Наш казахский народ, будучи народом, который был инородцем в России, является также народом, низким в научном отношении, но живет, радуясь тому, что питается за счет земли и воды, играет и веселится. В эти дни все народы, кроме нашего, проснулись, ухватились за то, что им полезно, и отпустили то, что им вредно. Наш казах занят своими удовольствиями. Старые знающие люди русских говорят: если так пойдет дальше, то через век, то есть через сто лет, человека по имени «казах», народа по имени «казах» не будет. Никто из них не видел и не знает, что нас не будет через сто лет, но они предполагают это по образу жизни и поведению казахов.
Итак, если наш казах лишится земли и воды, что он будет делать? Поэтому каждый должен знать, что ему нужно, а что нет, но у нашего народа нет средств, чтобы узнать это. Нам прежде всего нужно взяться за эти средства. Эти средства — наука и образование. Есть один путь, чтобы сделать науку, которая помогает нам держаться за полезное и избегать вредного, нашим средством в грядущую эпоху: мы должны дать возможность нашим детям, насколько это в наших силах, учиться. Когда они будут вооружены этим средством — обучением и образованием, они сами будут знать, как действовать, без чьих-либо наставлений.
Однако одного мусульманского образования недостаточно. Если один человек, получив мусульманское образование, станет «духовным» человеком, то второй, получив русское образование, станет «мирским» человеком, и тогда дело будет сделано.
Иначе, трудно всем, кто хочет учиться, стать муллами и учителями, и это становится обременительным для правительства. В «хадисе» Посланника Аллаха об образовании, а также в «Коране» нет слов, запрещающих изучать что-либо, кроме религиозных наук. Слова «наука» и «образование» применимы везде. Возьмем, к примеру, евреев (иудеев), живущих среди русских, как пример для нас. У этого народа нет ни пяди земли, принадлежащей им, но они живут за счет образования. Тем не менее, их положение отличается от положения нашего казахского народа. Пока дети евреев играют, они сидят дома и учат свой язык, письмо, а также русское письмо. Затем они учатся в гимназии и даже в университете. Евреям мало мест для обучения в русских школах за свои деньги. Наши казахи, не говоря уже о том, чтобы платить за обучение из своих средств, даже не учатся по «киргизской стипендии», которая открыта для них. В настоящее время в Омской учительской семинарии, на ветеринарных, медицинских, фельдшерских курсах, а также в реальном училище в Костанае, в гимназиях Троицка и Оренбурга, в Оренбургской казахской учительской школе, количество казахов, обучающихся по стипендиям, открытым для казахов, по сравнению со всем казахским народом, составляет, возможно, менее одного ученика на десять тысяч человек. Этот расчет показывает, что у нас очень мало учеников. Именно из-за этой темноты наш народ лишается возможностей заниматься делом во многих местах. Потеря права голоса на выборах в Государственную Думу, что является одним из самых важных дел, также является добычей этого невежества. Трудно сделать хотя бы шаг вперед без образования. Мы должны считать необходимым для себя получение этого образования и вложить в это последние средства. Еще раз скажем: мы должны следить за тем, чтобы люди, обучающие нас светским наукам, приносили пользу нашему народу, и прежде всего: человек, изучающий русский язык, должен быть осведомлен обо всем, обучаясь в школе на своем родном языке, например, в школе Абитая.
Есть одна нежелательная черта в народе. Говорят: «Если он учит русский язык — он испортится». Портится не из-за русского языка, а те, кто испортился, не учась, испортились больше, чем те, кто испортился, учась.
Галалдин Мамиков.
Айкап, 1915 №1
Национальный портал