Борьба за уважение к родному языку началась в городе Акмоле и его окрестностях в конце восьмидесятых годов. Сегодня, если бы я рассказал небольшое воспоминание о тех временах, это стало бы наставлением для нынешней молодежи.
Небольшая группа казахских граждан в городе создала общество «Язык и культура». Это было в мае 1990 года. Нашей целью было открытие казахских детских садов и школ, достижение возможности получения образования на родном языке в высших учебных заведениях. Через такие мероприятия – возрождение казахского языка в регионе.
Собрать детей в детский сад и школу непросто. Каждый день мы обходим дома. После работы я направился в микрорайон Молодежный. Вошел в первый подъезд пятиэтажного дома и нажал звонок двери справа. Изнутри вышла женщина.
– Простите, Мурат здесь живет? – спросил я. Это была моя уловка, я искал казахов.
– Какой еще Мурат? – она захлопнула дверь. Я позвонил в обычный звонок. Дверь открыл казах, которому было за шестьдесят.
– Здравствуйте, – начал я говорить о своем деле. – Вы, наверное, слышали об обществе «Язык и культура». Я его председатель. В предстоящем учебном году мы намерены открыть казахские классы в школах города, национальные группы в детских садах. Нужно собрать детей для них. У вас, наверное, есть внуки, достигшие школьного возраста или готовые пойти в детский сад?
– Есть, – сказал он. – И у сына, и у дочери есть. Скажу им. Сам я настроен положительно.
– Тогда обязательно свяжитесь со мной, – я дал ему домашний и рабочий телефоны. – Кроме вас, казахи в этом подъезде живут?
– Поднимитесь наверх, там есть двое или трое.
Из соседней двери вышел мужчина лет сорока. Не успел я рассказать о своем деле, как он начал раздражаться.
– Какие еще казахские классы, какие детские сады? – сказал он с акцентом, коверкая слова. – Вы разделяете на русских и казахов. Вы хотите, чтобы и нас делили. Я не поддерживаю такой национализм.
Дверь, захлопнувшаяся с треском, зазвенела ключом. Я почувствовал, как мой лоб ударился о стену, задохнулся и повернулся к соседней двери. Тот родственник примерно того же возраста выслушал меня неохотно и почесал затылок.
– Эх, сам этот казахский язык… как бы это сказать, кроме как дома, на работе он, кажется, не нужен. Посмотрим, – сказал он неуверенно. Следующую дверь открыла молодая пара. Они пригласили меня внутрь, и мы немного поговорили.
– Мы видели вас по телевизору, – сказал парень, представившийся Сарсеном. – Вы разогнали казахские организации. Вы сообщили об этом народу. Мы были очень рады.
– Если в этом году мы откроем казахские классы в нескольких школах города и группы в детских садах, то в последующие годы мы добьемся открытия самостоятельных школ и целых детских садов, – сказал я.
Молодая пара радостно согласилась. У них был трехлетний сын.
– Он сейчас с родителями в деревне. Привезем к осени. Отдадим в казахскую группу, – сказали они. – Вы больше не беспокойтесь, обходя подъезды этого дома. Мы сами закончим ваше дело.
Я был вне себя от радости.
– Спасибо! – сказал я, довольный. – Вы сделайте так. Уговорите своих коллег по работе и других знакомых. Пусть они убеждают своих знакомых. А этот дом я обойду сам. Нынешние казахи разные, вы молоды, вы не сможете их убедить.
Каждый день так. После работы, когда казалось, что все уже устроились, мы бродили по улицам, стучались от двери к двери, слышали то теплые, то холодные слова. Кого только не встречали. И ярых коммунистов, и двуличных, и всех-всех… В конце концов, было немало и тех, кто нас поддерживал. Многие из них со временем сами стали агитаторами, как мы.
Мы провели такую огромную работу и по всей области. В центре региона в 33 школах были открыты казахские классы, а в районах их число достигло 182.
Те годы, полные трудностей и борьбы, были очень содержательными. Духовная нужда казахов, потерянная на десятки, сотни лет, подстегивала нас день и ночь. Работа, проделанная на пути возрождения родного языка, поставила перед нами новые задачи. Мы реализовали и те трудные задачи, которые тогда казались невыполнимыми. Мы переобучили казахских учителей из русских школ и направили их в открытые нами школы. Преподаватели казахского языка в институтах, из последних сил переводили русскоязычные учебники на наш родной язык. С этим напором, воодушевленные силой нашего родного языка, осенью 1991 года мы открыли Казахский музыкально-драматический театр.
Сегодня, в этот знаменательный день, оглядываясь на прошлое, я хочу сказать, что развитие казахского языка напрямую связано с превращением его в язык науки, образования и современных информационных технологий. Без этого родной язык не сможет стать языком цивилизованного мира. Это главная задача нынешнего казахского общества.
А в то, что нынешнее поколение будет так же уважать родной язык, как и мы, я полностью уверен.
Алдан СМАЙЫЛ,
писатель, лауреат Государственной премии