Режиссер Светлана Берндл сняла фильм об австро-венгерских военнопленных, строивших дорогу через алтайские перевалы в 1914-1920 годах. Документальное кино было показано широкой публике в областной библиотеке имени А. Пушкина в Усть-Каменогорске, сообщает газета «Дидар».
Съемочная группа, привезшая с собой оборудование из далекой Европы, подготовила первые картины этого фильма еще в 2014 году. По словам режиссера Светланы Берндл, данных о военнопленных очень мало, практически нет. От тех, кто копал горы и рубил камни, сегодня остались лишь дороги в Катон-Карагайском районе и на мраморном перевале Маркаколя.
— Сведений о военнопленных очень мало. Перед тем как взяться за фильм, я перерыла центральные архивы в российских городах Омске, Барнауле и нашла кое-что. А в Вене, столице Австрии, в военном архиве документы о военнопленных, находившихся на Алтае, вообще не зарегистрированы, — говорит режиссер.
Перейдем к содержанию фильма. Старейшины села Уранхай Маркаколя, сидя на своих скамейках во дворе, рассказывают истории, услышанные от своих отцов. В следующем кадре аксакалы села Чингистай Катон-Карагая вспоминают начало прошлого века. Рассказы героев на казахском и русском языках переведены на немецкий язык с помощью субтитров. В 38-минутном произведении рассказывается о том, как военнопленные оказались в этом крае, как они жили, и о трудностях при строительстве дороги.
Есть сведения, что в строительстве, которое велось в 1914-1916 годах, помимо австрийских военнопленных, участвовали венгры, чехи, поляки и словаки, и даже турецкие солдаты. Говорят, что этих военнопленных когда-то выпросил у царского правительства волостной Абдикерим, используя свой авторитет. Дорога, имевшая стратегическое значение у китайской границы, была необходима не только для хозяйства, но и для военной скорости. Благодаря этому строительству дорога между Катон-Карагаем и Маркаколем сократилась с 500 километров до 90 километров.
Из фильма мы узнаем, что военнопленные весной прибывали на пароходе из российского города Омска в Семипалатинск, поднимались по Иртышу, через Усть-Каменогорск добирались до озера Зайсан. Им сначала построили бараки, и велели самим добывать себе пропитание, посадив картофель и посевы. По рассказам историков, за каждым движением солдат, находившихся в плену, не было никакого надзора. Они общались с местными жителями, получали от казахов теплую одежду и продукты питания.
— Бедные солдаты, угнанные далеко, голодные и раздетые, смогли выжить в алтайских морозах и от голода благодаря заботе местных жителей, — говорят историки, высказывающие свое мнение в ходе фильма.
В фильме рассказывается об их трудолюбии и квалификации. Среди солдат был инженер, строивший дороги в Альпах. Есть мнение, что прочность дороги до наших дней и удачный выбор удобных ущелий и хребтов на горных рельефах – это заслуга этой инженерной точности. Им сначала дали приказ: «За зимний период вы должны подготовить 1000 кубометров сосны для мостов». В надежде на обещание «если быстро закончите, вернетесь домой», они выполнили этот план до Нового года. К весне два отряда военнопленных начали строительство дороги друг к другу навстречу – один со стороны Маркаколя, другой со стороны Катон-Карагая. Без какой-либо техники, силой кирок и лопат, копая горы и рубя камни, самоотверженные люди проложили дорогу, которая служит народу до сих пор. В 1916 году по перевалу, построенному австрийцами, свободно начали передвигаться экипажи, запряженные лошадьми.
Дальнейшая судьба военнопленных неизвестна. Одни говорят, что в 1920-х годах они вернулись домой, другие утверждают, что их кости остались в недрах Алтая.
Дарын Нурсапаров