В последнее время все внимание мира приковано к Турции. Никто не может предсказать, какие события произойдут до завершения «чисток» после неудавшейся попытки государственного переворота и окончания 90-дневного чрезвычайного положения. Народ Алаша, находящийся далеко, желает мира братскому народу и внимательно следит за позитивными и негативными новостями. Конечно, в таких случаях мы считаем правильным путем к пониманию сути проблемы не верить всему услышанному, а прислушиваться к мнениям проницательных людей, которые жили в этой среде, наблюдали за обществом зорким глазом и высказывают свои мысли без разделения и раздора. В связи с этим мы беседовали с политиком Айдосом Сарымом и доктором философских и теологических наук, ученым Досаем Кенжетаем о событиях, происходящих в Турции.
От Эрдогана ждали многого…
— Что происходит на земле Анатолии?
— Я бы сказал, что происходят исторические изменения, возможно, самые судьбоносные со времен Ататюрка, которые могут повернуть будущее страны как в лучшую, так и в худшую сторону. Если обратиться к политологии, это можно назвать «модернизационным отступлением» или «контрмодернизацией». Это очень сложный процесс. Потому что мы видим, что не вовлеченность, неподдержка, непонимание модернизации всеми сложными слоями общества в конечном итоге может привести к откату любых новых изменений и реформ. Это должно послужить уроком не только для Турции, но и для всех азиатских стран, и для нашего государства. Как мы видим, в современном мире такая страна, как Турция, до сих пор не может выбрать свое истинное векторное направление. Если хотите, это можно назвать политическим, философским вектором. На самом деле, если турецкая нация, государство, цивилизация хотят быть в числе развитых стран, осуществить экономическую и социальную модернизацию, они были бы вынуждены идти по европейскому вектору. Нынешний неоосманизм, крайний османизм, как я понимаю, с новой османской политикой далеко не уйдет. Это еще больше усложнит накопившиеся проблемы. Историко-политические концепции, внешнеполитические приоритеты, внутриполитические позиции, принятые до сих пор, в конечном итоге, похоже, ставят под угрозу настоящее и будущее страны, ее целостность. Например, до сих пор существовала политика, идущая со времен Ататюрка. Это политика построения национального государства. Превращение вчерашней империи в национальное государство. Приоритет турецкого языка, приоритет тюркской нации, постепенная тюркизация, ассимиляция других народов. Хорошо это или плохо, но это давало свои результаты. Принятие гражданской политической нации, при котором все народы сохраняют свою идентичность. До сих пор правительство Турции признавало и обещало реализовать документы по правам человека, принятые Европой. Это означает признание языка, культуры, традиций национальных меньшинств и удовлетворение других их потребностей. Таким образом, курдский вопрос постепенно начал решаться. В истории есть тема роли отдельной личности. То, что мы видим сейчас, это именно это. Мы являемся свидетелями того, как философия только одного Эрдогана наносит ущерб большой стране, геополитическому региону. Эрдоган оказал большое влияние на Турцию. Даже 4-5 лет назад я его очень поддерживал.
Я надеялся, что Эрдоган превзойдет Ататюрка, объединив наследие Ататюрка и исламские ценности, и поведет страну по европейскому вектору. Сегодня мы много ездим по Турции, общаемся с людьми, читаем их книги и газеты, и мы убедились, что нынешний вектор действительно противоречит и чужд идеалам пантюркизма и светского государства. События, происходящие сейчас, действительно заставляют задуматься, останется ли она в будущем единственным демократическим государством в регионе Ближнего Востока, или превратится в авторитарное государство с истощенной экономикой. В этом есть сомнения.
В Турции достаточно внутренних проблем: курдский вопрос, региональные диспропорции, неравенство, проблемы сепаратизма. Приезжают 2-3 миллиона сирийских арабов. Это еще больше усложняет и меняет и без того сложную картину. Во-вторых, экономика и политика всегда тесно связаны. Так было и раньше, и сейчас. После вчерашнего «псевдопереворота» были уволены десятки тысяч человек. Люди, создавшие ценности для развития экономики, были отстранены от власти и общества. Есть те, кто несправедливо лишается хлеба. Даже если не говорить о военных, это учителя, работники сферы образования, ученые, деканы, судьи, прокуроры, полиция, врачи, журналисты, ставшие голосом независимой Турции. Если присмотреться, среди них нет ни одного «гюлениста». Это люди, которые системно критиковали авторитарную власть, экономические недостатки, коррупцию. Это не позиция определенного религиозного течения, а неспособность Эрдогана выносить критику, исходящая из его личной психофизики, воспринимающая всех критиков как врагов, месть, враждебность. Иначе это невозможно объяснить. Потому что за Эрдоганом нет никакой системной мысли, великой цивилизационной идеи, логичной политической концепции. Чаще всего за этим стоит тоска по прошлому, необоснованные политические амбиции.
Большая ошибка Эрдогана
— К чему это приведет?
— Раньше в Турции существовал в той или иной степени общенациональный, государственнический компромисс. Компромисс — это светскость страны, ее европейский вектор, это национальное государство турецкого народа. Через это роль лидера тюркского мира сохранялась со времен Ататюрка. Сегодня большая ошибка Эрдогана заключается в том, что, стремясь усилить только свою власть, добиться только своего, он разрушил конституционные и общественные институты государства с 70-80-летней историей. Была парламентская система, хорошая или плохая. Сегодня она, похоже, превратилась в «игрушку». Здесь преобладает коррупция и взаимные договоренности, а не реальная политика. За последние 10 лет армия пережила многое. Преследовались даже старые ветераны, видевшие Галлиполийскую битву и участвовавшие в последующих сражениях. Честно говоря, именно военные, их дух и воля создали сегодняшнюю процветающую и сильную Турцию.
Я заметил, что наши люди часто путают многие вещи. Нынешний экономический рост стал возможен только после военного переворота 80-х годов. Военные отстранили людей социалистической ориентации и обеспечили демократию и экономику. А Эрдоган, можно сказать, пришел в лучшие времена Турции и пользуется их плодами.
То, что разрушает государство — это ложный популизм
— Говорят, что во времена Тургута Озала экономика страны занимала 16-17 места в мире. Однако Эрдоган присвоил все достижения себе, не так ли?
— Во-первых, Эрдоган — очень талантливый пиарщик. Особенно в нашей казахской среде, в тюркских государствах, часто обсуждают и возвеличивают Эрдогана за то, что он что-то сказал, раскритиковал евреев, поднял турецкий флаг, лежащий на земле на саммитах, поцеловал в лоб сироту, погладил по голове, прочитал азан в мечети. Если мы любим его за это, это показывает, что мы совершенно не осведомлены о социально-экономических и политических процессах в Турции. Конечно, это может выглядеть красиво со стороны. В истории Эрдоган не остановится на этом. В мире были и более искусные пиарщики. Вы знаете Каддафи. Были и те, кто искусно писал Коран своей кровью. Что дают такие дешевые трюки народу? На мой взгляд, наш народ путает ложный популизм и понимание истинных интересов нации. Это касается казахстанского общества, а турки сами знают. Другие говорят, что Эрдоган победил на демократических выборах. Да, сейчас он может победить на любых выборах. Но когда-то Гитлер пришел к власти путем демократических выборов. После этого, как вы помните, он полностью уничтожил все демократические институты. К сожалению, особенно в современном обществе, даже в Европе, авторитет и сила прежних политических партий утрачены. Часто все зависит от личностей. Если личность сильная, она побеждает, если слабая — проигрывает. Время ценностей уходит. В такие моменты на сцену выходят популисты, подобные Эрдогану. Потому что они говорят слова, которые нравятся большинству, ложные тезисы. Они хорошо знают, как угодить народу. Если рассматривать с точки зрения интересов 70-80 миллионов турецких граждан, что им нужно, какова их основная потребность? Это экономический, социальный рост, личная и общественная безопасность. По сравнению с 80-ми годами, за последние пять лет количество терактов резко возросло. В любой стране такое количество терактов неизбежно привело бы к свержению президента. Раньше эту проблему решала турецкая армия. Пусть и плохая, но сложившаяся традиция. У армии есть традиции, внутренний этический кодекс. Армия, несущая ответственность перед народом, всегда отстраняла группы, пришедшие к власти с таким крайним ложным популизмом, левыми лозунгами, и через некоторое время начинала процесс демократизации, подталкивая общество в капиталистическом, либеральном направлении. Конечно, с точки зрения сегодняшних демократических стандартов, «военный переворот» — это крайность. Нынешний экономический рост Турции, которым пользуется Эрдоган, является результатом реформ, начатых во времена Озала и Демиреля, поддержки малого и среднего бизнеса, политики установления хороших отношений с Европой и другими развитыми странами, которые только сейчас начали приносить плоды. Результат любых реформ проявляется не сегодня, не завтра, а через 10-20 лет. В науке это называется институциональными реформами. То есть, качество институтов, созданных тогда, обеспечило себя и других. А теперь Эрдоган разрушает армию для обеспечения своей власти. То, что сирийские арабы вытаскивают солдат из танков и обезглавливают их, топчут их, лежащих на земле, означает унижение и оскорбление института армии. Теперь армия не сможет взять на себя большую ответственность, потому что она, похоже, утратила моральную уверенность в себе, ответственность перед страной и другие этические вопросы.
Долго ли продержится страна, чьи знания и наука угасли, а библиотеки сожжены?
Более того, демократические институты тоже исчерпали себя. Закрыты СМИ, партии, более тысячи организаций. Закрыто множество учебных заведений. В Казахстане многие люди не понимают внутренних проблем Турции. Например, гордостью Турции была сфера образования. Нынешний рост обеспечивают не торговцы на базаре. Они успели получить несколько Нобелевских премий по химии, физике. Изобретатель ментальной математики — гражданин Турции. Разве не эти граждане отдали все для Турции? Турки — не нация, производящая дешевые товары или переклеивающая этикетки на импортные товары. Это нация, достигшая интеллектуального уровня. Бисмарк, возвращаясь с войны в 1870 году у Садовой, сказал: «Эту войну выиграл не немецкий солдат, а немецкий учитель». Шаги, предпринятые в Турции ранее, особенно реформы в сфере образования, повысили уровень и сознание народа. Сегодня появилось понятие «турецкий менеджмент». Сейчас, зайдя в любую гостиницу, ресторан, научно-технический центр мира, вы увидите как минимум одного-двух граждан Турции. Сложилось представление о «сильном турецком менеджменте». Кто же создал это, как не турецкие ученые, деканы, уволенные недавно?! Во-вторых, эти реформы вывели «турецкий менеджмент» на экспорт. Например, если мы приглашаем сильных инженеров из-за рубежа, Турция, наоборот, экспортирует их в мир. Турецкие компании стоят во главе любых сложных, очень трудных строительств в мире. Они есть в России, США, Европе, Африке. Образовательная система, сложившаяся когда-то, принесла реальные плоды экономическому росту Турции. Например, приглашают ли выпускников казахстанских вузов мировые гиганты в качестве инженеров, главных инженеров, экономистов, юристов? Нет. Человеческий капитал в Турции измеряется не количеством торговцев на базаре или «бородачей», собирающихся на пятничную молитву, а качеством национальной элиты, образования и науки, свободы слова и мысли. Сегодня многие деловые граждане Турции, специалисты, работавшие в сфере образования и науки, уезжают в Европу. Есть те, кто получает гражданство. Если политика исламизации будет обострять религиозные проблемы, если мы откажемся от прежних свобод, то многие технократы, которые хотят уехать, уедут. На самом деле, именно они развивают страну. Именно они создали условия, правила игры, создали возможности для привлечения инвестиций в Турцию. Эрдоган для реализации своей политики в основном опирается на маргинальные группы, прибывающие из сельской местности в города, религиозные группы, беженцев. Это, очевидно, даст негативный результат. Потому что Эрдоган — популистский политик. Очевидно, что он в первую очередь будет предпринимать шаги, которые понравятся его избирателям. За последние месяцы мы слышали, как муллы призывали к азану и сжиганию библиотек. Затем были сожжены книжные магазины. Что это показывает? В стране начинается реакция. Настоящая реакция. Группы, одержавшие вчерашнюю победу «в кавычках», сирийские беженцы, группы, враждебные науке, образованию, цивилизации, оказывают давление на другие общественные институты. Что будут делать 100 тысяч человек, изгнанных вчера?
— Как вы заметили, по вашим словам, из-за «псевдопереворота» было уволено или арестовано более 100 тысяч человек. Все они были отстранены под предлогом «гюленистов». Они несправедливо лишены своего хлеба. Однако никто из них не выступил против правительства и не устроил беспорядков. Не выходили на площади, на митинги.
— Их можно назвать очень мягкой интеллигенцией. У них есть две реакции: либо они замыкаются в себе, либо уезжают за границу. Профессора, уволенные с работы, — это люди, которые легко найдут работу за границей. Они могут найти работу даже у нас, в Казахстане. Это точно не будет преувеличением, если мы скажем, что это снизит интеллектуальный уровень Турции. Известно, что страна, где преследуется наука, экономически и политически приходит в упадок. Эрдоган — инстинктивный политик. Он хорошо знает, где начинается и где заканчивается его власть. Он понял, кто мешает ему