Кровавая история казахского народа, пролившего немало крови в борьбе за то, чтобы не отдать Синьцзян в китайскую колонию, сегодня постепенно раскрывается. Китайцы, подлизывавшие сапоги разбушевавшемуся кровожадному дунганскому правителю Мабуфану, уничтожили целые казахские аулы, что до сих пор живо в памяти их потомков.
Ниже мы представляем небольшую запись, написанную пенсионеркой-писательницей из Урумчинского района Алкарнай Ескендир, о казахских женщинах, проявивших героизм в те кровавые годы.
В 1942 году аул Мейрамхана, находившийся в Кажыре в горах Сайдамской котловины, был внезапно атакован большими силами Мабуфана. Неожиданно окруженные жители аула, застигнутые врасплох, разбежались, а женщины и дети были схвачены. Бандиты Мабуфана, грабя все, что могли унести, и присвоив все имущество, погнали женщин и детей вперед, а стариков и немощных, не способных идти, кололи копьями и убивали, после чего сбрасывали трупы в реку.
Прибыв в место под названием Утымурын, они напали на аул Турды батыра, находившийся в местности Карадонг, пройдя через Махай из Ганьсу. Жители аула Турды батыра, преодолев засушливую степь в течение недели, только успели утолить жажду, когда враги, напавшие на аул Мейрамхана, напали и на них, обрушив на них град свинцовых пуль. Захваченных из этого аула присоединили к предыдущим пленникам, и бандиты Мабуфана продолжили движение на восток. Когда угнанные из двух аулов люди достигли реки Там в районе Кулмуты, около 40 джигитов из аула Мейрамхана, сказав: «Лучше сразиться с врагами и умереть, чем расстаться с матерями и детьми живыми», догнали их и вступили в ожесточенный бой с вражескими войсками. В течение дня непрерывного боя все они, кроме троих, погибли шахидами. Среди этих павших джигитов, по сообщениям, кровожадные бандиты Мабуфана зарезали Буракана на глазах его жены и детей, находившихся в плену у реки Там.
Безжалостные солдаты, угнав пленных, привезли их в Синин и бросили в тюрьму. (Город Синин – центр провинции Цинхай). В это время жена Турды батыра Бэкен, возглавив пять-шесть женщин, сбежала из тюрьмы. Они скрывались днем, передвигались ночью, питались всем, что могли найти, включая насекомых и падаль, спали в расщелинах скал и через несколько месяцев добрались до казахских аулов в Долане. Их спасение из пасти смерти стало свидетельством стойкости казахских женщин, их верности защите национальной чести, и осталось в памяти поколений.
В 1943 году казахская женщина по имени Бати задушила тюремного надзирателя и сбежала на его лошади. Однако несчастная женщина, не зная дороги, снова попала в руки кровожадных бандитов.
Шашак – дочь человека по имени Жаксылык, из рода Шеруши. В 1942 году аул Турды батыра, переселившись из земель Ганьсу, примерно за полмесяца достиг мест Карадонг и Утымурын, остановился отдохнуть и избавиться от многодневной жажды, и как только жители начали утолять голод и жажду, бандиты Мабуфана внезапно появились и обрушили огонь на невинных людей, уничтожая их. В панике люди разбегались в разные стороны. Несколько джигитов во главе с Турды батыром сразились с врагом и все погибли шахидами.
В этой суматохе муж Шашак, отправившийся пасти овец, искал двух своих сыновей и спрятался в зарослях камыша, а Шашак с семилетним сыном Байгузаром попала в руки врага и присоединилась к женщинам из аула Мейрамхана, которых гнали из Кажыры. По дороге она думала о том, как сбежать. Половину выданного ей хлеба она оставляла на обочине дороги. Однажды они пришли на берег большой реки и остановились на ночлег. Когда измученные и голодные люди, а также солдаты были заняты своими делами, Шашак, прижав сына к себе, бросилась в глубокую реку.
Пройдя около пяти километров по реке, она с трудом выбралась на берег и, передвигаясь ползком, нашла след своего пути и, находя хлеб, который она оставляла в разных местах, двинулась вперед, утоляя голод. Беда не приходит одна, на пути она снова столкнулась с войсками Мабуфана, гнавшими скот, и снова попала в плен. На этот раз Шашак вела себя спокойно, делая вид, что ищет свой народ. Радуясь тому, что ее присоединили к ним, она притворялась счастливой. Когда солдаты остановились на отдых, по своему дневной плану она села на лошадь одного из солдат и ускакала. Не оглядываясь, она в конце концов нашла своего мужа и присоединилась к своему народу.
Дети той Шашак сейчас составляют целые аулы в Аксайском районе. Ее родственники живут в Баркольском районе.
В октябре 1949 года в местечке Шушангху провинции Ганьсу еще один мирный аул оказался в окружении внезапно напавших вражеских войск. Часть жителей аула прорвала окружение и сбежала, остановившись на берегу реки Саргалжын. Однако преследователи, идя по следу, внезапно появились, когда беженцы только начали пить чай, и завязалась перестрелка. Как говорится, «дубина бьет первой», верблюд Шекен, груженый единственным багажом, был убит пулей, и не имея ничего другого, кроме двух детей, Талипа и Халыка, она поднялась по оврагу и скрылась среди густых кустов и камней на вершине оврага. До полудня следующего дня, оставаясь в укрытии, она ждала своего мужа Бекея, надеясь, что он придет их искать. Сколько бы она ни ждала, никто не пришел.
Замерзшие от зимнего холода и голодные дети постоянно беспокоили Шекен, и она, решившись на отчаянный шаг, спрятала двоих детей в расщелине скалы и отправилась искать мужа в сторону аула, разграбленного вчера врагом. Придя в разграбленный аул, она, собрав среди разбросанной посуды, старых войлоков, разбитых ведер и других мелочей все, что могло пригодиться, по дороге к горе увидела труп, наполовину видневшийся в неглубоком овраге. С тревогой «Неужели это Бекей?» она замерла на мгновение, а затем подошла к трупу. По кожаным сапогам на ногах и шапану на теле она узнала, что это был парень по имени Шатырхан из ее аула. Горько плача, она не смогла пройти мимо трупа Шатырхана, выкопала яму в песке рядом с трупом, похоронила его там и, сказав: «Прощай! Увидимся на Махшаре!», вернулась к детям.
В суровой дикой степи, где выли волки и выли медведи, кроме хищных зверей, у них не было врагов. Ради пропитания они ставили ловушки на кроличьи норы, гнезда куропаток и перепелов, и жили в горных пещерах. Вначале они надеялись, что кто-нибудь придет их искать. Однако никто не пришел, и надежда начала угасать. Постепенно они начали привыкать к дикой жизни. Они даже отбирали у хищников оленей, косуль и горных козлов целиком. Передвигаясь с детьми, они искали пищу там, где могли.
Когда зима прошла и весенняя грязь подсохла, она, взяв детей за руки, борясь с переменчивым климатом Алтын-Тау, решила отправиться на поиски своего народа. Она шла в том направлении, куда ушел ее народ. Идя так, в мае 1951 года она наконец добралась до окраины. Сначала несколько монгольских скотоводов нашли трех несчастных и привезли их в свой аул. Узнав, что она казашка, монголы привели ее к молодому человеку по имени Акынкожа, который занимался проповедью среди казахов в той местности. Акынкожа, полностью выяснив обстоятельства, отвез Шекен в Шапшаский район провинции Цинхай. Правительство собирало беженцев-казахов из Ганьсу и Цинхая в этом месте, заботилось о них, обеспечивая их предметами быта, такими как юрты, одеяла, подушки, посуда. Акынкожа, расспрашивая казахов из других мест, через полтора месяца нашел мужа Шекен, Бекея, и они воссоединились. На самом деле, Бекей и его старший брат Мухтар, спаслись от резни в Саргалжыне и попали в китайскую коммунистическую освободительную армию. Освободительная армия привезла их в Синин и устроила на завод рабочими.
В 1952 году Бекей окончил краткосрочные курсы Университета для взрослых Северо-Западного региона, а в 1953 году устроился на работу в Кулмуты. В 1957 году они переселились на свою историческую родину, в Коктогайский район Алтая.
Подготовил: Уларбек Далейулы
baq.kz