Стремление к славе, почету, наградам присуще только нам? Как обстоят дела в других странах? Во многих странах мира, вероятно, есть награды, почетные звания… Но разве так же борются за них, как у нас?
Неужели мы будем враждовать друг с другом, подкапывать друг под друга, ненавидеть друг друга до самой смерти?!.
Когда Ильяс Есенберлин был номинирован на премию, весь казахский народ массово написал жалобу в Москву и добился того, чтобы он не получил свою награду. Вместо него повезло грузинскому писателю Нодару Думбадзе. Премия досталась другому.
«Премию» Советский Союз выгодно использовал для разобщения и без того не сплоченных казахских граждан. СССР распался. «Премия» не распалась. Наследие СССР сохранилось нетронутым. Эта премия не обошла стороной и Независимый Казахстан. Как только заходит речь о премии, возникают споры. Вокруг Государственной премии ситуация особая: если не получить эту премию, возникает такая борьба, будто человек вот-вот умрет; с момента составления списка начинается суета; кто-то ищет отца, кто-то ищет деда, если найдется «дядя» наверху, то никого не волнует ценность его произведения.., тем, кто ищет покровителей, везет; те, кто не смог получить, полагаясь только на себя, навсегда делают обиду своим спутником, очередную премию получает «счастливчик», но у тех, кто не попал в список, в душе остается ГНЕВ; этот гнев при удобном случае, при возможности ударит под ноги, когда «лауреат» споткнется, даже когда умрет, радуются. Вот такая польза от премии для казахов.
Неужели единственная цель казахской интеллигенции – получить премию? Неужели, гоняясь за этой «премией», мы забыли о служении нации?!.
Говорят, что только в Швейцарии нет никаких премий, почетных званий, наград. Стала ли Швейцария резервом страны от этого? Только Великобритания, в отличие от других стран, не дарит значительные денежные суммы победителям Олимпиады, как раньше. В этих странах, если достигаешь успеха в любой области, это рассматривается лишь как гражданский долг.
Итак, предположим, «премия» получена. Какую пользу принесли искусству и культуре, литературе и духовности казахов эта премия? Или принесут? Если бы это была мировая награда, как Нобелевская премия, с соответствующим авторитетом и уровнем, тогда другое дело. Это всего лишь Государственная премия. Если ради нее усиливается раздор среди самых мыслящих, самых мудрых граждан Казахстана, то насколько она необходима?
Возвращаясь к Абаю: «Казах не заботится о мире, науке, образовании, справедливости, а заботится о богатстве, но не знает, как его добыть, знает только, как обмануть богатых или расхвалить их, а если не дадут, то и враждовать с ними. Если есть богатство, то не считают зазорным враждовать даже с отцом. В общем, если найдешь богатство путем воровства, обмана, попрошайничества или подобных деяний, то не следует наказывать. Чем они лучше разума маленького ребенка? Но маленький ребенок боится раскаленной печи, а эти не боятся даже ада. Маленький ребенок, если стыдится, готов провалиться сквозь землю, а эти ничего не стыдятся. Это ли их преимущество? Если мы не раздадим и не растратим то, что имеем, то и мы, если не станем такими же, будем отворачиваться. Неужели мы ищем этого?», – сказал мудрец.
А что, если учредить премии «Самый сильный сумасшедший Казахстана», «Самый глупый человек Алаша», «Манкурт Вечной страны»? Стали бы мы так же бороться за них, как сейчас? Стали бы мы видеть друг в друге врагов и безжалостно сражаться? Спорить? Состязаться?!.
У Акселеу ага Сейдимбека была притчеподобная история. Давным-давно, когда на должность волостного претендовали два родственника, два человека из одного рода, и была брошена жребий, один из них не проголосовал за представителя другого племени, а поддержал своего сородича. На это окружающие его подхалимы сказали: «Ойбай-ау, господин N! У вас ведь были разногласия с этим родственником, почему вы передумали?» На что тот батыр ответил: «Я действительно враждовал с ним, но разве наша честь враждует?!».
Думаю, лучше было время хана Абылая, когда не было никаких премий…
Ведь прошли и Бухар жырау, Шалкииз, Актанберды, Махамбет, не получив никаких премий!..
Не будем ходить далеко, посмотрим на наших недавних героев Алаша. Кто из них стремился к премии?!.
Цель казаха – служить казаху! Сможем ли мы служить «без премии»? Как сказал Абай, когда же мы будем заботиться «о мире, науке, образовании, справедливости»? Остановимся здесь. За то, что мы написали такие слова о «премии», нас могут внезапно объявить врагами и посадить на осла задом наперед, причислив к изгоям…
Мы не имеем отношения к зависти, подстрекательству, клевете. Наше дело – задать один вопрос, который застрял в горле.
Получим ли мы «премию».., сможем ли уважать друг друга?!.
Нурторе Жусуп,
Газета «Айкын»