы вышли из машины и, пробираясь через глубокий снег, подошли к ловушке. Бедная черная курица была привязана к лисе, с которой сняли шкуру. «Разве эта курица не замерзнет и не умрет?» — спросил я, жалея курицу. «Не умрет, я дал ей корм», — сказал он и спокойно направился к машине.
Оставив черную курицу в объятиях темной ночи, мы направились в Көкөзек. Свежий воздух степи взбодрил, или ревущая машина подняла настроение? Тәттімбет аға говорил свободно и развернуто, не дожидаясь вопросов на разные темы, как неутомимый иноходец. Говоря, он говорил не просто так, а с деталями, как говорил Габең (Габит Мусрепов). То о лошадях, то об охоте, то о природе размышлял он.
— Эй, зачем нужна Швейцария? Зачем нужна Турция? Приезжай в Тарбагатай и поезди на лошади неделю. Это и есть твоя жизнь. Как было сказано в одном айтысе, это рай на земле, который встречает тебя с распростертыми объятиями, снимает усталость, освежает твой разум, — это Тарбагатай. В Тарбагатае есть столько всего. Письмена времен Кюльтегина, каменные изваяния? Если зайдешь в одно ущелье, это наша Швейцария, это Тарбагатай. Лето без мошек. Есть дикие животные, медведи, архары. Что еще нужно, эй? — говорил он с восхищением о своей родине, когда мне вспомнились слова Смагула Садуакасова, с волнением говорившего о Востоке. В своей познавательной статье «Казахстан», опубликованной в газете «Өртең» в 1922 году, он писал: «Восточная часть Сарыарки — это особенное место в любом крае. Это Зайсанский, Усть-Каменогорский уезды. За ними — Алтайские горы, Тарбагатай, а с этой стороны — Иртыш, Зайсан, Маркаколь — красивые озера. Красота этого края превосходит швейцарские горы. Швейцария — это Швейцария, но в Казахстане нет места красивее Алтая. Алтай — рай на земле, Алтай — наша земля. Человек, побывавший на Алтае, не имеет желаний!» — с волнением писал уважаемый представитель Алаш. Действительно, чем Восточный Казахстан уступает Швейцарии?
Тәттімбет Кәпұлы живет в селе Көкөзек Урджарского района. Там он преподает физкультуру в средней школе. Он не только выращивает скакунов, но и ловит беркутов. Он выделывает шкуры, подковывает лошадей, плетет камши, поводья, подпруги, уздечки. Он также обладает искусством рассказывать сказания и дастаны до утра. Не все знают, что он был одним из инициаторов организации состязания беркутчи, которое впервые прошло в Урджарском районе. Невольно вспоминаются знаменитые слова Великого Мухана, сказанные Алькею Маргулану: «Один он — целая академия». Эти слова известного писателя, кажется