ЗЕМЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ
Когда Даулеткали не разрешил пасти скот на своей земле, пришел Турлан и спросил:
— Зачем ты отгоняешь верблюдов?
— А разве у тебя есть здесь земля, которую ты мне разрешил пасти? — ответил Даулеткали.
— Проклятый ты, белая кость! Где ты видел народ, который принадлежит торе, где ты видел землю? — и начал бить его.
Весть о том, что «оскорбили потомка торе», дошла до хана Алена в Оренбурге. Хан разгневался, решил убить Турлана, приехал с 300 людьми в аул Асау и велел позвать Турлана.
Турлан пришел и сказал:
— Ален, слепой! Зачем ты меня позвал? — Тогда хан вынул меч из ножен и, обращаясь к четырем сардар-биям, сказал:
— Отдайте мне этого торе! —
Все сардары, боясь наказания от Турлана и «прощения» от хана, посмотрели на мудреца Айтуара. Тогда мудрец Айтуар вскочил со своего места и сказал:
— Ай, хан! Разве нет старых слов, оставшихся от предков? Где же слова: «черному казаху — хан, черной земле — народ»? Отдай свое ханство и возьми землю, если не хочешь расстаться с ханством, что тебе делать на черной земле? —
Тогда хан, убоявшись гнева народа, сказал:
— Ваше величество! Я — раб вашего торе! — и сел.
ХАН НАЙДЕТСЯ, НО ТАКОЙ ПОДДАННЫЙ — РЕДКОСТЬ
Во времена бия Төрткары Баймена жил богач по имени Жансугир. У них был спор из-за одного оврага в Темиртау. В то время правителем был Арыстан, к нему они и пошли разбираться.
Жансугир бай дал правителю взятку — девять белых верблюдов, и правитель, получив взятку, присудил землю ему, решив, что земля принадлежит богачу, давшему взятку. Баймен узнал, что Жансугир дал взятку в девять белых верблюдов, пришел к правителю и сказал следующее:
«О, мой господин, вы решаете не по правде, а за деньги. Вы отдаете не простому человеку, а за взятку. Я собрал народ, но не собрал столько скота, как Жансугир, я собрал скот, но не собрал столько верблюдов, как Жансугир, я собрал верблюдов, но не собрал столько белых верблюдов. Ладно, куда бы я ни пошел, я найду такого хана, как вы. Но такого подданного, как я, вам вряд ли найдется, если вам нужен скот для дружбы, вы это увидите, если нужен человек — вы это увидите», — сказал он и, обидевшись, переехал в Казалы.
Шли дни, шли годы, правитель понял ценность бия Баймена, скучал по его советам, и послал за ним человека на коне, привез ему в подарок халат и передал привет. Он с трудом уговорил его вернуться, чтобы отдать ему пески Есеншага