МУХТАР МАГАУИН – ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ
или
Гневный пафос Рахымжана Отарбаева, впавшего в пять ошибок
Казалось, что от тяжелой дубины, которой автор размахивал направо и налево в интервью, зашатался сам шанырак казахской литературы.
Он был уважаемым старшим братом, и я задумался, почему он осмелился критиковать Абая, учителя казахов, гения человечества. Абай был очень хорошо принят мировым читателем. Тому много доказательств.
А «Путь Абая» – это уникальное произведение, которое как нельзя более точно и чудесно изображает мысли и мечты, быт, метафизически-философское мировоззрение и сознание кочевого казаха, последнего периода кочевой жизни, который уходил с исторической сцены, не слезая с коня, ценивший силу скачущей лошади, отчаянно переживавший время борьбы с западной техникой, занятый межродовыми распрями, постоянно кочевавший, отчаянно стремящийся к своим целям.
Когда мы говорим Мухтар Магауин, перед нашими глазами предстает величественная Казахская Орда.
Великие ханы Алаша, основавшие великую Казахскую Орду, кочуя по бескрайней степи, страдали ради народа.
От врагов не было покоя. Они боролись за мирную жизнь. Сражались. Мысли их разделились на десять, сознание – на сто. Как говорил светлой памяти Абай, ума было шесть, мыслей – семь.
Если бы наступили мирные времена, народ безмятежно занимался бы хозяйством, строил бы города и дома. Они бы вкусили плоды труда, насладились бы результатами своих усилий.
Гиганты не слезали с коней, их ноги оставались в стременах. Они искали добра. Стремились к свету.
Войско под предводительством ханов, армия под командованием полководцев, увлекая за собой массы, превращая каждый изолированный аул в крепость, открывали фронт против врагов, нападавших со всех сторон, словно тучи, нависшие как грозовые облака, давали достойный отпор врагу, изгоняли захватчиков и завоевателей с родной земли.
Таким образом, гиганты превратили нашу землю в Родину в ханскую эпоху. Мы придали нашей Родине современный государственный облик с четко очерченными границами и достигли священной независимости.
Мухтар Магауин создал сложный образ ханской эпохи.
Он сказал несправедливость даже об Аскаре. Аскар раскрыл природу прозы. Он потянул прозу от социальных тем к абстрактной поэтической прозе. Из двери – в покои…
Рахымжан ага сказал очень обидные слова. Даже врагу вряд ли удалось бы так унизить Абая. Абай – всегда современная личность, спорьте, не соглашайтесь, указывайте на его недостатки, Абай все равно велик. Но осмеливаться критиковать его…
Мы всегда ждем от старшего поколения поэтов и писателей, которые боятся своего имени, мудрых, спокойных, интеллигентных бесед. В этом и заключается одна из граней искусства и литературы – разумность, справедливость и незаметная сегодня скромность, или же интеллигентная простота.
С уважением Дидар АМАНТАЙ:
1) «Позвольте рассказать вам кое-что интересное: роман «Путь Абая», как бы его ни рекламировали и ни навязывали сто раз, все равно не будут читать. Кому нужно, чтобы сын богача и знати собирался в разных местах и проводил собрания и праздники»?
2) «На некоторых собраниях я говорю: «Богатый и красивый язык казахов умрет вместе со мной». Слово – живое явление. Под академическим уровнем нашего родного языка можно найти множество глубоких мыслей и тонких сюжетов. Однако писателю трудно сказать одно слово, которое мир сочтет нужным. Казахские писатели, которых я считаю таковыми: Абиш Кекильбаев, Оралхан Бокей, Такен Алимкулов – сами не достигли такого уровня. Они всего лишь неудачные суррогаты русской и европейской литературы».
3) «Я не знаю, на каких данных вы основываетесь, но я не отношу Магауина к классикам. Он плохой писатель, плохой человек. В нем полно злобы, нескончаемой обиды, неутихающей ярости. Я заметил это и в его произведениях. Нет никакого мастерства. Подумайте сами, можно ли написать художественное произведение обрывочными предложениями без начала и конца?»
4) «Тем не менее, я признаю его упорный труд и ученость. Однако хочу отметить, что он украл поэзию жырау у ученого Хангали Суйиншалиева и опубликовал ее под своим именем. Я могу доказать это где угодно».
5) «Отежан – хороший поэт. Его ранние стихи произвели приятное впечатление на литературную среду. Но в конце жизни он страдал от головной боли, как Эйнштейн. Какой бы упрямой ни была моя натура, я не смог принять его поздние стихи. Аскар Сулейменов – не писатель. У него нет ни одного достойного художественного произведения, кроме «Белой старухи» и «Черного старика». Он всего лишь человек, защищавший свою свободу. Однако он был этнографом мирового уровня, ученым. Не было ничего, чего бы он не знал. Тем не менее, ни один из них не оставил классического произведения, как они сами говорили. Было немало писателей, которые рассматривали литературу только как хобби».