Недавно произошла такая интересная ситуация. Как обычно, сидели на работе, и зашел улыбающийся молодой парень. Поинтересовались, откуда он, оказалось, родом из Центрального Казахстана. Ничего не подозревая, спросили: «Брат, из какого ты рода?» Парень помрачнел. Мы, бедняги, посмотрели на него с недоумением. Он резко ответил: «Я казах». Все сидящие замерли. Мы, обидевшись, сказали: «Мы знаем, что ты казах, но раз ты не знаешь своего рода, значит, ты пришлый, дорогой мой». Парень возмутился. «Я же сказал, что я казах, разве этого недостаточно? Зачем копаться, я не люблю эту родовую раздробленность!» — сказал он.
В итоге мы промолчали. Про себя подумали, что он, наверное, из пришлых казахов или из татар-ногайцев. После этого случая мы сильно задумались. Или же спрашивать о роде — это стыдно? Поведение молодого парня долго не выходило у нас из головы. И вот, когда мы так размышляли, прочитали слова писателя Мухтара Магауина. Он сказал так: «Если ко мне приходит незнакомый человек, я спрашиваю его род и место рождения. Потому что, если я не знаю предков, родословную и народ этого человека, как я могу с ним разговаривать?» Вот так.
Однажды известный поэт Кадыр Мырзалиев поехал в Костанай. Он направился в аул Кунтимес. Потому что это родина Шокана Валиханова. Там к нему подошли старики. Они спросили Кадыра: «Ты из какого рода?» Кадыр ответил:
— Я из Байбакты с Запада, — сказал он. Старики радостно засуетились.
— Ой, ты наш сват, пойдем к нам домой, будем резать скот! Кадыр был в недоумении. «Как я могу быть вам сватом?» — спросил он. Старики ответили:
— Молодежь не знает, но ведь сестра знаменитого Сырыма батыра в старину (в 1743-45 годах) пришла к нам невесткой, так почему