Искусство — отдельно, творчество — по-другому
Словесное и музыкальное искусство казахского народа в основном основано на импровизации. В этом отношении, считая это основным принципом степного искусства, следует понимать его отличие от западного (точнее, оседлых народов) искусства. Если искусство оседлой цивилизации рождается из взаимодействия человека с окружающей средой, то степное искусство рождается из влияния человека на НЕБО или космической силы, или из отношения кочевников к НЕБУ. Поэтому казахский народ почитает искусство, принимает его как дар Творца и ценит носителя искусства как служителя этой силы. Следовательно, между искусством кочевника и зрителем нет сцены, нет закулисных пространств, нет посредников, весь процесс от момента рождения искусства до его исполнения открыто происходит на глазах у потребителя. В этом отношении искусство, обладающее демократическим характером, сравнимое с казахским искусством, встречается редко, но это — не искусство. Потому что, если искусство присуще только человеку, то импровизация является частью силы, которая «извлекается» и «рождается» с высоты Неба. Поэтому степняки используют понятие «тарту» (извлекать, играть) в отношении музыкального искусства: домбыра тарту, қобыз тарту, сырнай тарту. В основе этого лежит осмысление процесса извлечения мелодии Неба. В этом отношении понимание искусства кочевниками значительно отличается от понимания оседлых народов. Потому что оседлый народ «играет» на музыкальном инструменте: понятия «играть на гитаре», «играть на балалайке», «играть на домбре» и т.д. это показывают. Для них искусство — это не искусство, а артефакт, созданный человеческими руками. А искусство — это то, что сохраняется в степной жизни и является результатом процесса соединения Неба и творца, однако, нынешним оседлым казахам редко удается обладать таким искусством. Поэтому нам вряд ли удастся встретить казаха, сочиняющего кюи методом «суырып салып» (импровизационно). Это признак того, что нынешние казахи подверглись процессу оседлости. Искусство оседлой цивилизации заключается в том, что человек, ограничиваясь одним местом жительства в пространстве, сталкивается с экологическим препятствием, которое препятствует взаимодействию окружающей среды с космосом, и постепенно угасают источники способностей, необходимых для восприятия могущественного искусства.
В целом, произведение первоначального степного искусства, хотя и признается сейчас как искусство, его изначальная цель, вероятно, не заключалась в выражении настроения человека, а должна была рождаться из взаимодействия Человека и ТВОРЦА. Однако такое взаимодействие может происходить в священных местах, признанных человечеством. По нашему мнению, одной из таких священных мест, возможно, является гора Кайлас, почитаемая древними тюрками. Конечно, такие могущественные места следует считать священными из-за их экологической пригодности для такого взаимодействия. Позднее это взаимодействие в степняках, развиваясь, вероятно, превратилось в процесс рождения искусства (кюи, песни, айтыс, мелодии), и в то же время тесное взаимодействие с экологией, присущее кочевникам, стало смыслом их жизни. Поэтому, как и искусство кочевников, их пища была столь же простой, лишенной излишней обработки, максимально естественной. Сравнивая симфонию и кюй, кумыс и вино, можно прийти к такому выводу. Симфония не обходится без обработки, и невозможно изменить ни одну ее ноту. А кюй играется так, как он возник, но каждый исполнитель кюев имеет возможность играть по-своему, добавлять и изменять. Другими словами, «дикий». Если под понятием «дикий» понимать окружающую среду, мало затронутую человеческой рукой, то первоначальное название кочевников «дикими» оседлыми народами означает не их невежество, а их слияние с природой. То есть, степняки посвятили все свое существо естественности (натура — дикий), а не искусственности. Однако в результате оседлой политики этот кочевой образ жизни постепенно превратился в насмешку и унижение. Однако оседлые народы способны обрабатывать все, а кочевникам свойственно ограничиваться первоначальным творчеством.
Нужны условия для искусства
Итак, искусство кочевого казаха не относится к искусству, это произведение подлинного процесса, подобное настроению Творца, поэтому оно «неуклюже» как природное месторождение, поэтому оно естественное и чистое искусство. Поэтому для создания казахского искусства не нужны были закулисные пространства или сцена, достаточно было единой аудитории, объединяющей творца и зрителя, как модель, воспринимающая глобальную модель — юрты. Потому что для тех, кто путешествует между двумя мирами, не было задачи создавать идеально круглое искусство, соответственно, не нужна была и его мастерская, называемая театром, потому что для степняков не было понятия отчуждения от природы, для них театральный процесс — это искусство, рождающееся в пространстве и времени.
Глобальное творческое свойство казахского искусства заключается в том, что оно приносит положительную космическую энергию. Таким образом, космическая модель — искусство в юрте «родилось» с Неба, и сразу же было передано человеку посредством импровизационного процесса без посредников. Такое чистое искусство — священно. Положительную и созидательную жизненную энергию казахи называют «кие» (святость, благодать). Чем свободнее «кие» распространялся по степи, тем больше было его созидательное влияние. Степь стала святилищем, а черный дом — храмом.
В настоящее время, начиная с советского периода, традиция европеизации казахского искусства переживает его «театрализацию». Поэтому наши исполнители айтысов больше похожи на артистов, а наши сказители «не помещаются» на сцене. Сцена разделила исполнителя и потребителя казахского искусства, которое является единым целым. Это придает исполнителям негативные черты. Нынешний айтыс стал источником дохода, а не источником искусства, но по своему содержанию айтыс не достиг прежнего уровня. Песни и терме восхищают только как фольклорное значение. Для казахского искусства этого недостаточно. Эти виды искусства должны выйти за рамки фольклора и стать образцами классического (достойного) искусства эпохи. А для этого необходимо создать условия, соответствующие природе этого искусства. Короче говоря, нужно прекратить запирать родные казахские искусства на сцене, интегрировать их с потребителем и воссоздать древний художественный процесс. Это требует расширения этого искусства из фольклорного масштаба до классического и создания условий, соответствующих подлинному характеру искусства.
В нашей столице мы начали строить дворцы для каждого европейского музыкального инструмента, искусства (оперные театры, органные залы). А создание собственного мира казахского искусства стоит на повестке дня. Потому что для казахских айтысов, песен, терме, которые длятся часами, нужен специальный дворец искусства, а нынешние европейские здания разрушают святость казахского искусства, подавляют его дух и стесняют его. Короче говоря, пришло время построить специальный дворец для казахского слова и музыки, который будет черпать небесную энергию в священной степи и вдохновлять нацию. Более того, строительство одного дворца для каждого европейского инструмента стало казахской традицией, а состояние родного искусства не выдерживает критики.
Серик Ергали,
политолог