Недавно в СМИ появилась информация о том, что премьер-министр Казахстана Карим Масимов на встрече с российским коллегой Дмитрием Медведевым поднял вопрос о возвращении в страну останков выдающихся исторических деятелей — хана Кенесары и батыра Кейки. В свою очередь, глава российского правительства положительно воспринял предложение и пообещал дать соответствующие поручения.
Вскоре после этого заместитель директора музея антропологии и этнографии имени Петра I в Санкт-Петербурге Ефим Резван заявил, что в Кунсткамере хранится череп батыра Кейки, и он может быть возвращен, если будет соответствующее распоряжение от высшего руководства. Однако он отметил: «У нас череп хана Кенесары не хранится».
Эта новость, касающаяся нашей истории прошлых веков, вызвала большой интерес у общественности. Как известно большинству, хан Кенесары (1802-1847) — сын Касым хана, внук Абылай хана, последний казахский хан, возглавлявший национально-освободительное восстание в 1837-1847 годах. Кейки (настоящее имя Нурмагамбет) Куркембайулы (1871-1923) — отважный батыр, один из активных участников национально-освободительного восстания под предводительством Амангельды Иманова в 1916 году в Тургайской степи. Оба они боролись за свободу и независимость нашего народа и пали жертвами, являясь достойными уважения личностями. Поэтому возвращение останков Кенесары и Кейки является проверкой нашей государственной и национальной гордости, а также актом почитания духа предков.
В целом, в традиции колониальных держав существует практика возвращения культурных и духовных ценностей и реликвий странам, которые ранее были колониями, а затем обрели независимость. В свое время так поступали Великобритания, Франция и Нидерланды. Это признак цивилизованности и культурности.
Исторические сведения гласят, что Кенесары был схвачен в 1847 году в урочище Кекилик-Сеңгір на территории Кыргызстана, убит в ауле Жамбы, его тело осталось там, а череп был передан генерал-губернатору Западно-Сибирского региона в Омске, князю Петру Горчакову.
Что касается батыра Кейки, то после смерти Амангельды Иманова в 1919 году он подвергался преследованиям со стороны советской власти и несколько лет скрывался в Улытау и Кызылкумах. В 1923 году, поверив обещанию комиссара Александра Токарева, он пришел на встречу с ним. Однако, почувствовав недобрые намерения Токарева, он застрелил его на месте. После этого красноармейцы выследили Кейки и случайно схватили его ночью. Его подвергли унижениям, убили, отрубили обе руки и отправили череп в Оренбург. В 1926 году, в связи с переносом столицы Казахстана в Кызылорду, череп батыра был отправлен в Санкт-Петербург.
Как известно многим, вопрос о возвращении останков Кенесары и Кейки в страну поднимается уже давно. В связи с этим, на письмо, направленное Генеральным консульством Республики Казахстан в Санкт-Петербурге, 4 ноября 2004 года директор Кунсткамеры (то есть Музея антропологии и этнографии Российской академии наук) Юрий Чистов и заведующий отделом антропологии Валерий Хартанович ответили: «В нашем музее нет черепа Кенесары Касымова и никаких связанных с ним документов». Были и другие запросы и поисковые мероприятия. В свое время в газетах писали о том, что ученый-писатель Турсын Джуртбай и журналист-писатель Думан Рамазан искали череп хана Кенесары в ряде мест России, и были опубликованы их путевые заметки.
Кроме того, упомянутый выше заместитель директора Кунсткамеры Ефим Резван в интервью корреспонденту радио «Азаттык» высказал мнение: «Искать такие реликвии в Эрмитаже — пустая трата времени. Обычно такие предметы хранятся только в Кунсткамере. Насколько мне известно, черепа хана Кенесары у нас нет. Поэтому его нужно искать в другом месте».
В связи с этим я хотел бы обратить внимание общественности и искателей на следующий факт, о котором часто говорит известный поэт, лауреат Государственной премии Улугбек Есдаулет.
Улугбек услышал этот факт от известного русского писателя Берика Коркытова в конце 90-х годов прошлого века, когда тот был в Атырау. Берику аксакалу, в свою очередь, рассказал об этом известный русский поэт и писатель Сергей Марков. Сергей Николаевич Марков жил в Акмоле и Петропавловске в Казахстане в 1920-1925 годах и работал в местных газетах. Он автор стихотворения «Горячий ветер» о казахской степи. Он также был путешественником, историком и этнографом, который посетил многие места Сибири, Казахстана, Центральной Азии и создал множество познавательных произведений.
Однажды, в послевоенный период, Сергей Марков отправился в краеведческий музей города Ор (возможно, имеется в виду город Омск. — А.А.) с целью сбора историко-этнографических материалов. Там он увидел урну, сделанную из человеческого черепа, перед директором музея. Когда Марков с удивлением смотрел на нее, директор музея с гордостью сказал: «Знаете ли вы, это череп последнего казахского хана Кенесары». Писатель осмотрел урну со всех сторон и поставил ее на место. Затем он закончил свои дела и уехал.
Когда он приехал туда во второй раз, он не увидел ту самую урну из черепа перед директором музея. На вопрос директора: «Куда выдели экспонат-урну?» — он ответил: «Избавился от него, уничтожил!» Оказалось, что в то время в газете «Правда» вышла статья, очерняющая хана Кенесары, и это вызвало большой шум. (Здесь речь идет о статье «За марксистско-ленинское освещение истории Казахстана», опубликованной в газете «Правда» 25 декабря 1950 года, написанной Т. Шоинбаевым, Х. Айдаровой и Я. Якуниным. В этой статье критиковалась исследовательская работа историка Ермухана Бекмаханова «Казахстан в 20-30-х годах XIX века», и восстание под предводительством Кенесары было оценено не как национально-освободительное движение, а наоборот, как «феодально-монархическое восстание, преследовавшее интересы господствующего класса». — А.А.).
Писатель-драматург Б. Коркытов, рассказывая эту историю, сказал: «Ребята напрасно стараются, ища череп Кенесары. Он был уничтожен по вине того невежды». Насколько правдива эта информация? Без конкретных доказательств трудно дать ей однозначную оценку.
К сказанному стоит добавить еще один момент: в октябре 2014 года директор научно-исследовательского института «Алаш» Евразийского университета имени Л. Гумилева в Астане Султанхан Аккулу написал объемную статью в еженедельнике «Мегаполис», в которой привел ряд новых данных и сведений. Опираясь на записи омского краеведа Андрея Палашенкова и писателя Сергея Маркова, он утверждал, что череп хана Кенесары хранился в фондах Омского краеведческого музея до 40-х годов, а затем был отправлен в Кунсткамеру. Оттуда он перешел в Научно-исследовательский институт этнологии и антропологии, а затем был передан в Гохран России. Об этом в интервью одному изданию в 2003 году сообщил академик Юрий Хорошилов, который долгие годы руководил музейным фондом Академии наук СССР. Стоит отметить, что на лобной части черепа якобы была печать. Судя по этому, маловероятно, что он был превращен в урну по чьей-то просьбе, будучи официально под государственным контролем.
Если даже поверить, что он был передан в Гохран, то в пункте 1.7 Положения о Гохране указано, что в этом учреждении «хранятся только драгоценные металлы, такие как золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений и осмий». Поэтому возникает вопрос: «Как череп Кенесары, не относящийся к таким драгоценным металлам, мог быть передан в Гохран?»
В связи с этим высказывается предположение, что после известного Декабрьского восстания 1986 года в Алматы череп Кенесары был отправлен «в неизвестном направлении» по предложению КГБ.
Возможно, аксакал Берик Коркытов ошибочно услышал про музей города Ор, имея в виду Омский музей.
«Невысказанное слово умирает». Археолог Руслан Шербаев в интервью медиа-порталу Caravan.kz заявил: «Все разговоры вокруг черепа Кенесары — это мифы и слухи. В целом, в традициях казахского, кыргызского и каракалпакского народов, сражавшихся с джунгарами, не было обычая забирать голову хана. Поэтому череп Кенесары нужно искать на кыргызской земле».
У русских есть пословица: «Надежда умирает последней». Так же и в данном случае, люди, желающие добра, надеются, что череп последнего хана Кенесары, стремившегося к свободе и единству казахов, будет найден где-то в глубине России. Поэтому мы считаем, что обращение главы правительства Казахстана и обещание российского премьер-министра будут способствовать новому этапу в решении этого вопроса и его результативности.
Аширбек Амангельды
«Алматы ақшамы»