«Высота учителя, если задуматься, становится все выше, если вглядеться – все глубже, протяни руку – он стоит перед тобой, обернись – он позади», как говорил Сократ, неуклонное движение нашей суверенной страны к вхождению в число тридцати передовых государств вносит коренные изменения во все сферы нашего общества, устанавливая новые требования и обновленные программы. Среди них, в соответствии с целью предоставления образования мирового уровня будущим поколениям, новый взгляд на содержание образования является одной из главных задач. В настоящее время создание новой системы образования, обновление содержания и методов обучения направлены на воспитание граждан, конкурентоспособных, работающих в творческом направлении, отличающихся мыслительными способностями.
Качественное образование является основным показателем, определяющим будущее страны. Дети, сидящие сегодня за школьной партой, завтра станут гражданами, решающими судьбу страны. Обеспечение их качественного образования сегодня – главная задача учителя.
«Человек превосходит другого человека разумом, знаниями, честью, характером», как говорил наш предок Абай, люди с передовым мышлением и знаниями вносят вклад в развитие и изменение времени и общества. Несомненно, такие общественно-социальные и культурные изменения и развитие влияют на учебный процесс в школе. Любое обучение в определенной степени развивает человека. Каким бы новым и ценным ни был изучаемый предмет, без мастерства учителя он вряд ли будет реализован. Если учитель не сможет вызвать активность ученика, полученные знания не дадут ожидаемого результата. Формирование ученика как личности осуществляется через активность. Одна из главных целей новых технологий – развитие у ребенка свободы мысли, любознательности в процессе обучения, приучение его к самостоятельному принятию решений.
«Теоретические основы Кембриджских подходов в образовании», которыми мы сегодня руководствуемся, основаны на этом принципе. То есть, ребенок – исследователь, обучающий других, а учитель – направляющий, инструктирующий. Отличие этого подхода от других технологий заключается в его реализации через семь модулей. Известный исследователь Л.С. Выготский говорил: «Традиционное обучение – лишь приспособление к развитию ребенка, стихийно влияющее на развитие, то есть «идущее позади развития», а новое обучение – «несет развитие с собой»». Поэтому, не ограничиваясь только традиционным обучением, учитель должен постоянно искать и рассматривать эффективные стороны для себя и своих учеников.
«Урок – зеркало педагогической культуры учителя», – говорит А. Сухомлинский. Я действительно много размышляла, какой из семи модулей будет наиболее эффективным для моего предмета, раскроет его, пробудит интерес ребенка, усовершенствует его знания. Проанализировав, я определила, что в каждом уроке можно использовать один или несколько модулей одновременно. От этого я получила больше пользы, чем потерь.
Каждый учитель – лидер своего урока. Как он начнет и поведет свой караван, это его право. А правильное направление каравана зависит от мастерства учителя.
Метод преподавания состоит из трех уровней. Метод обучения и преподавания следующий:
Первый – пробуждение интереса ребенка, процесс обучения при объяснении нового урока. Он заключается в сочетании ранее известных знаний с новыми знаниями.
В обучении и преподавании ученики, в отличие от прежнего, не только слушают и переписывают, но и проявляют активность. В это время ученик уделяет внимание мышлению, чтению, говорению, обсуждению, письму, общению, дискуссии.
При обучении новыми методами в образовании и обучении знания не даются в готовом виде, они усваиваются только через активные действия. Ученики тесно взаимодействуют друг с другом, действуют совместно, строят диалог. Выражение учениками своих мыслей по теме, обмен мнениями на уроке осуществляется в форме диалога. При использовании группового метода ученики советуются друг с другом, один из них выступает с итоговой мыслью, а при использовании метода прогнозирования дети в процессе диалога передают,