Мағжан Жұмабаев был расстрелян в 1938 году? В начальных классах мы изучали родной язык, в средней школе – литературу. С детства я любил читать Магжана. С особым интересом читал его произведения, черпал силу из его стихов, полных патриотического духа. В последнее время меня беспокоит один вопрос. Во всех учебниках биография Магжана писалась кратко, и всегда заканчивалась одним предложением.
До сих пор так. Там говорится: Магжан Жумабаев скончался 19 марта 1938 года. Дело не в том, как заканчиваются книги по литературе или главы о Магжане, дело в другом. В последнее время ходят слухи, что «во время репрессий Магжан, Сакен, Миржакып выжили». Если нет ветра, то и дым не появится. О Сакене Сейфуллине, Миржакыпе Дулатове – чуть позже. Сейчас я хочу поделиться тем, что прочитал и услышал о Магжане, авторе жемчужных стихов, и о его загадочной смерти. Да, во время репрессий Магжан Жумабаев, которого народ «Алаша» назвал и окрестил «алашевцами», поэт-интеллектуал, получивший образование в Литературном институте Москвы, ощутил на себе холодную политику. За то, что Магжан высказывал свое мнение и не отступал от своих принципов перед лицом тогдашней холодной политики, большевики не щадили себя. Его сажали в тюрьму не один раз, пытали, мучили, избивали.
В 1918 году его посадили на шесть месяцев, а в 1929 году приговорили еще к 10 годам. Семь лет он провел в Соловецком концлагере. Затем, по ходатайству Максима Горького, он получил свободу в 1936 году. Но всего через год, 30 декабря 1937 года, он был вновь арестован по ложному обвинению в «японском шпионаже» и приговорен к самому суровому наказанию, что известно из истории. Так откуда же взялись вышеупомянутые слова? Итак, передо мной два вопроса. Первый: «Откуда взялись слова о том, что Магжан Жумабаев не был расстрелян в 1938 году?» Второй: «Кто свидетельствует о том, что Магжан Жумабаев не был расстрелян в 1938 году, и какие есть доказательства?» Итак, первый вопрос: «Откуда взялись слова о том, что Магжан Жумабаев не был расстрелян в 1938 году?» Прежде всего, Бауыржан МОМЫШУЛЫ, который перевернул историю, заявив: «Я видел Магжана».
БАУЫРЖАН МОМЫШУЛЫ: «Я ВИДЕЛ МАГЖАНА…»
В 1948 году я был назначен заместителем командира 59-й бригады в Сибири. Во время очередных военных учений я увидел группу людей, греющихся у костра посреди густого леса, и приблизился к ним. Их одежда была странной, скорее всего, это были заключенные. Один человек, отличавшийся от них, с лисьей шапкой на голове, грелся у костра на расстоянии 10-15 метров. Похоже, казах. Я подошел к нему и по-казахски поприветствовал: «Ассалаумағалейкум!» Он лишь шевельнул губами, принял мое приветствие, уставился на меня и молчал. Пока я собирался с мыслями, думая: «Что это за человек?», он, сидя спиной ко мне, сказал: – Не подходи ко мне, заразишься. Только тогда я вспомнил о Магжане и начал наизусть читать его стихи. Он немного смягчился и сказал: – Мое положение тяжелое, лучше не подходи ко мне. Если сможешь, доставь меня на родину. Я понял, что это великий казахский поэт Магжан, и захотел помочь, насколько это возможно, и сказал: – Я вернусь примерно через десять дней. Будьте готовы. Через десять дней у меня не было времени, и я не смог вернуться. Приехав через месяц, я узнал от начальника тюрьмы, что он погиб, утонув в проруби во время ледостава (Каһарман Бауыржан Момышұлы, стр. 98.
Алматы, издательство «Өнер», 2008 г.) Пусть наши слова будут подкреплены доказательствами. Я была всего лишь студенткой 2-го курса Торғайского гуманитарного колледжа имени Н.Кулжановой. Шел урок литературы. Учитель – Кенжеахметова Замзагуль Сейитовна. Узнали? Если не узнали ее, то узнаете этого человека? Я имею в виду Сейита Кенжеахметовича. Вы, наверное, думаете, почему я связываю Сейита Кенжеахметовича и Замзагуль апай. Так вот, Замзагуль апай – дочь Сейита Кенжеахметовича. Она одна из тех, кто видел нашего дедушку Бауыржана своими глазами.
ЗАМЗАГУЛЬ СЕЙИТОВНА: «ПРАВДА, ЧТО НАШ ДЕДУШКА БАУЫРЖАН ВИДЕЛ МАГЖАНА»
Это был урок Замзагуль апай. Мы долго не ждали, она пришла. Сразу же, начав разговор, сказала: «Магжан…». Мы с Сейитом Кенжеахметовичем, то есть с моим отцом, поехали в Алматы на собрание писателей. Тогда я была еще ребенком. В какой-то момент двое мужчин, поддерживая человека под руки, подвели его и усадили на стул. Это был крупный, сильный мужчина. Хотя я была ребенком, я сразу поняла, что это наш дедушка Бауыржан. Правда, наш дедушка Бауыржан видел Магжана. Наш дедушка Бауыржан хотел забрать Магжана, но поскольку дедушка Бауыржан был в военной форме, Магжан испугался и убежал. Почему? Потому что Магжан в то время сильно пострадал от НКВД. Замзагуль Сейитовна, была ли причиной такого унижения то, что он был признан «шпионом», или были другие причины? – В то время существовал Союз «Тройка». Любой, кто начинал проявлять активность, попадал под арест «Тройки». «Тройка» могла делать все, что угодно. Разве не они были властью?.. Любого человека, идущего по улице, могли схватить, заставить подписать: «Ты свидетель, поставь здесь свою подпись», и с помощью этой подписи арестовать, пытать, а затем расстрелять, обвинив: «Ты выступил против советской власти». А вина Магжана – его стихи. Ему предъявили обвинение и за его стихи. Магжан был очень ценным поэтом, в отличие от других «алашординцев». Когда Магжана пытали, ему вырывали зубы. Возможно, поэтому он не мог есть и умер от голода. Замзагуль Сейитовна, кто же тогда свидетельствовал о «предательстве» казахской интеллигенции? – …ты не знаешь. Был один лжец. Из Торгая. Причем такой лжец. И еще любил выпить. Звали его Айса. Люди из НКВД приводили Айсу и заставляли его подписывать документы в качестве свидетеля, а затем отпускали. Таким образом, они избили многих людей, необоснованно арестовали многих, многих расстреляли. (Посмотрев вниз, с грустным видом, вздохнув: «Пусть земля не выдаст», сказала) Если вы твердо придерживаетесь мнения, что «Магжан был расстрелян в 1938 году», приведу еще одно доказательство. Не доказательство, а свидетеля. Нет, не того, кого вы думаете, он жив. Это аксакал Абдулла Абдрахманов, которому почти девяносто лет.
АБДУЛЛА АБДРАХМАНОВ: ДО 1951 ГОДА Я БЫЛ ВМЕСТЕ С МАГЖАНОМ В ЛАГЕРЕ БЕРЕЛЕХ НА КОЛЫМЕ
Абдулла Абдрахманов родился в 1921 году в селе Аккиизтогай Жилойского района Атырауской области. В то время эта местность называлась Амангельдинским сельским советом. Его отец, Абдрахман Айгыров, учился в известной мечети Дүйсеке ата, построенной в 1800-х годах, и был дипломированным религиозным деятелем по современным меркам. – В 1938 году сначала арестовали моего отца. Его, как «врага народа», вместе с 27 другими людьми, арестованными за одну ночь, держали в тюрьме НКВД в Гурьеве 9 месяцев под следствием, но затем по неизвестной мне причине освободили. Однако позже, когда он работал пастухом колхозных лошадей, его снова забрали в 1941 году, в начале войны. Позже я узнал, что он умер в тюрьме НКВД в Шымкенте. Когда наступило мирное время, я поехал на кладбище политических жертв в Шымкенте, помолился и установил памятник на могиле, где, как я полагал, похоронен мой отец, – говорит он.
НКВД ПРИЗНАЛ ЕГО «ЯПОНСКИМ ШПИОНОМ»
В годы войны Абдулла аксакал работал оператором на Косшагыльском месторождении. Молодой 22-летний парень, неустанно трудившийся под лозунгом «Все – для фронта, все – для победы!», не щадил себя. После окончания войны он не оставил свою профессию. Однако кровавые тиски репрессий еще не успокоились, и ему предстояло еще немало страданий. В ночь на 6 июня 1948 года его также забрали бандиты НКВД. – Продержав месяц в тюрьме, меня отправили этапом. Суд обвинил меня в том, что «отец – враг народа, сам – агент Японии, десант Ирана». А я всего лишь имел 3 класса образования и, не говоря уже о Японии и Иране, не выезжал дальше Гурьева. Кому ты будешь это доказывать? – говорит Абдулла Абдрахманов. – Бандиты не дадут тебе признаться. Они будут вставлять иглы под ногти и бить тебя снова и снова. После целого дня допросов ты будешь настолько ослаблен, что потеряешь сознание. На тебя выльют ведро ледяной воды, ты вздрогнешь и снова встанешь. Такого больше не должно повториться. Даже говорить об этом запрещено, заставляют подписать: «Ты не будешь никому рассказывать о том, что отбыл наказание у нас». Таким образом, «японский шпион» отправился отбывать наказание в Сусуманский район Магаданской области. Хотя Абдулла Абдрахманов не стал подробно рассказывать, я предположил, что он находился в ЗапЛаге системы Дальстроя – треста дорожного и производственного строительства, считавшегося одним из крупнейших в СССР в то время, в Магаданской области. ЗапЛаг с 01.04.32 г. входил в состав СевВостЛага, который неоднократно реорганизовывался. – Меня обвиняют в том, что «отец – враг народа, сам – агент Японии, десант Ирана». А я всего лишь имел 3 класса образования, и, не говоря уже о Японии и Иране, не выезжал дальше Гурьева. Кому ты будешь это доказывать? – говорит Абдулла Абдрахманов. – Конечно, я пытался объяснить следователю свою невиновность. Но никто не слушал, их цель – добиться признания. После целого дня допросов ты будешь настолько ослаблен, что потеряешь сознание. На тебя выльют ведро ледяной воды, ты вздрогнешь и снова встанешь. Тебе будут вставлять иглы под ногти и бить. Зачем?! Никто не выдержит этих мучений, и через несколько дней я подписал бумаги, которые они дали. Через месяц Абдулла Абдрахманов был приговорен Гурьевским областным судом к 10 годам исправительно-трудовых лагерей по статьям 10, 14 статьи 58 УК СССР. Таким образом, «японский шпион» отправился в Магадан отбывать наказание. – Меня отправили на черные работы на золотой прииск недалеко от Сусумана. Там было 9 месяцев зимы и 3 месяца лета. Поэтому зимой мы копали землю и складывали ее, а когда наступало лето и земля оттаивала, мы просеивали золото, смешанное с песком. Иногда мы работали 6 месяцев на Чукотке, а затем возвращались, – вспоминает аксакал, как передает Сания ТОЙКЕН.
АКСАКАЛ АБДУЛЛА ИСКАЛ МОГИЛУ МАГЖАНА И ЕЗДИЛ В МАГАДАН
Хотя до сих пор утверждалось, что «поэт Магжан был расстрелян в 1938 году», Абдулла Абдрахманов, который был с ним в лагерях Колымы после войны, говорил, что поэт скончался от голода и болезни в 1951 году. После этой публикации экспедиция по поиску могилы Магжана Жумабаева отправилась в Магаданскую область России. Делегацию возглавил главный редактор газеты «Жас Алаш» Рысбек СӘРСЕНБАЙ. В ее состав, помимо корреспондента «АЖ» и Абдуллы Абдрахманова из Кулсары, вошли также родственники поэта Магжана – Райхан ЖҰМАБАЕВА и Шәйзада БЕКІШЕВА. Находясь в Магадане, Абдулла аксакал продолжил свой рассказ: – Все пронеслось перед моими глазами, как в кино. Здесь мы добывали золото, промывали его в этой реке. Летом за три месяца нужно успеть просеять золото. Зимой холод достигает 60 градусов. Начинается неистовый мороз, – говорит Абдулла ата. По указанию аксакала мы направились к старым развалинам бараков, где жил поэт. Он шел среди развалин домов. – Здесь, вот здесь стояли наши бараки. А в высоком бараке рядом жил Магжан Жумабаев. Это был двор, мы иногда переговаривались, здороваясь издалека, – сказал ата, со слезами на глазах. – Всех умерших уносили и хоронили здесь. Никого не хоронили отдельно, с почестями. Только самым известным заключенным ставили знак на могиле. И то, вбивали кол и писали только имя. Посмотрите внимательно, если увидите надпись «1951 год. Сергей или Алексей». Магжана похоронили там, – сказал Абдулла ата и пошел осматривать кладбища, оставив нас позади.
– Какими были походка и манера речи Магжана Жумабаева? – Магжан ходил изящно (ата показал, как он ходил). Говоря, он не смотрел прямо в глаза собеседнику, а отворачивал шею в сторону и говорил сбоку. Голос у него был мягкий, мелодичный. – Что вам запомнилось из рассказов Магжана? – Мне запомнилось, что он был членом партии «Алаш», и что почти все ее руководители и сторонники были подвергнуты преследованиям и арестам. Он говорил, что Жумабай Шаяхметов – правая рука Сталина, Сабит Муканов – левая рука Голощекина, Аскар Токмагамбетов – Майковский (имеется в виду Маяковский). Он очень хотел увидеть Сабита Муканова. Мы внутренне понимали, почему он так говорил. – Какие еще истории вы помните? – Вероятно, он пострадал от Сабита. Он рассказывал о несправедливостях, причиненных казахской интеллигенции. Он говорил, что те, кто был рядом, оказались врагами. Он сказал, что впервые отсидел на севере, в Сибири. Когда он был на родине, Сабит Муканов помог ему и устроил на работу. Затем он сообщил: «Это гнилое яйцо снова гниет». Он говорил это. Он (С. Муканов – С.Т.) посадил всех в сфере культуры и искусства, оставил только одного человека. Он сказал, что тот был начальником в редакции, родом из Туркменистана. – Как вы узнали о смерти Магжана Жумабаева? – Утром, когда нас вели на работу, мы стояли в строю. Мы услышали о его смерти. Были специальные люди, которые хоронили умерших. Я видел, как они уносили его тело. Охранники не разрешили подойти и проститься, похоронить его. В душе я скорбел и плакал. – Что стало причиной смерти Магжана? – Его здоровье было плохим из-за множества страданий. Тем, кто не выходил на работу и болел, давали всего 400 граммов хлеба. Мы приносили им свой хлеб и чай. Они пили кипяченый шифер. Перед смертью у него опухли ноги, он не мог ходить на четвереньках. Все зубы расшатались, десны не позволяли есть. Он болел цингой. Так он ушел из жизни. – Вы знаете, какие стихи писал Магжан? – Я сам неграмотный человек. Позже я узнал, что он был великим поэтом. Не зная, избавится ли он от болезни, думая, что не доберется до дома, он однажды дал мне самодельный блокнот, обтянутый кожей, с надписью, чтобы не пропускал воду. Большинство было написано в джадидском и более позднем алфавите, я не мог прочитать. Он завещал: «Передай его казаху, который скажет, что он из Алматы». По дороге домой я уснул в поезде и его украли. Я до сих пор сожалею об этом (ата говорил с сожалением, корил себя, расстроился). (http://azh.kz/kz/news/view/1541)
Вы, наверное, заметили неизвестные имена выше? Позвольте напомнить вам, есть место, где говорится «родственники поэта Магжана…». Вы, наверное, заметили там имя Райхан ЖҰМАБАЕВА? Позвольте сказать, Райхан апай – двоюродная сестра Магжана Жумабаева. Дочь его младшего брата Калижана. Вместе с делегацией, возглавляемой главным редактором газеты «Жас Алаш» Рысбеком СӘРСЕНБАЙ, она отправилась на Колыму искать могилу своего деда Магжана.
РАЙХАН ЖҰМАБАЕВА: НЕОЖИДАННОЕ СООБЩЕНИЕ ЗАСТАВИЛО ОТПРАВИТЬСЯ НА КОЛЫМУ
– Я дочь родного младшего брата Магжана, Калижана, меня зовут Райхан, – начала свой рассказ женщина, которой было около восьмидесяти, но сохранившая свою красоту. – Ах, мир, у поэта-брата не осталось прямых потомков, но из рода Жумабаевых, из родственников, всего двое нас, кто отслеживает наличие Магжана ага: я и сын его младшего брата Тасболата, живущего в Кызылжаре, то есть на его родине. Мне вот столько лет, 77, старость берет свое, болезни и недуги появляются все чаще. В прошлом августе я сильно заболела и лежала в реанимации. Когда мне стало немного лучше, мне позвонил Саят Жансугиров. Вы знаете, он сын нашего брата Ильяса. Мы близкие друзья, доверенные лица. Он позвонил и, услышав по моему голосу и словам, что мне стало немного лучше, спросил: «Ты читала «Жас Алаш» от 31 мая?» Я не смогла прочитать, пока болела, хотя обычно слежу за ежедневной прессой. Как только я вышла из больницы, я нашла ту газету и прочитала. Оказалось, что там 92-летний старик по имени Абдолла Абдрахманов, живущий в Кулсары Атырауской области, сказал, что когда-то сидел вместе с моим братом Магжаном в лагере на Магадане, на Колыме. Прочитав это, я застыла, как будто на меня вылили ведро ледяной воды. Черт возьми, наш брат, которого считали расстрелянным в 1938 году, оказывается, был жив до 1951 года. Вот человек, который видел это своими глазами. «Если есть родственники, я даже покажу место, где похоронен Магжан, и расскажу, что видел и знал, мое завещание поэта до сих пор на мне, если я завтра умру, это завещание останется на мне, во-вторых, я совершу несправедливость», – после этих слов старика, мой потухший огонь разгорелся, и я заплакала, как будто ожившая, как будто воскресшая. Я благодарна ему с того момента, и я восхищена тем, что он, несмотря на свой возраст, повел нас в далекий Магадан. Даже не 92-летний старик, а я, 77-летняя, когда сказала, что поеду в такое дальнее путешествие, мои дети возражали: «Вам почти 80, вы только вчера вышли из больницы». Тем не менее, я не сдалась и сказала: «Я все равно поеду, если умру в дороге ради моего брата Магжана, у меня не будет сожалений». Действительно, дорога оказалась долгой и трудной, казахи не зря назвали ее «собачьей жизнью»: до Москвы летели самолетом четыре часа, оттуда до Магадана – 12 часов. Губернатор Магадана оказался очень хорошим человеком, он предоставил нам транспорт для дальнейшего пути до лагеря на Колыме и сопровождающего. В конце концов, мы добрались до Сусуманского района, который находится очень далеко. Название села тоже похоже на казахское, оно называется Берелех. Абеке, наш Абдолла ага, заплакал, увидев лагерь, где он когда-то жил. Вероятно, он вспомнил страдания и ад, которые пережил когда-то. Он рассказал, как сидел там с Магжаном ага, как он его видел. «Где бы человек ни находился, он ищет свою кровь. Когда я встречал казахов, таких же, как я, в лагере, я чувствовал себя так, будто увидел свою деревню, и слезы текли из моих глаз, я не могу передать словами это чувство. А от Магжана ага исходила благородность, то есть, какие бы страдания он ни переживал, в каком бы плохом месте ни находился, его благородство было очевидно. Он снова и снова говорил: «Эх, если бы я мог взглянуть в глаза Сабиту». – сказал он в интервью редакции. – Так когда Магжан ага начал сидеть в лагере? – на вопрос редакции:
– Похоже, он находился в этом лагере с 1938 года, когда его объявили «расстрелянным», до 1951 года. Есть один человек, подтверждающий эту информацию, – это геройский батыр казахского народа Бауыржан Момышұлы, который вряд ли будет лгать. После окончания войны в 1948 году он, выполняя военные задания, вероятно, оказался в этих краях Магадана. Там он услышал разговор о том, что «здесь в лагере для наказаний находится казахский поэт», и отправился туда, чтобы сначала убедиться в правдивости услышанного, а во-вторых, чтобы выяснить, кто это. Там он увидел поэта Магжана, удивился, и, пожалев его жалкое состояние, почувствовал обиду и решил, что по возвращении на родину займется его освобождением. Однако тогдашнее руководство, почувствовав это, срочно отправило Баукена в другое место по военному приказу, и они больше не смогли встретиться. По словам Абеке, Магжан находился в лагере до 1951 года. «Однажды, – говорит Абеке, – Магжан совсем не мог ходить и передвигался ползком». Когда он подошел и спросил, как он себя чувствует: «Ноги распухли, я не могу ходить, нет другого выхода, кроме как ползать», он продолжал выполнять свою черную работу, ползая. Как бы он ни болел, зима там невыносима для человека, 50-60 градусов мороза, к тому же им приходилось доставать песок со дна ледяной воды и просеивать его в поисках золота. А еды им давали всего 400 граммов хлеба в день. Как тут не заболеть? Так, вскоре Абеке, выйдя утром на улицу, услышал от местных жителей печальное известие: «Магжан умер». Когда он прибежал, самое печальное было то, что никто не сказал: «Это такой выдающийся деятель казахского народа», его просто взяли лопатой и отбросили в сторону. Вообще, в лагере, кто бы ни умер, никто не имел желания или возможности проводить обряд над их телами, поэтому умершие оставались там, где упали. Позже их собирали и хоронили всех вместе в одном месте. Как я могу не плакать, услышав это?! – говорит он в интервью alashainasy.kz. (http://alashainasy.kz/tan/33095/) Слова нашего дедушки Бауыржана, который видел Магжана своими глазами, слова Замзагуль Сейитовны, подтвердившей, что дедушка Бауыржан видел Магжана, и даже Абдуллы Абдрахманова, который был вместе с Магжаном в колонии для принудительных работ, были отвергнуты Шериазданом ЕЛЕУКЕНОВЫМ как «все это – выдумки». Шериаздан ЕЛЕУКЕНОВ, литературовед, получивший Государственную премию за монографическое исследование «Магжан». По его мнению, вышеуказанные данные, «живые» свидетели, озвученные факты – все это выдумки.
ШЕРИЯЗДАН ЕЛЕУКЕНОВ: ВСЕ ЭТО – ВЫДУМКИ
– В своей монографии, вышедшей в 1995 году, я привел справку из 8-го отдела о том, в каком году и в какой день был расстрелян Магжан. А все разговоры о том, что «Магжан был жив в последующие годы», – ложь. Ни у кого нет никаких данных, это выдумки, основанные на слухах, «тот сказал», «этот сказал». У нас есть точный документ о его расстреле. Я не знаю, когда Бауыржан видел его. Магжан был расстрелян в 1938 году. (http://abai.kz/node/5542) Здесь нельзя не упомянуть историка-ученого Таласа Омарбекова. По его мнению, ничего невозможно доказать.
ТАЛАС ОМАРБЕКОВ, историк-ученый: ВСЕ РАВНО НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНО ДОКАЗАТЬ
– Правда, что Бауыржан Момышұлы оставил воспоминания о том, что видел Магжана. Однако во всех документах говорится: «Магжан Жумабаев был расстрелян в 1938 году», и это принято. Зачем теперь поднимать разговоры о том, что «это не так, Магжан не был расстрелян»?! Все равно ничего невозможно доказать. В целом, нет нераскрытой правды, невысказанных историй о репрессиях. Все было написано, сказано. Магжан был реабилитирован, его книги издаются. Что еще нужно?! (http://abai.kz/node/5542)
Итак, давайте сравним вышеизложенные мнения. Чтобы вам было понятно, я представлю таблицу. Пожалуйста, внимательно посмотрите.
«Магжан Жумабаев не был расстрелян в 1938 году» «Магжан Жумабаев был расстрелян в 1938 году» «Не был расстрелян» или «был расстрелян» 1. Бауыржан Момышұлы: «Я видел Магжана…» 1. Шериаздан Елеукенов: «Все это – выдумки» 1. Талас Омарбеков: «Все равно ничего невозможно доказать» 2. Абдулла Абдрахманов: «До 1951 года я был вместе с Магжаном в лагере Берелех на Колыме» 3. Райхан Жұмабаева: «Похоже, он находился в этом лагере с 1938 года, когда его объявили «расстрелянным», до 1951 года» 4. Шайзада Бекишева: «Когда будут найдены полные доказательства, будет точно сказано, что великий поэт скончался в тюрьме Колымы, а не от рук бандитов НКВД.» 5. Замзагуль Сейитовна: «Правда, что наш дедушка Бауыржан видел Магжана» Общий итог. 5 1 1 Итак, что вы думаете? Когда и как, по вашему мнению, умер Магжан? Вы не сможете ответить сразу…
ВЫВОД. Магжан Жумабаев скончался в 1938 году. Мы так изучаем литературу, и казахскую литературу в частности. Потому что так нас учили наши учителя. Вероятно, и их так учили. А мы? Мы не только сами учим «ложь», но и будем преподавать «ложь» в литературе будущим поколениям. Моя профессия – учитель. Малыши, которые только переступили порог школы, учатся у нас буквам и знакомятся с родным языком. С момента начала изучения родного языка они знакомятся с представителями последующей литературы, такими как Магжан. Так будем ли мы лгать и им? Есть поговорка: «У лжи короткие ноги». Я затронул и исследовал жизнь только одного казахского интеллигента. Сколько неразберихи, сколько лжи в жизни только одного алашского интеллигента. А что делать с другими