Словно сон, что давно прошел, словно сон, что видел. Ты тосковал по «прошлому», печалился о «настоящем». Твои дни прошли в сожалениях. Язык твой появился, но голоса не было. Голос твой появился, но дни твои не наступили. Мир окутал темный туман. Ты был рабом поневоле. Ты был несчастным, рожденным без таланта. Ты долго страдал, долго желтел…
Бог услышал слезы твои.
– Слезы твои! – Ведь ты не знал ничего, кроме плача.
– От Всевышнего Аллаха, от кого печаль? – спросили бы,
– От человека, – ответил бы ты.
– Ты печалился? – спросили бы,
– Нет, – ответил бы ты.
– Знаю, что нет, было ли у тебя время подготовиться? Ты был казахом. Твоей землей были Едиль-Жайык, Есиль, Нура, Арка, Сыр, Иртыш, Урал, Алатау, Алтай.
– У вас были такие райские земли.
– У вас были широкие озера.
– У вас были воины, державшие знамя и скакавшие на скакунах.
– У вас были бии, решавшие цену воина двумя словами.
– У вас были дни, когда враги были в смятении.
– У вас был вождь, ведущий народ.
– У вас был оратор, начинавший речь.
– У вас были ханы, возносившие на белую кошму.
– У вас были мудрые старцы.
– У вас были пиры и гуляния.
– У вас была организация благополучия и изобилия.
– Бедных не было, вы были богаты,
– Вы были обеспечены скотом.
– Были ли у вас мечты в те дни?
– Кажется, не было. Вот почему ты отделился от казахов!
– Что у тебя было дороже этого?
– На шею тебе надели ошейник, ты не вырывался.
– Тебя схватили за аркан, ты попал в руки.
– Ты был аргамаком, стал клячей.
– Тебя посадили без узды, гоняли. Ты стал беглецом, терпел. Прошли дни былых времен. Ты страдал, как кляча.
– Бог услышал слезы твои! Ты не печалился. У тебя не было времени печалиться. Твое время ушло на споры. Ушло на ваши собственные споры.
– Красота народа – в его воинах.
Наши казахские лидеры, увлекшись бусами и бисером, заблудились, считая волость, которой ни один народ в мире не видел, великим достоинством и счастьем. Споры вошли в кровь. Перешли по наследству от отца к сыну.
– Если вождь заблудится, народ заблудится.
Наши вожди заблудились, и наш народ заблудился. С тех пор мы еще не повернулись лицом к добру. Даже когда Бог услышал слезы, мы не исправились.
Волость осталась, но наши лучшие люди надели на себя одежду комитета. Стать председателем комитета, членом комитета, как раньше быть волостным, бием и «править народом» – это оказалось заблуждением, что нужно показывать свою власть простому народу. Они не думали, что открытие комитета – это путь к усилению свободы, служение народу. Даже если думали, болезнь не давала покоя. Болезнь прошла, но привычка осталась. С момента обретения свободы прошло более четырех месяцев: они не знают, что среди казахов есть дела важнее комитета.
– Когда же мы станем народом?
– Если мы еще не перестанем заблуждаться, к чему приведет дело? Граждане Алаша, давайте подумаем об этом!
Если бы наши лучшие люди, пережив трудные времена казахского народа, оставили бы свои распри ради чести Алаша, ради важных дел, посмотрели бы в сторону врага и искали бы пути, то сегодня наше сердце было бы спокойнее, а глаза – яснее.
– Рождена свобода.
Эта свобода упала с неба. Если мы теперь не сможем воспользоваться плодами бесплатной свободы из-за нашей неорганизованности, не станем ли мы рабами, которым «не досталось ничего, когда с неба посыпался дождь»?
– Завтра откроется земство.
Выборы в учредительное собрание в сентябре 1917 года.
Если аульные комитеты, споря, не смогли выполнить и четверти работы за четыре месяца, как пройдут выборы в учредительное собрание, которые должны быть завершены за один день?
– Вот такой вид войны, окрасившей весь мир в кровь.
…Таково положение нашего времени, которое мы переживаем.
– Это еще не окрепшая, не затвердевшая свобода.
Человек, обдумавший все это, отложит съеденную пищу. Он проснется от крепкого сна. Только наш казах, беззаботный, откормленный на одной воде.
– Если мы не воздадим должное героям, принесшим эту свободу, кем они нас назовут?
– Если мы потеряем эту свободу, что нас ждет? Где разум?
Уважаемые ак