В настоящее время предмет «История Казахстана» изъят из всех университетов. Вместо него введен предмет «История современности». Решение правительства уже принято. Оно вступит в силу с 1 сентября. Мы разработали типовую учебную программу и разослали ее во все университеты Казахстана. А с какого периода начинается современная история Казахстана? В результате бурных споров министерство заявило: «Начинайте с XX века». Историки не смогли прийти к единому решению. И не смогут. Потому что раньше мы преподавали, начиная с древних времен и до сегодняшнего дня.
Как вы сами видите, ситуация действительно сложная. Мы, историки, подняли шум, говоря об этой проблеме. Но представители интеллигенции, сидящие здесь, прошу не обижаться, не поддержали историков. Мы с М. Койгелдиевым и Х. Абжановым с трудом опубликовали статью «Защитник нации – национальная история» в газете «Егемен Қазақстан». Там мы научно доказали, что нельзя заменять «Историю Казахстана» предметом «История современности». Но нас никто не поддержал. В итоге мы столкнулись с непониманием со стороны наших руководителей. Потому что министерство поддерживает новый предмет.
Почему так происходит? В советское время преподавалась история Коммунистической партии. Потому что для воспитания граждан, преданных партии и Советскому Союзу, дворец («дворец» здесь означает власть), то есть партия, превратил историю в «дворцовую науку». И сейчас история – это дворцовая наука. Если назвать вторую альтернативу «Истории Казахстана» «дворцовой наукой», я не обижусь. Действительно, так и есть.
Почему эта ситуация происходит? Потому что наши чиновники не рассматривают историю Казахстана как «науку». Они рассматривают ее как «предмет» и понимают как «идеологический инструмент». А для нас это наука. История народа. Мы говорим: «Казах не может жить без истории. Каждый казах – историк. История нужна казахам». А чиновники говорят: «Это предмет, как математика, химия, физика. Но с той разницей, что он должен пропагандировать политику государства. Это идеологический предмет. Поэтому прекратите говорить, что будете преподавать с древних времен, со Средневековья». У нас каждый казахский интеллигент называет себя «историком». Но на самом деле у нас история не сформировалась. В таких странах с развитой письменной историей, как Япония, Китай, они написали более ста томов своей истории. Вы хорошо знаете, что у нас история не превышает пяти томов. Мы все еще исследуем «белые пятна». Каждый хвалит и пишет о батырах из своего рода, и мы до сих пор не можем составить историю. Правительство уклоняется от шежире. А история казахов, как вы знаете, – это шежире.
Каждый из вас, сидящих здесь, может назвать как минимум 30 писателей. А 30 историков назвать не сможете. В лучшем случае знаете пять-шесть историков. Почему так? Историческая наука казахов не сформировалась. Она как маленький ребенок, который делает первые шаги и только начинает ходить. История казахов не систематизирована. Она еще не написана многотомно. В связи с этим историки испытывают бессилие. Специалистов-историков – по пальцам пересчитать. Против кого мы можем выступить? Государственная позиция и народная позиция различны. Если посмотреть на понимание и позицию по истории казахов, сразу видно, что направление власти одно, а направление народа – другое. Вот это различие привело историю казахов к такому печальному положению.
Талас ОМАРБЕКОВ, историк-ученый:
Выступление на общественном обсуждении на тему:
«Язык и история казахов – золотой стержень нации».