«Түйемойнак, Акшыганак, Карт Торғайдың қанаты»
(Эссе о малой родине талантливого поэта Кеншилика Мырзабекова)
Мы с Кеншилик росли вместе с детства в Түйемойнаке. Природа Түйемойнака – это особенное место. Река Торғай, рассекая пополам пески Тосын, течет отсюда в сторону Ырғыза. Пески полны можжевельника, таволги, лоха. Здесь же растет сагыз и дикий лук. Песчаная отмель по эту сторону реки имеет длину семь-восемь, а ширину три-четыре километра. Наверное, не осталось ни одного уголка в этих песчаных отмелях, где бы мы с Кеншилик не побывали. Самое интересное детство прошло в ауле Түйемойнак посреди этих песков. Дом Кеншилика находился на той стороне реки, где зимовали в Көртоғай. В начальную школу Кеншилик приходил с той стороны реки. Однажды, стоя на берегу реки, я увидел, как Кеншилик с двумя-тремя людьми переправлялся на эту сторону на шаткой лодке. Я помню, как смеялся, слыша его испуганные крики каждый раз, когда лодку подбрасывало волной.
Как бы то ни было, кому-то поэтический дар приходит с возрастом, а кому-то он дан от рождения, течет в крови. Кеншилик с детства был впечатлительным, чутким. Кеншилик навсегда сохранил в своем сердце впечатления детских лет. Поэт посвятил много прекрасных стихов своему детству, нам, своим сверстникам, своей родине Торғай:
«Вечером из Көртоғай группа детей,
В поисках ягод, дни, ай, топтали холмы.
За бугры уводила их,
Извилистая дорога, петляя по перевалу…»
Мы – поколение, родившееся после войны. Мы видели трудности послевоенной жизни. Не достигнув совершеннолетия, мы вместе со взрослыми включились в работу. Кеншилик через свои стихи, баллады прекрасно воплотил дух послевоенной эпохи, образы своих современников, облик страны, оставив после себя великое наследие.
Например, остановимся на его знаменитом стихотворении «Қырман басында» (У гумна), описывающем сельскую жизнь после войны:
«Помню, как в сорок девятом году я ходил на гумно,
Помню, как, ведя теленка, пыхтел.
Без серпа, без косы в руках,
К вечеру, когда солнце клонилось к закату,
Помню, как шел от одного стога к другому.
К вечеру, прохладно в степи,
Черный бархат скошенного поля,
Рядом со мной Хайдолла,
Хайдолла, черный нарты…
Зерно размером с бурдюк в пожелтевшей соломе трещало,
Хоть и согнулся в поясе Хайрекең,
Управлял возом, фыркая.
С рубашки, выгоревшей на солнце,
Капли топились, как масло, по таволге.
Серп закончил работу,
Осень приближается
Видя зерно размером с ноготь,
Хайдолла насытился…» (отрывок из стихотворения «Қырман басында»)
Этот период, который Кеншилик описывает в своем детстве, мне хорошо знаком. То, что Кеншилик называет «полем», в то время в ауле представляло собой небольшое поле проса. Осенью колхоз собирал урожай. Хайдолла, упомянутый в этом стихотворении, был известным в народе чабаном. Одна из особенностей этого стихотворения в том, что, читая его, вы невольно начинаете напевать, поддаваясь ритму народных традиционных песен. Другая особенность этого стихотворения – в его живописности, способной воссоздать перед вашими глазами жизнь поэта после войны. Выше я говорил о судьбе поколений, родившихся после войны. Мы рано узнали цену жизни, рано повзрослели. Именно потому, что мы рано повзрослели, Кеншилик написал стихотворение «Жолда» (В пути), когда у него только начинали расти усы. В этом стихотворении описывается «унижение», которое испытал юный мальчик, перевозя масло на арбе из фермы в центр колхоза, не сумев справиться с волом.
«О, закат крутых холмов, говорю я,
Желтый кидик вол устал, говорю я,
Не знаю, колючки, слившиеся с таволгой,
Наверняка, колют затылок, говорю я,
В один из трудных моментов лета,
Когда арба стонала.
Рой мошек слетелся,
На влажный круп вола.
Июльские мошки, облепив,
Хлопая хвостом, пугают животное.
Запрокинувшись, звенящее небо,
Скрыло полуденные лучи, саруар…» (отрывок из стихотворения).
Образ вола, измученного мошками в жаркий солнечный день на песчаной дороге, прекрасно изображен в этом стихотворении. Динамика дорожного происшествия, изображенная через игру слов, невольно увлекает читателя.
Наверное, нет такого художника, как Кеншилик, который бы так искусно изображал психологию детей, переживших тяготы жизни после войны, образы молодых женщин, подвергавшихся давлению криков, грубых бригадиров. Балладу КЕН-поэта о том времени «Көшу» (Переселение) невозможно читать, не вздохнув, не пролив слез!
«…Скрип кожаного седла на такт,
Вскоре приблизился к нашей арбе.
Невестка не рвала лицо, опоздав,
Молчаливо признала свою вину.
— Эй, ребенок, нечего бояться,
Разве ты хуже других парней, других женщин,
Иди, ставь юрту, отведи в стойло,
Такие, как ты, парни, и камень ломают.
Мы с невесткой пойдем в зимовье вон туда,
Соберем семена и вернемся к вечеру!…
Вокруг меня лежит пустынная степь,
Невестка наконец посмотрела на меня с мольбой.
Человек, ведя за повод черного вола,
Направляется в заброшенное зимовье…». Образ этих двоих, покинувших ребенка и направляющихся в заброшенное зимовье, несомненно, тронет сердце не только ребенка, но и читателя, наблюдающего со стороны.
В 1959 году на той стороне Тосын был открыт совхоз, ставший одним из десяти хозяйств района. Центром стал Акшыганак. Средняя школа из Түйемойнака переехала в Акшыганак. С тех пор Кеншилик, Серик и я учились в центре совхоза.
То, что Кеншилик написал о том времени:
«Түйемойнак, Акшыганак, —
Крылья старого Торғай…». В этих строках есть и тоска поэта по родине, и его гордость. Акшыганак находится в самой глубине Жангельдинского района, гранича с Ырғызом Актюбинской области. Отсюда, наверное, и происходит то, что Кеншилик так основательно описывает Акшыганак, прямо Тосынские пески:
«От Шалкара через Ырғыз,
Если потянуть от Торғай – с Нурой.
Бурлящие желтые пески Тосын,
Мир, томно лежащий.
Один край – тот Улыкұм,
Один край – этот «Балақұм»,
Один край – грозный Улытау,
Один край – просторный Аралым.
Окаймляя пески, старый Торғай,
Течет, не высыхая в горле…»
При чтении «Баллады об Аубакире», «Ақ көйлек» (Белая рубашка), вошедших в первый сборник КЕН-поэта, вспоминается этот Акшыганак. Аубакир «сері» действительно совершал поступки, как описывал КЕН-поэт, и они были на слуху у народа. Я тоже помню, как Акшыганак, став центром совхоза, строил для тружеников шатровые дома, а он, живя в юрте на Ырғызской стороне, выделялся своим мастерством. Баллада КЕН-поэта «Об Аубакире» начиналась так:
«Аубакир – единственный, единственный потомок от отца,
Аубакир – добрый, добродушный парень, жизнерадостный.
В хлеву много овец, во дворе часто бывает праздник,
Десять пальцев – искусство, грязь рук – богатство.
Если Аубакир, сал, споет песню,
Пусть идет на собрание, пусть входит на той, восхищаясь,
Когда народ, отмыв, приезжал на неделю,
Жена встречала гостей, отдавая им лучшее,
Не довольствуясь его движениями,
Взяв в руки камчу, не переставал бить…
Изготавливая конскую сбрую, плетя ремни, тесьму,
Ходил перед женщинами, выпятив грудь.
Аубакир, давший верблюдицу в байгазы,
Вырывался вперед в состязаниях и давал ставки…» так поэт мастерски раскрывает образ главного героя баллады Аубакира с разных сторон. Эта баллада заканчивается очень печальной драмой:
«Зайдя в каждый дом, с его печалью и тоской,
Он взял жену, когда его жена умерла…». Когда эта баллада заканчивается, несомненно, читатель испытывает острое чувство от того, что Аубакир, изначально единственный сын, уважаемый народом за свои многогранные таланты и жизнерадостный, уходит из жизни, не оставив потомства. Главная причина этого, вероятно, в том, что казахская судьба так правдиво и художественно изображена. Баллады поэта Кеншилика Мырзабекова заняли достойное место в истории казахской литературы благодаря своим уникальным особенностям. Когда-то хвалебные и хваленые баллады, стихи, поэмы КЕН-поэта были в некотором роде вершиной. Среди них мои любимые баллады – «Төлеутайдың төрт қызы» (Четыре дочери Толеутая) и «Ақ көйлегі» (Белая рубашка).
Баллада КЕН-поэта «Төлеутайдың төрт қызы» «родственна», «судьбоносна» с балладой «Об Аубакире», произведение, которое «не обжигает, а сжигает» душу. О казахской судьбе семьи, у которой не было сыновей, а было много дочерей. Баллада:
«Война закончилась, солдаты возвращались,
Народ погрузился в праздник, в радость.
Наши соседи – четыре дочери Толеутая,
Выросли, каждая из них – красавица…» начинается так. Хотя эта баллада невелика, она так искусно изображает реальную, как есть, жизнь после войны, что ваше сердце сжимается от сочувствия к судьбам Толеутая и его четырех дочерей, вы чувствуете себя так, будто сами находитесь среди той жизни. Хотя три дочери Толеутая вышли замуж за «однорукого, одноногого, хромого», в конце баллады есть такие строки, которые заставят сердце читателя забиться:
«В следующий раз пришла с зятем Улдай,
С сыновьями на руках, как младенцы,
«Оставившую клеймо на кости» дочери,
Поцеловав внука, Токең утолил свою любовь, ай!
Исчезла печаль, уныние,
Она снова встретила обоих зятьев.
Прошептала: «Мои зятья на войну,
Отдали, если отдали, руки и ноги – честь.
А иначе, султан парней!…»
Это внутренний монолог, философия Толеутая, сказанная в конце баллады! Человеческая судьба ценна такой философией. А мастерство поэта, так точно передающего правду той жизни! Стихи, баллады поэта Кеншилика МЫРЗАБЕКОВА – это как цельное художественное полотно казахской жизни после войны, позволяющее точно представить реальную картину той эпохи, ее героев перед вашими глазами.
Глубокая тайна, смысл, прочные корни творчества поэта Кеншилика Мырзабекова лежат в истории его малой родины. Как сам Кеншилик писал: «…Түйемойнак, Акшыганак, крылья старого Торғай», в Тонкаймаде. В Түйемойнаке, в Акшыганаке лежат следы нашего предка, батыра Шакшака Жанибека, одного из лидеров национально-освободительного восстания Оспан хана. Түйемойнак, Акшыганак – это места, где прошло детство, юность поэта Кеншилика