ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Год рабочих профессий » Достойный сын Алаша (Жизнь, прошедшая в преследованиях)

Достойный сын Алаша (Жизнь, прошедшая в преследованиях)

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
7 ноября, 2016
in Год рабочих профессий
0

В этом году рассвет одного из дней ознаменовался 150-летием выдающегося сына казахского народа, общественного и государственного деятеля Алихана Бокейхана. Причина в том, что знаменательный юбилей великой исторической личности будет отмечаться на уровне ЮНЕСКО. Об этом говорится в постановлении, принятом на очередной 38-й сессии международной организации. Алихан Бокейхан, чье имя стало легендой в народе, доказал свои слова делом: «Если буду жив, у казахов есть права, и я не откажусь служить казахам». Его непростая судьба разворачивается перед глазами любимого им казахского народа. Перипетии его пути связаны с тоской казахского народа по свободе и стремлением казахского народа к независимости в трудные времена. Возможно, это была его судьба, но эпоха, в которую жил этот образованный и патриотичный гражданин, совпала с трудными, бурными и нестабильными временами в жизни страны. Думать о нуждах простого народа, будучи потомком знати, родившимся в знатном роду, — это, кажется, особая черта, присущая такому благородному человеку, как Алихан. Хотя люди похожи друг на друга, они отличаются своим характером или поведением. Отличительные черты юного Алихана — его честность, нежелание лгать, нежелание присваивать чужое. Счастье любить свой народ и умереть, любя его, не каждому дано.

«Мать Алихана, Бегим ханым, была вышивальщицей, мастерицей узоров, в то время машин не было, все делалось вручную. Она была милосердна, шила одежду для бедных. Вокруг нее были сироты, вдовы, нуждающиеся. Например, Юсуф, слуга Борамбая, и Мырзабек, сын Байгабыла. Она учила сирот мусульманской грамоте, стирала и чинила их одежду… Она шила одежду для всех, а они приносили ей дрова и еду. Ее муж — Мыкан-торе, деловой и предприимчивый казах, охотился с собаками и соколами.

…Когда Алихан возвращался с учебы, на лошадей напали враги, они дрались, и он получил травму головы, но отбил лошадей. В 15 лет, в 1880 году, в сильный мороз, известный как «семь морозов», он пошел на охоту с отцом, но беркут не смог взлететь высоко из-за холода. Они вернулись, принеся двух лис, из мест Караунгир и Апакай».

Это воспоминания младшего брата Алихана, Смахана.

Алихан Нурмухамедович, родившийся с особыми природными данными, имел иные привычки и взгляды на общество. Казалось, что в этом разностороннем таланте течет неиссякаемое море знаний и искусства. Где бы он ни появлялся, пламя борьбы за справедливость и огонь истины достигали его. Его врожденное благородство, огромный талант, безграничные знания, выдающиеся способности, бесстрашная храбрость, упорное упорство, непоколебимое слово, твердая решимость, быстрая реакция и характер вожака восхищали не только казахов, но и представителей других национальностей. Его вклад в дело своего народа огромен. Чем больше читаешь, тем глубже погружаешься в размышления. Похоже, в судьбе Алихана еще много неразгаданных тайн…

Архивов, подтверждающих, что воспоминания об Алихане — это не легенды, а правда, более чем достаточно. Одно изображение, которое служит неопровержимым доказательством, является свидетельством этого. Изображение, запечатлевшее сказанное слово, подтверждает его. Это также является источником мужества, силы и утешения. Его способность улавливать движения жизни и публиковать их в газетах началась рано, еще в 1889 году. Об этом свидетельствуют 8 статей разного объема, опубликованных в газете «Акмолинские областные ведомости» и ее приложении «Дала уалаяты газеті», когда он был студентом Омского технического училища. А должность главного редактора, которая сегодня не так часто упоминается в прессе, раскрывает еще одну грань национального героя. Некоторые номера газет «Иртышъ», «Омичъ», «Голосъ степи», выходивших под руководством движения и партии «Алаш», сохранились до наших дней благодаря чуду. По словам составителя, после того как были найдены и получены электронные копии почти девяноста номеров газеты «Иртышъ» и трех номеров газеты «Омичъ», которыми руководил Бокейхан, были выяснены многие вызывающие сомнения сведения. Несмотря на тяжелую судьбу трех изданий, попавших в «тиски» бурной эпохи, они смогли донести горе народа до широкой общественности.

Одним из проявлений проницательности Бокейхана было его участие в студенческих волнениях еще во время учебы в университете, где он был одним из инициаторов этих волнений и отстаивал свои политические взгляды. Как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что годы учебы в Санкт-Петербурге, где он на равных общался с русской интеллигенцией, участвовал в словесных баталиях и разогревал поле дискуссий, зажгли огонь мечты Бокейхана и закалили его политические взгляды.

Если углубиться в историю, тесно связанную с выдающимся сыном Алаша, то всплывут события, связанные с судьбой народа. Партия «Народная свобода», которая заботилась о нуждах народа и защищала его интересы, достигла своего расцвета в 1905-1907 годах. Конечной программной целью кадетской партии было установление конституционной демократии вместо самодержавия и абсолютизма в России, а также преобразование колониальной империи в федерацию.

После XII съезда партии, в 1917 году, Бокейхан вышел из Центрального комитета и из рядов кадетской партии и приступил к созданию первой казахской национальной партии «Алаш». Алихан, лидер движения и партии «Алаш», был одним из организаторов и руководителей Акмолинского областного и Омского городского комитетов партии «Народная свобода» в октябре 1905 года. Именно за это он подвергся преследованиям со стороны казахских властей (это слова самого лидера Алаша — «беспорядки русского царя»). В 1906 году он был арестован и без суда и следствия заключен в Павлодарскую тюрьму, вскоре переведен в Омскую тюрьму. Из Омской тюрьмы он вышел только 30 апреля благодаря тому, что был избран избирателем от Семипалатинской области. Какой бы трудной и сложной ни была эпоха, национальные интеллигенты во главе с Бокейханом ни на мгновение не забывали о будущем своего народа. Вполне естественно, что сегодня возникают вопросы: «Почему они действовали вместе с русской интеллигенцией в некоторых национальных делах?». Оказавшись в «чужом государстве», они отчаянно искали различные способы выхода из тупика. Их души страдали, сердца плакали, они вздыхали, их головы были полны забот. Они мечтали хотя бы о национальной автономной республике на равных правах в составе Российской федерации. Провозглашение национальной территориальной автономии «Алашорда» лидерами нации на заседании второго общеказахского съезда 13 декабря 1917 года было лишь началом осуществления этой мечты.

Одной из граней активности Алихана было издание трех номеров журнала «Темірқазық» во время ссылки в Самаре, а также донесение до общественности идеи создания культурно-просветительской национальной организации «Алқа» в Москве в 1923 году во время преследований. Проект устава «Алқа» был предложен для обсуждения газетой «Еңбекші қазақ» и, хотя был поддержан А. Байтурсынулы, М. Жумабайулы, С. Садуакасулы, не смог выйти из-под влияния советской власти. Если говорить о документах, признанных важными, то стоит напомнить о факте, который мы мало знаем, касающийся Алихана Нурмухамедовича. Согласно письму директора Центрального музея художественной литературы, литературной критики и публицистики (ЦМЛ), а также близкого соратника Владимира Ленина, ставшего вождем большевиков и трудящихся всего мира, Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича к Бокейхану от 27 февраля 1934 года, нет сомнений, что казахский лидер не оставил это письмо без ответа. В этом письме Бонч-Бруевич просит помочь в организации фонда музея и написать свои воспоминания. Однако неизвестно, какие ценные документы или воспоминания передал Бокейхан музею. Причина в том, что в 1934 году, когда Бонч-Бруевич писал письмо, по адресу Москва, улица Рождественка, дом 5, где располагался Центральный музей художественной литературы, литературной критики и публицистики, сейчас нет никакого музея. Этот адрес музея указан только на бланке письма Бонч-Бруевича.

Бонч-Бруевич в своем письме просит, упоминая о «человеке, близком к газете «Степной край», где собиралось много писателей, вращавшихся в кругу революционеров, и, по моему мнению, где должны были служить и наши социал-демократы того времени». Суть в том, что если Бокейхан передал в фонд литературного музея важные документы, свидетелем которых он был, то они не пропали. Есть лишь предположение, что они могли быть переданы в один из других музеев, посвященных Октябрьской революции.

Жизнеописание Бокейхана, который при жизни не гнался за славой и почестями, «не ездил на скакуне и не носил шапан с золотой вышивкой», является ценной энциклопедией. Он был постоянным автором 22-томного «Нового энциклопедического словаря», подготовленного и изданного этим коллективом, в качестве полноправного члена Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества и члена его правления в 1894-1898 годах, а также полноправного члена Омского отделения Московского общества сельского хозяйства.

В 1908-1910 годах он был автором научно-публицистического журнала «Сибирские вопросы», в 1922-1927 годах — литературным сотрудником Казахской редакции Центрального издательства народов СССР в Москве, профессором Санкт-Петербургского государственного университета, а в 1926 году — постоянным экспертом по Казахстану в специальном комитете Академии наук СССР по изучению союзных и автономных республик.

Он участвовал в работе четырех экспедиций, работавших в казахской степи с 1896 по 1927 год. До «Казанского бунта» 1917 года он непосредственно участвовал в экспедиции «Тобол» и в статистических и экономических экспедициях под руководством Ф.А. Щербины и С.П. Швецова.

В характеристике, данной казахскому ученому академиком Академии наук СССР С. П. Швецовым в 1928 году, высоко оценивается огромный труд Алихана, проделанный им в научных экспедициях как во времена царизма, так и в советский период. Он пишет, что Бокейхан был консультантом многих ценных научно-познавательных работ по Казахскому краю, казахскому искусству и культуре как во времена царизма, так и в советскую эпоху.

Алеке, в 1926 году, внес значительный вклад в антропологическую экспедицию Академии наук СССР, исследовавшую бывший Адайский уезд, ныне Атыраускую и Мангистаускую области.

В целом, хотя последняя 9-томная коллекция сочинений не содержит подробностей о поездке Алихана Нурмухамедовича в Мангистау, мы надеемся найти их в исторических документах, которые нам еще не попались. Тем не менее, академик Алькей Маргулан в своих воспоминаниях, опубликованных после его смерти, описывает поездку национального героя в священный край, где жили и проходили многие народы, вместе с экспедицией следующим образом: «В том же 1926 году еще одна экспедиция, отправившаяся в Мангистау, исследовала экономику региона. Ее начальником был наш глубокоуважаемый соотечественник, авторитетный ученый, экономист, профессор Ленинградского университета А. Бокейханов. Адайцы смогли оценить неоценимый вклад Бокейханова в дело своего народа. Поэтому они очень высоко его уважали».

Алихан, выросший в семье с хорошим воспитанием и собственными принципами, мечтал получить образование и служить своему народу. Ребенок, научившийся читать по-мусульмански в сельской школе, учился в русско-казахской начальной школе в Каркаралы. Судьба подарила ему возможность отправиться в Россию после окончания Омского технического училища. Понимая, что высшее образование необходимо для изучения и понимания национальных интересов, он окончил Лесной институт и юридический факультет Императорского университета в Санкт-Петербурге в 1890-1894 годах, получив две специальности. Мы понимаем, что четырнадцать лет службы в Омске были направлены на использование полученных знаний на благо народа. Алихан исследовал казахский народ, землю и воду, чтобы понять, как они живут. Он мечтал строить города, заниматься земледелием, обучать детей, не разделяя на богатых и бедных, но не смог этого достичь. Он посвятил свою жизнь казахам.

Бокейхан, который в молодости учился в интернате и вырос в коллективе, особенно ценил Ахмета Байтурсынулы и Магжана Жумабаева. Общая цель, общее мнение, одно желание объединили его с национальными интеллигентами, которые посвятили силу своего пера своему народу. Когда в 1913 году Бокейхан, Ахмет и Миржакып начали издавать газету «Қазақ» в Оренбурге, вероятно, тогда было сказано: «Алеке хотел познакомить мир с происходящими в мире событиями и сделать народ образованным». Первая страница газеты «Қазақ», организованной казахским интеллигентом Алиханом Бокейханом, вышла 2 февраля 1913 года, а после отречения царя Николая от престола, по предложению этого деятеля, появилась газета «Сарыарқа». Кроме того, он издавал журналы «Темірқазық» и «Шолпан». В 1906-1907 годах газеты «Иртышъ», «Омичъ», «Голос степи» выходили под редакцией Бокейхана. Он также помог в организации журналов «Әйел теңдігі», «Сәуле», «Жаңа мектеп». Мощность пера Бокейхана и его энергичная деятельность подтверждаются публикацией его статей и научных работ в нескольких изданиях. С 1895 по 1903 год он часто писал не только в газету «Степной край», но и в другие областные, региональные газеты и журналы, научные сборники. Среди них: «Туркестанские ведомости» (Ташкент), «Киргизская степная газета», «Дала уалаятының газеті» (Омск), «Семипалатинские областные ведомости», «Семипалатинский листок», журналы «Русское богатство», «Русская мысль» и «Жизнь», справочник «Памятная книжка Семипалатинской области» (Семипалатинск), «Известия Западно-Сибирского отдела» И.Р.Г.О. (Омск), научные сборники «Записки Семипалатинского Подотдела Западно-Сибирского Отдела И.Р.Г.О.» (Семипалатинск).

В 1905 году он начал тесно сотрудничать с газетами «Речь», «Слово», «Сын Отечества», «Наша жизнь», издававшимися в Санкт-Петербурге от партии «Народная свобода». Деятель, предвидевший будущее и смотревший на горизонты грядущего, не забывал уделять особое внимание важнейшим благам, входящим в национальные интересы. Алихан, находясь в водовороте политики, уделял внимание состоянию родного языка, неиссякаемости родника национального фольклора, развитию литературы и давал свои мудрые советы. «У нас раньше не писали романов. Роман Мир Якуба «Бақытсыз Жамал» — это крошечная книжка. Я взял ее, чтобы написать рецензию для «Қазақ». Я сидел над ней две недели. Это то, чего я раньше не делал. Может быть, из-за отсутствия у меня навыков рецензирования, читатели сами решат. Ахмет и Мир Якуб, которые пишут художественные книги в цивилизованных странах, посвящают всю свою жизнь мелким газетным делам. Неужели люди не дают им возможности делать то, что они умеют? Если бы Шакарим, Ахмет, Мир Якуб (они не получили благословения от Аполлона) не были бы забыты, я бы стал рабом выполнения долга рецензента», — писал Газихан из города Самара в 1915 году.

Патриот нации проявил себя не только в общественно-политической борьбе, но и в области истории и литературы. Об этом свидетельствует перевод журналистом и публицистом произведений древней литературы и русских классиков на казахский язык, а также его вклад в народное устное творчество. Он работал над обработкой и изданием книг по эпосам «Кобланды», «Ер Таргын», «Козы Корпеш-Баян сулу», «Калкаман-Мамыр». Тот факт, что он написал сотни произведений, равных по значимости интересам народа, для изданий на казахском и русском языках, является неоспоримым свидетельством мощи его трудолюбивого пера. Вероятно, поэтому многие, кто был близок к изданиям, называли Алеке журналистом и публицистом.

Участвуя в работе четырех научных экспедиций, разделенных на степные и Туркестанские регионы, он собирал богатый опыт среди исследователей земли, социально-экономического положения, сельского хозяйства и природных богатств казахов. Полученные знания пригодились ему в то время, и он постоянно публиковался на страницах газет. Он написал несколько научных монографий и стал автором десятков очерков о том, что знал и понял. Будучи сам из знатного рода, Алихан Бокейханулы, чьи взгляды и мышление сформировались в среде простого народа, успешно прошел испытание этих экспедиций и был назван экспертом по казахскому народу. Гражданин, выросший как патриот, сформировал свои первые политические взгляды под влиянием первой русской революции. Освоив публицистику наряду с научной работой, он кипел в котле общественно-политической среды. Какими бы ни были переплетающиеся жизненные обстоятельства, национальные интересы, противоречия в обществе, они не смогли остановить выдающегося сына Алаша ни на мгновение. Надежда на грядущую свободу вела его вперед. Возможно, это было врожденное качество, но он не боялся опасности, угрожавшей ему, и не боялся близкой угрозы.

В любом его деле, в любом труде нет и следа небрежности. Это были мысли, рожденные глубоким умом, зрелые мысли, исходящие из образованного сердца. Даже в самые трудные времена, когда не было возможности действовать широко, он выполнял несколько работ и придумывал новые идеи. Вероятно, поэтому острые мысли, рожденные из энергичного ума, прорывались и достигали цели. Проходя через сложные и трудные пути общества, он переживал не только за казахов, но и за положение всего мусульманского мира. Горе народов, ставших жертвами колониальной политики царского правительства, было горем Бокейхана. Мечтая о свободе своего народа, он посвятил себя этому делу. Хотя солнце взошло над его главной мечтой, конец был омрачен черными тучами. Алеке не сожалел о своем деле и не бежал. Он остался со своим народом и принес себя в жертву ради мечты народа. Простой народ был его душой, и он отдал им свою жизнь. После этого великого человека осталось отражение правды: «Алеке не был богатым, он был человеком, который был на стороне бедных и нуждающихся».

Алихан внес большой вклад в решение ряда вопросов, связанных с политикой царского правительства по сбору людей из казахов для черных работ. Действительно, было очень трудно успокоить народ, который не понимал или не осознавал причин движения, вызвавшего волнения и беспокойство в народе. В этот период выдающиеся сыны казахского народа были в центре этого «сложного дела» и способствовали решению многих проблем, угнетавших народ. Алеке путешествовал по стране, посещая Тургайскую область, Тургайский уезд, Кабыргинскую волость, Актобе, Ыргыз, Адай. Он работал вместе с теми, кто был призван на черные работы, рубя сосны на Западно-Фронтовом фронте в Беларуси, говоря: «Идите на работу, не сопротивляйтесь, не бегите! Я буду с вами». После падения царя в феврале 1917 года Аспандияр Кенжин возглавил возвращение призванных на черные работы на родину. Стоит отметить, что в это время Бокейхан был вызван в Петроград и назначен комиссаром Временного правительства по Тургайской области и членом Туркестанского комитета, управлявшего Туркестанским краем. Миржакып Дулатов также участвовал в работах на фронте. Ахмет Байтурсынов, занимаясь с группой товарищей изданием газеты «Қазақ» в Оренбурге, писал о положении казахов в возрасте 19-31 года, призванных на черные работы, и о новостях мира следующим образом:

«… Казахи хорошо питаются. Они довольны тем, что им разрешили забивать лошадей. Парни жалуются, что доктора и фельдшеры плохо их лечат, не слушают, ненавидят. Были такие случаи: когда больные казахи умирали в больнице, их хоронили, не сообщая товарищам и мулле, что является оскорблением религиозных чувств всех казахов. Присутствующие чиновники довольны работой парней. Мы были этому очень рады» (Галихан, Мырзагазы, Тел, Муса, Хасен, 1917 год, Западный фронт).

Патриот нации, не отклоняясь от избранного пути, неустанно выступал с весомыми речами по вопросам языка, религии и независимости на больших трибунах. Он собрал вокруг себя образованных и просвещенных представителей казахской интеллигенции того времени, таких как Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Жакып Акбаев, и организовал движение «Алаш». «Если говорить об идеологии партии, то мы не найдем лучшего лозунга, чем лозунг «Алаш» наших предков. Поэтому название казахской политической партии «Алаш» приходит на ум без лишних размышлений». Это слова самого Бокейхана, написанные в Оренбурге в 1917 году. Именно в это время начался сложный период активного участия Алихана Бокейхана в общественно-политической борьбе. Партия «Алаш» — первая национально-демократическая партия казахов. Ее целью были народные вопросы. В программе партии говорилось, что человек, желающий стать членом партии, должен быть честным, справедливым, неукоснительно выполнять возложенную на него работу, несмотря на трудности. Указывалось, что люди, чьи слова и дела расходятся, кто не держит своих обещаний, кто колеблется, не могут быть членами партии.

Создание Алашской автономии было самым важным из десяти вопросов, рассмотренных на втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. В статье, опубликованной в то время в издании «Сарыарқа», говорилось: «Для защиты областей Алаша от нынешних беспорядков создать Временный Национальный совет. Назвать его «Алашорда». Членами Алашорды будут 25 человек, 10 мест оставлены для других казахов среди казахов-кыргызов. Временной постоянной резиденцией Алашорды будет город Семей. Алашорда с сегодняшнего дня берет власть казахско-кыргызского народа в свои руки» (25 января 1918 года, №29).

К временному национальному совету, созданному по инициативе казахской интеллигенции, привлекались образованные, всесторонне развитые специалисты из разных областей, осведомленные о общественно-политических изменениях, происходящих в мире. На пост председателя правительства претендовали три кандидата — Алихан Бокейхан, Бахыткерей Кульманов, Айдархан Турлыбаев. В результате, обойдя двух соперников и набрав наибольшее количество голосов, Алихан был избран председателем. Это один из моментов, когда голос выдающегося деятеля Алаша Бокейхана прозвучал громко.

Хотя движение «Алаш» и «Алашорда», стремившиеся к светлому утру независимости, имели короткую жизнь, поучительные страницы истории не устают говорить о них содержательные мнения и ценные истории. Независимости, о которой мечтали наши предки, а затем и выдающиеся сыны нашего народа, боролись и стремились к ней, мы достигли лишь спустя 70 лет. Учитывая, что ржавчина не трогает чистые мечты в сердце человека, мы признаем, что мечты наших благородных сынов о свободе своей страны будут жить вечно. Одним из свидетельств этого является сегодняшний облик великого казахского народа, живущего под знаменем свободы. По словам его родственников, дела, совершенные таким сыном, как Алихан, который родился с одним характером и умер с тем же характером, имеют особое значение. Любовь казахов к своему народу означает уважение к родному языку, традициям предков, истории, культуре, обычаям и родной земле. Каждая нация должна владеть своей землей и жить независимо, не подчиняясь никому.

«Мой отец, мой брат, образ которого мне очень дорог, которого я очень любил, стоит перед моими глазами. Он был высоким, крепкого телосложения, широкоплечим, с смуглым цветом лица, смотрел на людей большими открытыми глазами, выглядел сурово, но был нежен душой, любил детей, проявлял сострадание ко всем, был щедрым и благородным человеком, желавшим делать добро другим», — писала в своих воспоминаниях Гульнар апай, дочь Миржакыпа Дулатова.

Казахские издания, бывшие вестниками своей эпохи, были друзьями Алихана. Он передавал своему народу огонь, который жёг его изнутри, и боль, которая терзала его сердце, с помощью своего пера. Какими бы трудными ни были его испытания и раны, он не говорил о своих личных проблемах. Его письмо, которое является свидетельством этого, говорит о его стремлении к свободе казахов: «Любимый сын Алаша! Кто привел нас к этой радости, к этой свободе? Давайте подумаем, кому мы обязаны.

У всего есть своя цена. Если мы скажем, что мы разделяем его добро, но держимся подальше от его зла, мы будем против Бога. Когда русский народ жертвовал своими жизнями на пути к свободе, мы должны были отдать свои шкуры!

Давайте объединимся и будем служить укреплению нового правительства. Скоро на учредительном собрании и в Государственной Думе мы будем участвовать в соревнованиях, получать призы и открывать путь к благосостоянию нашего народа! (Алихан, Мустафа Шокайулы, Миржакып Дулатулы. Газета «Қазақ», №225, 1917 год, Оренбург).

«Как говорится, благородного преследует благородный, благородного рождает благородный», Алихан из Алаша происходит от Бокейхана, одного из последних казахских ханов. Нурмухамед, четвертое поколение Бокейхана, — отец Алихана.

Говорят, у Бокейхана было девять сыновей от пяти жен. Один из них — Султангазы. В то время у каждого рода аргынов были свои торе. Возможно, отсюда и пошла поговорка «У народа с торе есть вершина». Султангазы, названный торе Алтеке-Сарым, был образованным, авторитетным человеком, получил звание полковника царской армии, стал военным деятелем и имел влияние в Каркаралинском регионе. Существует легенда, что Султангазы отдал своему старшему сыну Дайыру-торе в качестве наследства земли вдоль реки Токырауын, включая Бас-Сарытерек, а также долины Шатырша и Жосалы, где сегодня находится село Актагай, и что он собственноручно посадил там серебристые тополя в Сарытереке и белые березы в Актагае. Название Актагай произошло от этих посаженных берез» (Тунгушбай Мукан, «Токырауын тынысы», 2015 год).

Благородный человек, несмотря на суровый вид, не отрывался от родной земли. Сам факт посадки в Европе смородины на могиле отца в Желтоу — редкий и образцовый поступок. «Это смородиновое дерево, несмотря на то, что оно находится на холме, до сих пор растет и процветает. Одно из трех деревьев, посаженных наверху, было срублено в начале пятидесятых годов прошлого века», — писали в прессе.

«Чтобы народ, созданный нашим отцом и братом, не забыл свою славу, ради тюркского народа я не спал ночью, не сидел днем, проливал свою красную кровь, потел, не жалел своих сил», — так говорил наш предок Кюльтегин о жестокой борьбе, и судьба написала это на челе вождя движения «Алаш». В то время, когда справедливость и несправедливость боролись, думая о народе и чести нации, этот выдающийся сын был арестован 7 раз до революции 1917 года, провел в тюрьме от четырех до восьми месяцев, дважды был в ссылке. Он провел восемь лет своей политической жизни в Самаре и пятнадцать лет в Москве. Такова была его скорбная жизнь, выдающейся личности Алаша.

«Доброе имя не умирает, письмо ученого не умирает». Это казахская поговорка. Из произведений поэтов и писателей, дошедших до нас из той эпохи, мы видим, что громкий голос этого сына Алаша, который прожил свою жизнь как спутник бурной судьбы, посвятив ее своему народу до последнего вздоха, был известен и ценим при жизни. Бокейхан, который жил среди бурь правды и подвергался преследованиям, никогда не расставался со своим народом ни на мгновение. Поэт Копбай Жантаюлы в 1905-1908 годах посвятил ему следующее стихотворение:
«Мой дорогой, ты единственный среди казахов,
Рождаются такие сыны редко.
Ты прожил жизнь в страданиях,
Словно умер бык или сломалась телега».
Подобное стихотворение, сердечное приветствие Султанмахмута Торайгырова, когда Алихан был избран председателем Алашской национально-территориальной автономии 13 декабря 1917 года, звучало так:
«Мир тебе, мой мудрец,
Стремившийся к благу мусульман.
Давно не виделись,
Жив ли ты, мой лев!»
Конечно, сыновей, ставящих нужды своего народа выше личных, очень мало. Одним из них и единственным был сам Алихан Бокейхан. Исследователи великой исторической личности дали этому редкому в казахской истории деятелю оценку: «Выдающаяся личность, служившая своему народу беззаветно». Составитель его жизнеописания и ценных произведений заключает: «Алихан — потомок Чингисхана, потрясшего весь мир, потомок знати, но он не был возведен на трон хана, как Касым хан, Абылай хан, Бокей хан, Кенесары, чье время прошло».
А стихотворение Ахмета Байтурсынова, воспевающее его: «О, мой зоркий сокол, не промахивающийся взглядом, мой конь, не устающий в дальнем пути, стремящийся поднять груду мертвых на вершину холма!» — или его категоричное высказывание «Алихан — вождь вождей» давно стали основой произведений современных журналистов об Алеке. А Сакен Сейфуллин сказал: «В Семипалатинске народ встретил Алеке как единственного, посланного Богом». Японский ученый Уяма Томохико выразил свое уважение: «Во взглядах Алихана наряду с прогрессивными и европеистскими идеями присутствовала идея сохранения казахских традиций и казахского духа». Ученый М.Б. Олкотт, тщательно исследовавший движение «Алаш», приходит к выводу: «…он смело разоблачил национальный антагонизм колониальной администрации, которая не признавала права на землю и объявляла все ее земли собственностью казны или «собственностью русского царя»».

В конце 1960-х годов первый казахский профессор математики, просветитель и выдающийся общественный деятель Алимхан Ермеков дал следующую характеристику Алеке: «Он окончил экономический факультет Санкт-Петербургского лесного института. Экстерном, вместе с Лениным, сдавал экзамены на юридический факультет. Он был ученым с глубокими, океаническими знаниями. Он свободно говорил и писал на девяти иностранных языках… Мы говорили, что наш ум подобен реке Токырауын, а Алеке — океану Балхаш», — сказал он. «Каждая эпоха имеет свои актуальные проблемы. В то время, когда Алихан Нурмухамедович и его соратники жили, самой актуальной проблемой казахского общества была национальное равенство и политическая свобода.

Алихан Бокейхан был не только борцом за решение проблем, но и лидером в этой борьбе как политический деятель всего казахского народа. Один из его последователей, Жүсіпбек Аймауытұлы, еще одна жертва преследований, в своем посвящении ему писал: «Наш брат, наша высокая гора, пожертвовавший своей головой на казахском пути в темноте и скитаниях! Твой жизненный путь — это светильник, зажженный для нас, твоих младших братьев», — и он не ошибся», — писал известный историк Мамбет Койгелдиев.

«Я не любил советскую власть, но вынужден признать», — сказал он в своем последнем слове в суде, и этот благородный муж, ставший жертвой политической борьбы, был приговорен к расстрелу 27 сентября 1937 года. Этот великий сын казахского народа, который при жизни говорил: «Я ничего не возьму у казахов. Когда умру, мне понадобится 2,5 метра земли», не обрел покоя на родной земле, его кости остались в Москве. Этот деятель Алаша, попавший в кровавые сети клеветы и ушедший из жизни с несбывшимися мечтами, был реабилитирован 8 сентября 1955 года.

Сколько бы почестей ни было оказано такому благородному сыну, как Алихан, который сдержал свое обещание народу и выполнил свой сыновний долг, этого будет недостаточно. Ведь на пути, пройденном Алиханом, лежит ценная история, жизненная судьба казахского мудрого народа, трудные времена, когда он жаждал свободы. Нынешнее поколение, которое изучает историю, читает и познает ее, должно было бы научиться любить свою страну и землю, служить своему народу, быть защитником своего народа. Если бы мы читали дела исторических личностей, заложенных в жилах истории, и познавали их знания, мы бы поняли, что они являются патриотами своего народа.

Совпадение 25-летия нашей великой Независимости, о которой наши предки мечтали всю жизнь, и 150-летия Бокейхана в этом году кажется чудесным творением. То, что великий сын, жаждавший свободы, и его несбывшаяся мечта о празднике гармонируют друг с другом, приносит радость. В связи с этим закономерно возникает вопрос: какую дань уважения оказал народ этому благородному деятелю, который сделал так много для Алаша и прожил жизнь, мечтая о независимости страны? Известно, что сегодня в Алматы, южной столице Казахстана, в столице Астане и других городах улицам присвоены имена, достойные этого мужа. Еще одной непреходящей ценностью является выход в 2013 году 9-томного собрания сочинений общественного и государственного деятеля. Радует то, что даже спустя три года эти собрания сочинений этого благородного мужа читаются от руки к руке.

Лента времени, скользящая, как ртуть, может унести многие события в глубины истории. Однако, упорный характер, мужественное сердце, национально-ориентированный Бокейхан, ставший гордостью Алаша, не может погрузиться в глубины истории. Причина в том, что мы, дети казахов, живем под синим знаменем Свободы, о которой мечтал Алихан. Поэтому, пока синее знамя развевается в небе, имя Бокейхана будет возвышаться! Благородные дела, которые будут совершены в честь нынешнего юбилея, — прежде всего, если прах героя, покоящийся на Донском кладбище в Москве, будет возвращен на родную казахскую землю, это будет самое благородное дело. В рамках подобных мероприятий — присвоение его имени одному из городов на его родной земле, учреждение стипендий и грантов имени Бокейхана для лучших студентов вузов и талантливых журналистов, съемка фильма, достойного его имени, тщательное изучение и сбор его рукописей и документальных произведений, погребенных в московских архивах, организация воспоминаний, широкая пропаганда среди казахской молодежи — все это предстоит в будущем. Действительно, «Сын степи, глава народа, прибежище казахов, защитник страны, разве забудет его этот казахский народ?!»

Итак, давайте ценить и беречь наши национальные идеалы. Одним из таких благородных дел является праздник Алихана. Мы надеемся, что этот праздник, который Казахстан сможет с гордостью представить другим странам, будет прекрасно отмечен на уровне ЮНЕСКО и станет красивым зрелищем.

В одной из своих статей в газете «Қазақ» Алеке писал: «Если народ не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то она сама становится уязвимой. Народ, который не хочет быть униженным среди других народов мира, который не хочет, чтобы его род исчез, должен понимать и знать свою родословную на уровне веры». Эти мудрые слова мудреца звучат так, будто адресованы сегодняшнему казахскому народу.

Мирзак ОЗГАНБАЕВ, профессор.

Журнал «Ақиқат»

Previous Post

Римма Тажибаева: Наши продукты не уступают зарубежным

Next Post

Национальный парк, созданный для интересов нации

Next Post

Национальный парк, созданный для интересов нации

Свежие записи

  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.